Рейтинг@Mail.ru
Курс

Качественный рост

Стратегический выбор ВТБ в новых условиях

Опережающий рост розницы, ставка на средний бизнес и экономия. В сложных макроэкономических условиях группа ВТБ рассчитывает к 2017 году почти в полтора раза увеличить активы, повысить эффективность и заработать до 160 млрд руб. чистой прибыли. Неудивительно, что новая стратегия группы на ближайшие три года получила название «Стратегия качественного роста».

Текст Дарья Ветрова

Стартовые возможности

Этот программный документ ВТБ пришел на смену предыдущей стратегии, которая охватывала период с 2010 по 2013 год. За четыре года группа увеличила активы в 2,4 раза – до 8,8 трлн руб. Кредитный портфель вырос в 2,5 раза, средства клиентов – в 2,7 раза. Это произошло за счет как органического роста, так и приобретений.

«Мы создали уникальную бизнес-модель, основанную на сочетании ведущего корпоративно-инвестиционного банка и одного из самых эффективных розничных банков на российском рынке. Мы укрепили свои позиции в качестве лидера рынка, нарастив объемы бизнеса быстрее конкурентов», – отмечает президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин.

В рамках новой стратегии ВТБ сосредоточится на повышении качества работы 

Столь высокие показатели – в том числе, и результат покупки и успешной интеграции ТрансКредитБанка (ТКБ) в 2010 году и Банка Москвы в 2011-м. ТКБ принес группе 900 компаний и около 2 млн розничных клиентов. А это 300 млрд руб. корпоративного и еще 125 млрд розничного кредитного портфеля. Сегодня продолжается интеграция сети ТКБ в банк ВТБ24. Банк Москвы, напротив, вошел в группу как универсальный банк и усилил позиции ВТБ в муниципальном бизнесе, в работе с правительством Москвы и другими крупнейшими регионами. Вклад регулярного бизнеса Банка Москвы в прибыль группы превысил 20%.

Свой розничный бизнес группа ВТБ укрепила благодаря созданию «Лето Банка», специализирующего на потребительском кредитовании. ВТБ удалось предложить новый оригинальный продукт для массового потребителя, который стремительно завоевывает рынок. По итогам 2013 года «Лето Банк» стал одним из наиболее успешных новых российских брендов. В его активе более 500 000 клиентов, 272 клиентских центра и более 21 000 магазинов-партнеров.

В 2010–2013 годах группе удалось превысить целевые показатели роста; стартовые позиции для реализации новой стратегии очень неплохие. Однако стоит признать, что рентабельность бизнеса не всегда соответствовала ожиданиям. Так что в рамках новой стратегии ВТБ сосредоточится на повышении качества работы. «Сейчас мы будем стремиться к повышению эффективности, а не к активному росту бизнеса, как ранее», – так обозначил новую идеологию во время презентации стратегии Андрей Костин. 

Группа ВТБ сегодня


Новые риски 

Уже сейчас понятно, что, как минимум, ближайший год придется работать в довольно сложных условиях. Экономика России переживает не лучшие времена. В Министерстве финансов отмечают, что в стране сложились самые тяжелые условия с момента кризиса 2008–2009 годов. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в апреле также вынужден был признать, что ситуация в российской экономике достаточно напряженная. Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, экономика страны в 2014 году вырастет на 1,1%, а консервативному – только на 0,5%. В свою очередь, в Минфине не исключают, что по итогам года рост ВВП и вовсе окажется нулевым.

Несомненно, будет замедляться и рост российского банковского сектора. Эксперты говорят, что не стоит ожидать высокого спроса на кредиты, как, собственно, и больших объемов привлеченных от клиентов средств. Если говорить о корпоративном сегменте, то темпы роста кредитования, как ожидается, сохранятся. 

В розничном секторе банки будут тщательнее подходить к оценке рисков: меньше потребительских кредитов, больше обеспеченных. ВТБ прогнозирует, что корпоративное кредитование будет расти в среднем на 7–10% в ближайшие три года, розница несколько выше – на 15–20%.


Ставки сделаны

Тем не менее в планах ВТБ – наращивание чистой прибыли с нынешних 101 млрд руб. до 160 млрд к 2017 году. Активы, как сообщил заместитель президента – председателя ВТБ Герберт Моос, увеличатся до 12–13 трлн руб. По итогам 2013 года они составляли 8,8 трлн руб. 

При сохранении позиций в корпоративном секторе банк ставит на опережающий рост на розничном рынке. Речь идет о наращивании объемов работы с населением и малым бизнесом и, как результат, об удвоении прибыли от  розницы. По плану спустя три года группа ВТБ будет обслуживать 300 000 малых предпринимателей и 20 млн частных клиентов. То есть через три года каждый пятый банковский клиент будет клиентом группы ВТБ. 

В рамках новой стратегии будет оптимизирована и региональная сеть

Чтобы достичь этих показателей, банк планирует и дальше инвестировать в развитие дистанционных каналов обслуживания. Будут совершенствоваться действующие и разрабатываться новые сервисы для проведения банковских операций в Интернете, в том числе через мобильные приложения, а также через банкоматы и по телефону. Но это не означает сокращение офисов в офф-лайне. Наоборот, их общее число будет увеличиваться: через три года в России будут действовать 2600 отделений, работающих под брендами ВТБ24, «Лето Банк» и Банк Москвы. Это ровно на 1000 больше, чем сейчас. 

Одним из наиболее перспективных сегментов ВТБ называет средний бизнес, который выделяется в отдельный операционный сегмент. Его целью станет увеличение рыночной доли по всем ключевым направлениям, включая кредиты, текущие счета и комиссионные продукты. Как ожидается, клиентская база в ближайшие три года вырастет в 1,6–1,8 раза – это свыше 20 000 активных клиентов. 

По прогнозу банка, средства населения и корпоративных клиентов будут расти в среднем на 6–9% и 12–15% соответственно. 

Банковский рынок России


Единая платформа

Основным приоритетом группы станет повышение эффективности бизнеса. 

К концу 2017 года соотношение расходов и операционных доходов группы должно в итоге сократиться с текущих 49 до 42–43%. «У банка есть дальнейшие пути сокращения издержек, мы будем рассматривать их не только в области сокращения кадров или оплаты труда, но и в других сферах. В новой стратегии развития банка мы предусматриваем серьезный контроль за издержками, чтобы, по крайней мере, они росли более медленно по отношению к росту доходов. Должна расти производительность труда нашего банка, мы на это нацелены», – заявил президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин. Также особое внимание будет уделено дальнейшему укреплению риск-менеджмента на уровне группы.

В рамках новой стратегии будет оптимизирована и региональная сеть. Предполагается, что в городах, где есть отделения ВТБ, Банка Москвы и ВТБ24, дублирующие офисы будут постепенно закрываться. Пока не останется офис одного из банков группы, который в конечном счете будет обслуживать всех клиентов. Это станет первым шагом в программе дальнейшей интеграции структур группы и подготовки к дальнейшему переходу на платформу единого банка. Как отметил Андрей Костин, «эти инициативы в сочетании с четкими операционными и финансовыми целями, зафиксированными в стратегии, помогут нам успешно пройти все фазы экономического цикла и обеспечить прибыльный рост нашего бизнеса в интересах инвесторов».

Ключевые показатели стратегии Группы ВТБ 2014–2016 годов

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск