Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Сложное в простом

В Москве прошла уникальная выставка – экспресс-тур британского дизайна

Приходилось ли вам когда-нибудь отвечать на детские вопросы: кто нарисовал обои или придумал форму стула, например? Кто изобретает образ вещей, которыми мы пользуемся ежедневно? Художник, инженер, столяр, слесарь – все верно. Но изначально эти профессии сочетаются в одном единственном человеке – дизайнере. Ведь еще в 1889 году Уильям Моррис, один из основоположников британского дизайна, сказал: «художественный подход к практическим предметам быта – это не проявление легкомыслия, а, напротив, серьезное и жизненно-необходимое занятие».

Текст: Павел Борейко. Фото: Игорь Василевич

ДИАЛОГ ЭПОХ

Подобное представление о дизайнере, без сомнения, отличается от привычного нам образа «человека за компьютером». Дизайнер-ремесленник – вот кто является ключевой фигурой в традициях и принципах британцев. В этом легко убеждает выставка, генеральным спонсором которой выступил банк ВТБ.

В рамках перекрестного года культуры Великобритании в России в Москву приехал британский дизайн и его почти полуторавековая история в кратком изложении, точнее – в 32 предметах. Именно столько экспонатов было представлено в небольшом зале Пушкинского музея в рамках выставки «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции»: 20 работ современных британских дизайнеров и 12 шедевров XIX века от родоначальников этой индустрии из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта. 

В рамках года культуры Великобритании в России в Москву приехал британский дизайн и его почти полуторавековая история

Кураторы выставки из Московского музея дизайна предложили новый и действительно интересный взгляд на тему, построив экспозицию как диалог двух разных эпох: промышленной революции XIX века и цифровой – XXI века. Созданные в разное время разными представителями британской школы дизайна экспонаты противопоставлены друг другу самым необычным образом. Лаконичные, архитектурно-выверенные столовые предметы работы основоположника промдизайна Кристофера Дрессера соседствуют здесь с ультрасовременными объектами знаменитой Захи Хадид. 

Рядом с безупречными классическими образцами текстиля Уильяма Морриса – эксперименты с материалом и фактурой от представителей авангарда цифровой эпохи Давида Кома и Сары Энголд. Фантастическим по красоте креслу шотландского архитектора Ренни Макинтоша и резному алтарю Филиппа Уэбба «отвечают» не менее фантастические по форме предметы интерьера, созданные с применением технологий лазерной резки, 3D-сканирования и 3D-печати.

МАССОВАЯ КРАСОТА

За каждым экспонатом стоит непростая, но интересная и по-своему уникальная история. Это история не только поиска новых форм художественного воплощения, но и борьбы с материалом, несовершенством технических средств, стихией промышленного производства. 

Как известно, XIX век в Великобритании – время доминирования промышленности над ремесленниками. Массовая серийная продукция стала вытеснять с рынка предметы ручной работы. При этом уровень технологического развития такого производства был крайне низким, что ощутимо сказывалось на качестве изготавливаемых вещей. 


Кристофер Дрессер – первый в мире промышленный дизайнер, добившийся коммерческого успеха и мирового признания

Ответом на сложившуюся ситуацию стало возникновение «Движения искусств и ремесел». Его лидер и идеолог Уильям Моррис по праву считается одним из основоположников дизайна. С одной стороны, он выступал за сохранение национальных традиций декоративно-прикладного искусства, с другой – стремился использовать в работе самые передовые технологии новой промышленной эпохи для получения результата, который до этого был недостижим.

Его современник Кристофер Дрессер – первый в мире промышленный дизайнер, добившийся коммерческого успеха и мирового признания. В отличие от Морриса, Дрессер занимался проектированием вещей, производимых серийно. Он искал художественные решения, которые могли быть воплощены в промышленном масштабе, причем, что важно, с учетом существующей технологической базы и без ущерба для результата. За 50 лет до Баухауса ему удалось сформулировать и применить на практике основные принципы функционального дизайна. Представленные на выставке предметы изготовлены по его проектам и являются наглядной иллюстрацией этого подхода.

КРАСИВОЕ РЕШЕНИЕ

Заложенные полтора века назад пионерами этой отрасли принципы ничуть не утратили своей актуальности и сегодня. Ими по сей день руководствуются молодые британские дизайнеры в поиске новых форм и идей, экспериментируя с самыми современными материалами, средствами проектирования и производства.

Их работы могут удивить даже искушенного зрителя. Чего стоит одно только колье-воротник Дэниела Уидрига! Напечатанная из полиамида на 3D-принтере абстрактная фигура не похожа ни на один предмет привычного нам гардероба. При этом автор гарантирует, что такое колье будет идеально сидеть на любом человеке. И это не пустые слова. Ведь при производстве каждого отдельного экземпляра в основу трехмерной модели закладываются реальные параметры будущего владельца, полученные методом 3D-сканирования. Тем же способом воспользовался другой британец – Джулиан Майор. Для получения идеальных контуров своего кресла он отсканировал позу сидящего человека.

Стремление быть на острие прогресса, выжимать максимум из того, что в состоянии предложить современные наука и техника, действительно можно назвать одной из характерных черт именно британского дизайна. Но не только эта особенность объединяет столь разные на первый взгляд экспонаты. В каждом из них есть вызов и агрессивная жажда выделиться, оставить свой след в истории – и если не навязать свое мировосприятие, то уж точно поставить под сомнение ваше. Предметы разжигают азарт и интерес. В каждом – своя игра. 


Поначалу сложно поверить, что женские туфли «Нова», созданные архитектором и дизайнером Захой Хадид, можно использовать по прямому назначению. Их хромированный силуэт скорее напоминает контуры космического корабля из голливудского блокбастера. Тем не менее автору удалось добиться соблюдения всех функциональных требований, сохранив абсолютно невероятный внешний вид этих туфель, который вводит в замешательство чуть ли не каждую женщину, остановившую на них свой взгляд.

Один из известных математиков сказал, что любое правильное решение – красивое. Если решение некрасивое – оно заведомо неверное. На выставке экспонируются вещи, самостоятельная красота которых неслучайна. Она является результатом вполне рациональных и аналитических решений. Формы представляют собой не повторение или пародию на окружающий мир, а результат переложения основных принципов естественного формообразования в природе.

Переосмысление старых и поиск новых основополагающих принципов промышленного дизайна позволяет молодым британским специалистам обогащать окружающую нас среду новыми сущностями, строго следуя при этом традициям, наследуя и продолжая школу великих мастеров прошлого. Как говорил Кристофер Дрессер в 1874 году, «мы не должны копировать или подобострастно имитировать прошлое. Напротив, исходя из полноты наших знаний, мы должны стремиться произвести что-то новое, созвучное духу времени, в котором мы живем». По сути, именно эти слова до сих пор можно считать базовым подходом в британском дизайне.



Один из известных математиков сказал, что любое правильное решение – красивое. Если решение некрасивое – оно заведомо неверное

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск