Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Любовь и одиночество

Громкие премьеры на сцене Мариинки

Концентрированное искусство, звенящая классика и смелые эксперименты. Мировые звезды и премьеры молодых надежд. Никаких еще белых ночей и туристической суеты – один лишь балет. Три громких премьеры за десять дней фестиваля. Северная столица в очередной раз подтвердила статус культурного центра страны, да что там – всего балетного мира.

Текст Жанна Цесас

Датское «Лебединое озеро»

Жемчужиной традиционного фестиваля балета в Мариинке по праву стал знаменитый Датский королевский балет, который приехал в Петербург с «Неаполем» – постановкой 1842 года. Для Дании этот балет, как «Лебединое озеро» – для россиян. Вот только классической хореографии Августа Бурнонвиля зрители Мариинки на этот раз почти не увидели, балет был показан в современной редакции – лишь по мотивам хореографии этого классика мирового танца. 

Действие было очень смело перенесено из Неаполя XIX века в середину века XX, а стилистика явно напомнила итальянское кино. Все это могло происходить в одном из фильмов одиозного Федерико Феллини. 

Жемчужиной фестиваля в Мариинке стал Датский королевский балет с «Неаполем»

Потрясающие костюмы: не по-балетному пышные юбки и прически с начесами у девушек, на юношах – «майки-алкоголички». 

И все-таки классическая хореография Бурнонвиля в третьем акте берет верх. Свадьба главных героев исполнена во вполне классическом стиле, но венчает празднество белый мотоцикл с новобрачными. Критики шутят, что датской толерантности стоит отдать должное. «Неаполь» Николая Хюббе – это все равно что поставить «Лебединое озеро» в стилистике ленты «Москва слезам не верит». Правда, спустя 167 лет после премьеры этого классического балета. 

«Инфра»

Женщина, которая танцует

Одной из ожидаемых премьер фестиваля стал проект «Грани» примы Мариинского театра Дианы Вишневой, вобравший в себя все достижения современной хореографии. Партнерами балерины выступили Гаэтан Морлотти и Бернис Коппьетерс из балета Монте-Карло. 

«Грани» – это два одноактных балета. «Женщина в комнате» – балет американского хореографа Каролин Карлсон. Это притча о женщине, погруженной в свои воспоминания. Каролин призналась, что на создание композиции ее вдохновили фильмы Андрея Тарковского и поэзия его отца, Арсения Тарковского. 

Тема одиночества и ностальгии передана элементами танца, в котором знаменитые долгие паузы Тарковского нашли свой эквивалент – в кричащей неподвижности Вишневой. Для этой работы была использована музыка известного итальянского виолончелиста, композитора-постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри. 

Музыку для другого балета написал обладатель премии «Оскар», автор саундтрека к фильму «Миссия невыполнима» Энни Эльфман. «Переключение» поставил французский хореограф, директор Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо. Балетный станок, 20 свисающих ламп с широкими абажурами, кушетка психоаналитика – все эти декорации как бы ограничивают пространство сцены, буквально давят на главную героиню, подчеркивая замкнутость и одиночество женщины. Она одинока на сцене даже в компании яркой пары в исполнении Гаэтан Морлотти и Бернис Коппьетерс. Мужчина и женщина то флиртуют, то сорятся, то любят друг друга, то по очереди соблазняют Вишневу. Кульминационная точка постановки – вызывающее яркое пятно платья от Карла Лагерфельда, снятое с главной героини и брошенное на черно-белой сцене.

«Неаполь»

Открылся фестиваль премьерой Мариинского театра, генеральным партнером которого является ВТБ. Для пополнения репертуара была выбрана «Сильвия» Аштона

Под марш виртуальных человечков

Мультипликационные человечки, проецирующиеся на светодиодный экран, поднятый над сценой, – это уже скандальная «Инфра» Уэйна МакГрегора, лауреата балетного «Оскара». Хореографа заслуженно называют гуру современного танца, его балеты свежи, провокационны, а местами даже научны.

«Инфра» создана в 2008 году для Королевского балета Великобритании, в рамках фестиваля была исполнена лучшими танцорами Мариинского театра. Этот балет стал своеобразной эмоциональной реакцией автора на террористические взрывы, потрясшие Лондон в 2005 году. Но без программы догадаться об этом, впрочем, невозможно. 12 танцовщиков на фоне виртуальных человечков выходят на сцену в повседневных майках-купальниках – соло, парами, небольшими группами – и рассказывают свои истории о человеческих чувствах: поэтично, эмоционально, нежно, местами дерзко и экспрессивно. Все это под электронную музыку Макса Рихтера.

«Грани»

Любимый балет Чайковского

Открылся же фестиваль блестящей премьерой Мариинского театра, генеральным партнером которого является ВТБ. Для пополнения репертуара была выбрана «Сильвия» Федерика Аштона. Мариинка явно желала представить публике любимую балетную партитуру Петра Чайковского.

Балет Аштона 1952 года – о любви пастуха Аминты к нимфе Сильвии, посвятившей себя служению богине Диане. К «Сильвии» в Императорском Мариинском впервые обратились в 1900 году по предложению Александ­ра Бенуа, он намеревался в постановке соединить хореографию с «высокой живописью». Но ожидаемой премьере помешало увольнение молодого чиновника Дирекции театров Сергея Дягилева «за самоуправство».

Петербуржцам на фестивале был показан спектакль Аштона, поставленный в Лондонском королевском балете в 1952 году. В мастерских Мариинского были заново созданы сложные костюмы и декорации. Античный сюжет взывает к богам, любуется миром наяд, не забывает радостей крестьянской жизни, легко манипулирует бурями и грозами: трехактный спектакль рассчитан на мощь производственных технологий и большую труппу.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск