Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Фиолетово-синий мир Рериха

В Русском музее впервые показали полностью «Богатырский фриз»

В год 140-летия со дня рождения Николая Рериха Русский музей в Петербурге, который обладает крупнейшим собранием живописи автора, открыл выставку работ художника. Ее генеральным спонсором выступил банк ВТБ.

Текст Наталья Славина

Он написал около 7000 картин, однако был еще философом, мыслителем, архитектором, археологом, писателем. Выдвигался на Нобелевскую премию, дружил с Римским-Корсаковым, Дягилевым и Джавахарлалом Неру. Его считают своим в России, Индии, Штатах и Азии. Он занимался спиритизмом, поклонялся буддизму, уважал Ленина. Всю жизнь любил одну женщину и стал отцом двух достойных сыновей – будущего ученого-востоковеда и известного художника. Его именем названы астероид, пик и перевал на Алтае. Его картина «Труды Богоматери» была продана в прошлом году в Лондоне за 7,88 млн фунтов – рекорд для русского художника.

Труды Богоматери

Картина «Труды Богоматери» была продана в прошлом году в Лондоне за 7,88 млн фунтов – рекорд для русского художника

Богатырский фриз

В начале прошлого века известный промышленник и почетный житель Санкт-Петербурга Филадельф Бажанов, владеющий крупной фирмой «Торгово-промышленное товарищество», задумал построить в городе большой и необычный жилой дом. Дело в том, что товарищи Бажанова не желали жить где попало, а стремились поселиться в красивом и оригинальном здании, достойном их кошельков и статуса. Бажанов дал слово – слово купеческое. И в 1907 году по проекту украинского архитектора Павла Алешина, позже отстроившего красивейшие особняки в Киеве, был возведен дом в стиле модерн. Кроме квартир для предпринимателей и купцов здесь располагались также зал заседаний, столовые, кладовые, прачечные и даже конюшня с коровником.

Все здесь было непросто. Один из каминов – майоликовый, под названием «Вольга и Микула» – был выполнен по эскизам Михаила Врубеля. Потолочные балки украшала резьба. А вот столовую своей 40-комнатной квартиры купец попросил декорировать самого Николая Рериха, чье имя уже стало модным в высших сословиях обеих столиц.

В те времена столовые украшали, как правило, картинами легкими, под стать назначению комнаты: натюрмортами, пейзажами, в крайнем случае, пасторальной живописью. Однако Рерих избрал другой путь. Художник создал для квартиры Бажанова «Богатырский фриз» (фриз – декоративная полоса, расположенная в верхней части стены под карнизом или потолком, украшенная лепным рельефом, живописью, орнаментом или выделенная цветом), состоящий из 7 больших и 12 малых полотен. Хозяев и гостей дома должны были впечатлить как образы, так и масштабность полотен. Высотой большие панно превышали 2 метра, а их общая длина составляла 25 метров.


Николай Рерих: «Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества»

Работа над полотнами шла несколько лет и закончилась в 1910 году, прямо к новоселью. Фриз начинали два панно – «Баян» и «Витязь». Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей, а слушает его молодой воин. Располагаясь по обе стороны от двери, эти произведения были своеобразным прологом к дальнейшей серии полотен. Слева, по задумке автора, находились более масштабные парные панно, отделенные друг от друга лишь чертой, – «Вольга» и «Микула». «Великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную», – писал Рерих о Микуле Селяниновиче, придавая ему особое значение во фризе. Дюжина маленьких панно располагалась вдоль оконных наличников, а вот по сторонам от окна была вывешена пара других масштабных произведений – «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник».

Образы народных героев, былины и сказания всегда владели воображением художника, и «Богатырский фриз» стал воплощением этих дум Рериха. В своих дневниках художник пишет, вспоминая о своем детстве: «В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты, полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы… Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай».

Однажды Рерих, обращаясь к журналисту, заметил: «Вы определяете мое искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим… Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества».


«Богатырский фриз» был представлен широкой публике уже в советское время, когда дом Бажанова стал общественным учреждением, а позже – библиотекой


Садко

Наиболее грандиозным панно «Богатырского фриза» было «Садко» – длиной 7 метров. Примечательно, что именно этому певцу и гусляру, не совершавшему подвигов и не бравшего в руки оружия, художник отвел самое большое место в серии. Садко Рериха – не столько мифический, сколько реалистический герой. Он – купец, плывет со своей дружиной по Волге, мимо Великого Новгорода. А на берегу идет мирная жизнь: суета, торговля. Город, мимо которого плывет герой, в воображении Рериха – город идеальный, яркий, красочный. Здесь мир победил распри и войны.

В этом была величайшая философия взглядов Рериха – миролюбца, почитателя традиций, истории и народного духа. По его мнению, именно такое, внутренне присущее русскому народу стремление к мирной жизни – гораздо сильнее любых посягательств врагов. «… Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»

Рерих часто пишет о талантливом русском народе, которому предначертано великое будущее, поскольку именно русские – оплот мира и движущая сила человечества. «Знатоки говорят, что русский народ есть наследник чудесного будущего. Пишут теперь, что мир всего мира зависит от русской мощи, от русского решения. Европейские журналы пестрят изображениями жизни народов Союза…»

В «Садко», так же как и во многих полотнах художника, очень много синего цвета. На мир Рерих смотрел сине-фиолетовыми глазами. Глаза художника запоминались многим, кто встречал его на своем пути: цвет и глубина, в которых можно было утонуть, как в морской пучине, или взлететь в небесную высь. И не было понятно, то ли глаза отражают небо и горы, то ли мир вокруг Рериха наполнялся светом его глаз небесной синевы. Известно, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, выглянув в иллюминатор, записал в бортжурнале космического корабля: 

«...лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».


Работы Рериха наполнены таким же миром и спокойствием, как написанные им застывшие в вечности горы и облака, седые дали и храмы, пронзительные лики святых


«Богатырский фриз» был представлен широкой публике уже в советское время, когда дом Бажанова стал общественным учреждением, а позже – биб­лиотекой. Однако во время Великой Отечественной войны картины были повреждены: весь фриз покрылся копотью, а правый нижний угол панно «Вольга» и вовсе был утрачен. В середине 1960-х годов фриз был передан в Государственный Русский музей, художники которого взялись за восстановление.

Впервые реставрированные полотна зрители увидели через 10 лет, в 1974 году. Однако «Садко» в силу своих масштабов с тех пор выставлялся крайне редко, а последние 25 лет и вовсе хранился в запасниках. Почитатели таланта Рериха довольствовались лишь частью «Богатырского фриза» и не могли вообразить целостную задумку автора. Представьте, если бы из известной книги прославленного писателя всегда публиковались всего несколько глав – прекрасно написанных, но не передающих общего замысла.

В этом году Русский музей решил исправить упущение, и повод оказался знаменательным. В честь 140-летия со дня рождения Николая Рериха здесь развернута специальная выставка, спонсором которой стал банк ВТБ. Экспозиция включает в себя около 300 произведений живописи и графики Рериха из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф» и Научно-исследовательского музея РАХ (музея-квартиры И. И. Бродского). Посетителям предоставляется уникальный шанс увидеть как известные, так и редкие произведения художника, созданные им еще во время обучения в Императорской академии художеств, а также позже – во время путешествий и жизни в Индии.

Впервые «Богатырский фриз» экспонируется на выставке полностью.

Николай Рерих: «Гималаи, разрешите еще раз послать Вам сердечное восхищение. Также, вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди!»


Человек мира

Николай Рерих, по свидетельству его друзей и близких, был исключительно спокойным человеком, он писал ровным и ясным почерком, ничего не исправлял и не зачеркивал, всегда оставаясь во внутренней гармонии с собой и окружающим миром. Работы Рериха наполнены таким же миром и спокойствием, как написанные им застывшие в вечности горы и облака, седые дали и храмы, пронзительные лики святых. «Сказочным окаменением представляется мне мир Рериха, и краски его ложатся твердые как мозаика, и формы его не дышат, не зыблются, как все живое и преходящее, а незыблемо пребывают, уподобляясь очертаниями и гранями своими скалам и пещерным кремням», – так описал художник Сергей Маковский свои впечатления о творчестве Рериха.

Еще в его произведениях много свободы, свежего ветра и пространства. Сам художник тоже, казалось, не знал границ – ни творческих, ни пространственных. С 1916 года Рерих начал свое путешествие по миру длиною в жизнь. В этот год из-за болезни легких он переехал в Финляндию, в 1919 году путешествовал со своей выставкой картин по Скандинавии, а затем отправился в Лондон, где трудился над оформлением опер на музыку Мусоргского и Бородина. В начале 1920-х годов он совершил выставочное турне по десяткам городов Америки. В 1923 году Рерих переехал в Индию, чтобы совершить Тибетскую экспедицию. За четыре года он посетил многочисленные города и поселения в Индии, Китае, Сибири, Алтае, Монголии, Тибете, проводя археологические и этнографические исследования. Подобных экспедиций было в его жизни несколько. При этом Рерих всегда продолжал писать. В Индии, где художник прожил последние 15 лет, среди прочих он создал серию полотен с изображением Гималаев, в которую входит около 2000 работ.


На выставке в Русском музее представлено много произведений, созданных Рерихом в 1930–1940-е годы, когда он познавал индийскую культуру, религию, философию, погружался в ментальность и ценности, впитав в себя дух этой древней страны. Он был дружен со многими выдающимися деятелями и писателями этой страны: Ганди, Тагором, Неру, Индирой Ганди. «Кто побывал в Индии не туристом, прохожим, но прикоснулся к сущности жизни страны, тот никогда и нигде не забудет очарования великой Индии», – говорил художник, восхищаясь как культурой, так и незабываемыми пейзажами этой страны. «Гималаи, разрешите еще раз послать Вам сердечное восхищение. Также, вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди!»

Рерих родился в семье нотариуса и получил юридическое образование. Однако, покинув отчий дом, а позже и Россию, он будто отпустил душу на волю. Участие в самостоятельных археологических раскопках, коллекционирование древностей каменного века, постоянное общение с творцами и мыслителями сделали из юриста свободного художника, с открытым и прозрачным сердцем, готовым бесконечно вбирать в себя традиции как Русской земли, так и европейской культуры, буддийской этики, историю всего человечества.

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… – считал Рерих. – Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит».

Познать мир Николая Рериха невозможно. Он всегда был человеком-мистиком, человеком-загадкой, человеком-символом. Но сегодня есть возможность прикоснуться к этой личности – подойти чуть ближе, взглянуть на мир его сине-фиолетовыми глазами.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск