Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Сценарий поддержки

Вахтанговские премьеры на новой сцене

Громкой премьерой порадовал зрителей этой весной Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Худрук Римас Туминас взялся за литовскую прозу и поставил спектакль «Улыбнись нам, Господи». Все премьеры в этом сезоне проходят на заново оборудованной, современной сцене. А благодаря финансовой поддержке театра банком ВТБ24 зрители сидят в отремонтированном зале с комфортными креслами.

Все начиналось на этих подмостках…

Нынешний, 93-й по счету сезон начался для театра неожиданно: артистов пригласили собраться не в фойе, как обычно, а в зрительном зале. Случайный посетитель удивился бы, увидев в партере известных актеров: Владимира Этуша, Галину Коновалову, Людмилу Максакову, Юлию Борисову, Василия Ланового и многих других таких любимых и узнаваемых.

Оказалось, что так худрук Римас Туминас решил поздравить коллег с завершением ремонта основной сцены. «Здравствуйте, театр!», – воскликнул он. Занавес раздвинулся, и актеры увидели обновленные подмостки. «Пусть эта новая сцена принесет нам удачу, – пожелал художественный руководитель. – Ведь сцена – это светлое, святое, хорошее». На память о прежнем помосте, который прослужил много десятилетий, труппе приготовили сувениры – небольшие деревянные фрагменты исторической сцены. Вахтанговцы унесли эти дорогие сердцу сувениры по домам.


ВЕСНОЙ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ – ПОСТАНОВКА ХУДРУКА РИМАСА ТУМИНАСА «УЛЫБНИСЬ НАМ, ГОСПОДИ» 

Театр провел масштабный ремонт, не останавливая творческий процесс. А объем работ впечатляет: за последние пять лет капитально обновлено здание, полностью модернизировано оснащение сцены. Выделенные банком ВТБ24 средства позволили отремонтировать и зрительный зал: декоративное убранство полностью отреставрировано, заменен дубовый паркет, заново обтянуты кресла в зале. Теперь обновленную сцену видно из любой точки зала благодаря специально созданному подъему во всех секторах. Об актерах тоже позаботились: на средства банка были отремонтированы гримерные, открыто новое актерское фойе.

Несмотря на глобальность преобразований, ремонтом обновление театра не ограничивается. Уже началось строительство нового зала-трансформера на 250 мест вместе с многофункциональным комплексом, который включает в себя склады для хранения декораций и помещения театральных служб.

 

Здание театра имени Евгения Вахтангова

Большое, украшенное колоннами здание театра имени Евгения Вахтангова в центре старого Арбата знакомо не одному поколению москвичей. 13 ноября 1921 года открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: ул. Арбат, 26 (там, где Театр имени Евгения Вахтангова находится и сегодня). В честь открытия давали «Чудо святого Антония». А уже в начале 1922 года Москва бурно рукоплескала успеху спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Сегодняшнее здание на Арбате – это новая, послевоенная постройка. В одну из первых бомбежек Москвы, осенью 1941 года, особняк Берга на Арбате был разрушен. Под обломками тогда погиб артист театра Василий Куза, а фрагменты декораций и реквизита взрывная волна разметала по всему кварталу. Новое здание построили в 1947 году по проекту архитектора Абросимова.

Попасть в душу

Первой премьерой нынешнего сезона в театре Вахтангова стала сказка Шарля Перро «Кот в сапогах», которую поставил со студентами четвертого курса Щукинского училища режиссер Владимир Иванов. Чуть позже состоялась премьера «Отелло» в интерпретации мастера хореографических версий Анжелики Холиной. Весной появился новый спектакль – постановка худрука Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи». Пьесу по одноименному роману Григория Кановича и по произведению того же автора «Козленок за два гроша» режиссер написал еще 20 лет назад. Эта постановка оказалась проверена временем: ее исполняли на сцене Вильнюсского Малого театра на протяжении целого десятилетия, после чего она перешла в разряд театральных легенд.

Пьеса повествует о долгом жизненном пути стариков евреев, отправившихся в город Вильно разузнать о судьбе сына одного из них. Молодой человек покушался на жизнь генерал-губернатора. В центре всей истории – дорога к детям. Ключевая мысль автора – каждому уготовано свое место в жизни, своя судьба. За время пути в воспоминаниях стариков всплывает много невзгод и жизненных перипетий, нет в них только радости и надежды. В театральной афише так и обозначено: «А может быть, случится наконец чудо, и палестинец доберется до земли обетованной, сына Эфраима оправдают, а Авнер, превратившись в дерево, обретет вечную жизнь. И все это произойдет?!! Только улыбнись нам, Господи».

В постановке заняты приглашенный актер Виктор Сухоруков и ведущие артисты театра Вахтангова – Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Алексей Гуськов, Евгений Князев, Юлия Рутберг. «Это произведение совершенно не еврейское – оно общечеловеческое», – считает Евгений Князев. А Сергей Маковецкий добавляет: «Правильные вещи, произнесенные торжественно, никто не услышит. Если говорить их просто, они попадают в душу».

Помимо данной премьеры репертуар Первой студии Вахтанговского театра в этом сезоне пополнился двумя названиями – «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло и «Пеллеас и Мелизандра» М. Метерлинка. На Малой сцене играют гоголевскую «Женитьбу» в постановке Сергея Кутасова.


ТЕАТР УМУДРИЛСЯ ВЕСТИ МАСШТАБНЫЙ РЕМОНТ, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

«Принцесса Турандот»

Вершиной творчества Евгения Вахтангова принято считать постановку «Принцессы Турандот» Карло Гоцци (1922). Станиславский, побывавший на премьере, отмечал такую силу гротеска, что «за двадцать три года существования Художественного театра таких побед – считанные единицы». В тот момент Вахтангов уже был прикован к постели, судьба отсчитывала последние дни и часы его жизни. Чтобы выразить свой восторг, Станиславский в антракте на извозчике поехал домой к Евгению Богратионовичу. И второе действие не начинали, пока Константин Сергеевич не вернулся обратно в театр. «Турандот» издавна считают манифестом театра, неслучайно этот спектакль ставили не один раз (в 1963 году – к столетию Станиславского и восьмидесятилетию Вахтангова).

«Принцесса Турандот».
Постановка 1922 года

«Принцесса Турандот».
Постановка 1991 года

Вояж «Онегина»

В нынешнем сезоне вахтанговцы трудятся на всех, в том числе новых, площадках. Но и этого, как выясняется, им недостаточно: театр еще осенью запланировал многочисленные гастроли. В итоге постановки Вахтангова увидели жители Ульяновска, Орла, Калуги, Иркутска, Красноярска, Саранска, Южно-Сахалинска и Владикавказа. Из зарубежных стран – в числе поклонников театра теперь Германия, Греция, Испания, Куба, Англия, Турция, Чехия, Польша и др. ВТБ24 выступил спонсором гастролей театра в Воронеже. В феврале артисты показали в этом городе пять спектаклей «Ветер шумит в тополях», а также «Посвящение Еве», «Последние луны», «Медея».

Римас Туминас
В глобальном мировом турне находится и главный фаворит прошлого сезона – пушкинский «Евгений Онегин», созданный также при поддержке розничной «дочки» ВТБ. Нашумевший спектакль в постановке Римаса Туминаса с участием Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Владимира Вдовиченкова, Людмилы Максаковой, Юлии Борисовой, Галины Коноваловой уже посмотрели в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Париже. Весной труппу ждут в Афинах, Нью-Йорке, Бостоне и Торонто. Летом – в Тель-Авиве и Лондоне. Завершится вояж осенью в Риге и Таллине.

«Онегин» в интерпретации театра Вахтангова – это попытка проникнуть в сущность русской души, понять неподдающийся трезвому анализу национальный характер. В нем представлено общество во всех его ипостасях – наивной прелести языческой деревни и холодной чопорности высшего света. Здесь есть и отважная трепетность Татьяны, и игривая наивность Ольги, «ума холодные наблюдения» и «сердца горестные заметы».


В ГЛОБАЛЬНОМ МИРОВОМ ТУРНЕ НАХОДИТСЯ И ГЛАВНЫЙ ФАВОРИТ ПРОШЛОГО СЕЗОНА – ПУШКИНСКИЙ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», СОЗДАННЫЙ ТАКЖЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ РОЗНИЧНОЙ «ДОЧКИ» ВТБ. ВЕСНОЙ ТРУППУ ЖДУТ В АФИНАХ, НЬЮ-ЙОРКЕ, БОСТОНЕ И ТОРОНТО. ЛЕТОМ – В ТЕЛЬ-АВИВЕ И ЛОНДОНЕ

Громкий успех спектакля объясняется тем, что Римас Туминас разрушает стереотипы. Его постановка, как всегда, выстроена нестандартно – полифонично, музыкально, эмоционально. Режиссеру чужд поэтический флер, он ломает ритмическое построение фразы. Его влечет проза жизни, он протестует против ложной лиричности. Своим спектаклем Туминас разрушает «хлам воспоминаний» ранее увиденного и прочитанного и открывает новый смысл в характерах и сюжете. Кто герой его романа – Онегин? Нет, сегодня главный герой – Татьяна. «Татьяна – русская душою…»

Каждый спектакль вахтанговцев сопровождается неизменными аншлагами – в любом городе любой страны. В прошлом сезоне театр в общей сложности показал 364 спектакля при полных аншлагах. «Мы стали заметными, узнаваемыми», – так завершил Римас Туминас ту памятную многим встречу с актерами, разместившимися в зрительном зале. А потом неожиданно добавил: «Только романов у нас в театре маловато. Так что смело влюбляйтесь, разводитесь, женитесь. В новом сезоне разрешаю».

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск