Рейтинг@Mail.ru
Курс

Зарубежный бизнес в динамике

ВТБ оптимизирует международную сеть

Об основных положениях новой стратегии ВТБ первыми в группе узнали руководители дочерних банков и компаний. Среди основных задач международной сети ВТБ – более глубокая интеграция бизнеса в разных странах, повышение качества управления и расширение линейки предлагаемых клиентам продуктов.

Текст Константин Угодников 

Проведение в Москве совещаний руководителей дочерних компаний группы стало доброй традицией. Встречи проводятся в штаб-квартире ВТБ в «Москва-Сити» раз в полгода. Очередной саммит состоялся в начале апреля. Президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин сразу задал деловой тон встрече. «Надо повысить эффективность международной финансовой деятельности, руководствуясь сугубо прагматичными экономическими соображениями, а не геополитическими интересами», – напомнил он собравшимся коллегам.

Дочерние компании первыми узнали, что финансовые результаты за прошлый год у группы ВТБ оказались очень неплохими. Суммарные активы дочерних банков группы к 1 января 2014 года составили 1,1 трлн руб., в том числе кредитный портфель – 0,7 трлн руб.

В своем выступлении руководитель ДДК – старший вице-президент ВТБ Михаил Якунин отметил, что большинство дочерних банков группы по итогам года выполнили поставленные задачи. В 2013 – начале 2014 года дочерние банки были докапитализированы на общую сумму более 3 млрд руб. Также в 2013 году осуществлен выкуп 28,5% доли ВТБ (Беларусь). В дальнейшем группа планирует докапитализировать банки, демонстрирующие возврат на вложенный капитал (ROE) выше 15%. Уже сейчас это «дочки», расположенные в таких странах, как Кипр, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Германия и Армения. ROE Европейского субхолдинга и вовсе превысил плановые показатели, составив за три года 20%. В перспективе до 2016 года докапитализация пройдет в большинстве зарубежных дочерних банков, формат присутствия которых не будет пересмотрен.

1,1 трлн руб. составили суммарные активы дочерних банков группы к 1 января 2014 года

Стратегические цели

«Стратегия группы станет для нас ориентиром на новый период, который, судя по началу текущего года, обещает стать настоящей проверкой на прочность и способность последовательно добиваться поставленных целей в непростых условиях», – отметил первый заместитель президента – председателя правления ВТБ Василий Титов.

Согласно новой стратегии зарубежные банки к 2016 году должны показать 10–12% от общегрупповой прибыли. ROE каждого из банков к 2016 году должен быть более 15%. При этом совокупный показатель отдачи должен составить 20%. Все эти цели вполне достижимы при повышении операционной эффективности, оптимизации процессов и снижении CIR.

Зависимость зарубежных банков от дополнительного финансирования со стороны материнской компании будет постепенно сокращаться. Упор решено сделать на привлечении средств на локальных рынках. Банки группы также будут активно развивать такой вид деятельности, как оказание комиссионных услуг своим клиентам. Подобные операции не несут кредитного риска, что в нынешних непростых экономических условиях является весьма значимым.

Кроме того, дочерние банки обязали стремиться к снижению отношения кредитов к депозитам. Это делается для того, чтобы избежать так называемого разрыва ликвидности.

Докапитализация дочерних банков Группы ВТБ в 2013 – начале 2014


Смена формата

Зарубежный бизнес изменится, в том числе, и структурно. Андрей Костин заявил о том, что ВТБ намерен изменить формат присутствия в ряде стран, таких как Вьетнам, Индия и Сербия. В 2014 году планируется слияние ВТБ Африка (Ангола) с Banco Privado Atlantico. В результате доля ВТБ в капитале объединенного банка составит порядка 10%.

Во Вьетнаме ВТБ в настоящее время владеет 50-процентной долей в капитале Вьетнамо-российского совместного банка (ВРБ), созданного в 2006 году. Остальной пакет принадлежит вьетнамскому правительству через Банк инвестиций и развития Вьетнама. В 2013 году ВРБ показал хороший результат, впервые выйдя на прибыль. В то же время текущая структура совместного предприятия существенно сдерживает развитие банка, ослабляет его конкурентные позиции. В связи с этим ВТБ рассматривает варианты выхода из сложившейся ситуации.

Филиал ВТБ в Индии будет преобразован в представительство в рамках реализации стратегии качественного роста и оптимизации затрат банка. Что касается Сербии, то этот банк достался группе с покупкой Банка Москвы. Вместе с ним ВТБ получил на обслуживание целый ряд как сербских, так и российских клиентов. Однако в рейтинге местных кредитных организаций ВТБ (Белград) занимает далеко не лидирующие позиции, поэтому с точки зрения дальнейшего развития бизнеса его вполне можно считать неперспективным. В настоящее время банк продолжает функционировать и удовлетворять запросы всех клиентов, выполняет свои обязательства в полном объеме. Но в будущем ВТБ считает более эффективным обслуживание местных клиентов с баланса Европейского субхолдинга и привлечение партнеров для более активного развития бизнеса в регионе.

В 2013–2014 годах общая сумма докапитализации составила более 3 млрд руб.

Новое китайское направление

В некоторых регионах группа ВТБ, наоборот, планирует наращивать свое присутствие. Одно из стратегических направлений – Китай. Филиал ВТБ в Шанхае является проводником российского бизнеса в этой стране с 2008 года. Более половины китайских клиентов уже открыли в филиале счета в рублях, финансовые учреждения КНР активно пользуются рублевыми корреспондентскими счетами. Со времени запуска прямых котировок «рубль – юань» на внутреннем валютном рынке КНР в 2010 году ВТБ получил статус маркет-мейкера по паре «рубль – юань» на Китайской валютной бирже и лидирует по суммам и объемам валютной торговли. В августе 2013 года была получена лицензия на ведение бизнеса с резидентами КНР в национальной валюте Китая, что позволило расширить продуктовую линейку филиала. В апреле 2014 года филиал получил разрешение на проведение международных операций в юанях КНР.

Работа с национальными валютами РФ и КНР – главное преимущество филиала и, конечно, его клиентов, особенно учитывая, что ВТБ – единственный российский банк в КНР.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск