Рейтинг@Mail.ru
Страна

20 лет 
на высоте

Банк ВТБ стал генеральным спонсором юбилейного авиасалона

В 2013 году исполнилось 20 лет Международному авиационно-космическому салону в Жуковском. Воздушный праздник в российском небе традиционно пользуется огромной популярностью. Ведь по красоте и насыщенности летной программы с МАКСом в мире не может сравниться ни один другой салон. В 2013 году банк ВТБ выступил генеральным спонсором МАКСа. О подготовке «воздушного саммита» в Жуковском журналисту «Энергии успеха» рассказал генеральный директор ОАО «Авиасалон» Александр Федорович Елизаров.

Текст Леонид Ситник

 

Приоткройте нам тайну, пожалуйста: как осуществляется финансирование МАКСа, какова спонсорская составляющая проекта?

Проект коммерческий, бюджетного финансирования у нас нет. Есть лишь незначительная компенсация по топливу для военно-воздушных сил – и все. Основные источники средств – сдача в аренду выставочных площадей, шале и офисов, билетная программа и взнос спонсоров. И хотя доля спонсоров в целом вряд ли превысит 5% от бюджета мероприятия, их вклад очень ценен. Мы благодарны банку ВТБ, который выступил генеральным спонсором МАКС-2013. Это большое подспорье.

Доходы и расходы

 

МАКС – прибыльное дело?

Некоторые журналисты перемножают число посетителей на цену билетов, и у них складывается мнение, что авиасалон приносит большой доход. При этом они совершенно забывают о гигантских расходах. Возьмем, к примеру, аэродром «Раменское»: денег на его содержание выделяют немного и поддерживать его в надлежащем состоянии невозможно. Для каждого МАКСа нам приходится заново ремонтировать взлетно-посадочную полосу, а ведь это уникальная, крупнейшая полоса в Европе – 5,4 км длиной! На нее можно посадить любой летательный аппарат, включая «Буран». Но со временем швы толстенных бетонных плит потихонечку расходятся. А для того, чтобы здесь взлетали пилотажные группы, необходима вся ширина полосы – 80 м, поэтому перед проведением МАКСа следует приводить в порядок полосу по всей ширине.

Кроме того, сам город Жуковский, дома и дороги, которые видят посетители салона, надо привести в достойное состояние, чтобы не было стыдно перед гостями авиашоу. Отдельная статья расходов – страхование ответственности третьих лиц: пилотажных групп, летчиков, журналистов, территории. Все это тоже зачастую делается за счет ОАО «Авиасалон».

 

Ключи от неба

В 1992 году было принято решение провести на территории аэродрома «Раменское» в Жуковском «Мосаэрошоу», для чего создали ТОО «Мос-авиасалон». А уже в 1993 году в Жуковском впервые состоялся международный авиационно-космический салон, который в 2013 году отметил 20 лет. По  результатам первого салона Правительство Российской Федерации приняло решение проводить в Жуковском подобные мероприятия раз в два года, по нечетным годам. В настоящий момент ТОО стало открытым акционерным обществом, основным акционером которого является корпорация «Рос-технологии». Главная задача «Авиасалона» – проведение МАКСа. Начиная с 2010 года на этой же территории проходит международный форум «Технологии в машиностроении». Его еще называют «Сухопутный МАКС», ведь здесь танки «танцуют» под классическую и современную музыку. В 2012 году ОАО «Авиасалон» организовало национальный павильон на авиасалоне в Берлине. В прошлом году «Авиасалон» выступил также организатором празднования столетия Военно-воздушных сил Российской Федерации.

 

Наверное, немалые средства уходят на обеспечение безопасности столь сложного с организационной точки зрения мероприятия?

Вопросы безопасности вообще стоят на  первом месте. И речь не только о безопасности полетов. Сами посудите: несмотря на ненастную погоду, около 350 000 человек посетило в 2013 году салон в течение шести дней. Пик традиционно приходится на субботу, когда прибыло около 150 000 гостей – рекорд за всю историю авиасалона. Представляете, какая это непростая задача: принять столько людей за один день? Привезти-отвезти, накормить-напоить, развлечь. Мы ведь еще и концерты на МАКСе проводим.

Не забудьте, что территория салона – это режимный объект со своими правилами охраны государственных секретов. Все это надо учесть, в том числе вопросы, стоящие сейчас на первом месте, – защиты при угрозе террористических актов. Так что проведение подобного мероприятия – очень большая и ответственная работа.

 

Сколько человек занято в обслуживании МАКСа?

Если посчитать, сколько людей мы нанимаем в дни проведения салона, не одна тысяча получится. Только из МВД – 3200 сотрудников, еще около полутысячи волонтеров, столько же чоповцев. Прибавьте сюда людей, которые круг-лосуточно занимаются обеспечением питания, медицинским обслуживанием, уборкой и вывозом мусора. На МАКСе присутствуют сотрудники МЧС, ФСБ, даже войска. Наша первоочередная задача – посетители, конечно. Но о тех, кто обслуживает мероприятие, тоже нельзя забывать: их необходимо накормить и напоить. И это опять же все за счет ОАО «Авиасалон», так как в бюджетах МВД и ФСБ подобные расходы не предусмотрены. А ведь персоналу приходится работать в непростых условиях – целый день в поле. Даже служебным собакам и лошадям плохо становилось, не то что людям, доходило до обмороков. В 5–6 часов утра мы уже на ногах, а заканчиваем только к полуночи. Часика 3–4 поспишь – и снова в поле. Но и чувство удовлетворения появляется: мы делаем прекрасный праздник для людей.


Для каждого Макса приходится заново ремонтировать взлетно-посадочную полосу, а ведь это уникальная, крупнейшая полоса в Европе – 5,4 км длиной! На нее можно посадить любой летательный аппарат, включая «буран»

Массовое и патриотическое

 

МАКС – наверное, самое массовое мероприятие на территории России?

Точнее, одно из самых массовых патриотических мероприятий. Когда летает настоящий ас Сергей Богдан на Т-50 – это надо видеть! Молодой красивый русский парень, скромный невероятно, но летает, как бог. Заслуженные летчики, герои России говорят, что в мире мало кто с ним может сравниться.

 

Какие мероприятия МАКСа в 2013 году стоит отметить особо?

МАКС начался с деловой программы, центральным мероприятием которой стало пленарное заседание 27 августа с участием Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей министерств, ведомств. Мы впервые провели в рамках МАКСа мероприятие такой значимости и масштаба. Кроме того, в соответствии с деловой программой прошли тематические конференции, «круглые столы», встречи участников салона для переговоров и подписания контрактов. Деловая часть продолжалась три дня, затем наступили дни массовых посещений: пятница, суббота и воскресенье. И здесь уже на первый план выступила летная программа.

Макс отличается насыщенной летной программой. Пилотажные группы летают на боевых истребителях. Они прямо с Макса могут при необходимости идти в бой. Когда проходит имитация ближнего боя – это вообще не для слабонервных. Просто уникальная программа!

 

На авиасалоне в Ле-Бурже в этом году были заключены контракты на $180 млрд. Сможет ли МАКС когда-нибудь приблизиться к этой цифре?

Не стоит сравнивать МАКС и Ле-Бурже, хотя в 2013 году мы заключили опционов и договоров на $21,2 млрд. Но МАКС – это в первую очередь зрелищная программа, которой нет нигде в мире. А вот бизнес-программа – это Ле-Бурже, Англия, Германия. Там другая структура мероприятий: огромные контракты при довольно средненькой летной программе. Когда наши летчики в этом году в Ле-Бурже показали Су-35 – все стоя аплодировали. А у нас такое мастерство демонстрируется в течение всех шести дней!


Мгновения-2013

 

Расскажите о самых ярких моментах летной программы МАКС-2013.

В этом году у нас выступили восемь пилотажных групп, четыре российские представляли военно-воздушные силы: «Русские витязи» и «Соколы России» на Су-27, «Стрижи» на МиГ-29 и «Беркуты» на Ми-28. ДОСААФовская пилотажная группа «Русь» летала на  L-39, группа «Первый полет» – на Як-52, присутствовали также «Балтийские пчелы» из Латвии. Впервые в Жуковском летала самая большая частная пилотажная группа в Европе – Breitling Jet Team. Впервые участвовала и пилотажная группа ВВС Китая «1 августа» на J-10. В демонстрационных полетах мы увидели французский Rafale, А-380, швейцарцы показали F/A-18. Украшением программы стал, конечно, пилотаж Су-34 и Су-35, а ее «гвоздем» – Т-50.

 

МАКС-2013 в цифрах

Число посетителей – 350 000 человек.
Число специалистов в деловой программе – 70 000 человек.
СМИ – 3500 журналистов из более чем 900 СМИ.
Сумма подписанных контрактов – более $21,2 млрд.
Число участников – 864 компании из 44 стран.
Площадь экспозиции – 150 000 кв. м.
Площадь экспозиций в павильонах – 19 385 кв. м.
Приняли участие в летной программе – 116 летательных аппаратов.
На статической стоянке – 176 летательных аппаратов.
Ресторанов и кафе – 5.
Точек розничной торговли – 50.
Точек ярмарочной торговли – 50.

Вообще, традиционно летная программа очень насыщенная, этим и отличается МАКС. Наши пилотажные группы летают на боевых истребителях. Они прямо с МАКСа могут при необходимости идти в бой. Когда у нас проходит имитация ближнего боя – это вообще не для слабонервных. Просто уникальная программа! Она обуславливается еще и возможностями ЛИИ имени Громова. Все остальные салоны проходят, как правило, на гражданских аэродромах, где летные зоны ограничены, поэтому такого пилотажа вы нигде больше не увидите.

 

Как удалось привлечь на авиасалон китайцев?

Это была их инициатива. Китайцы пошли по нашему пути: боевые самолеты в пилотажной группе. Только мы и они такое делаем. Конечно, им захотелось себя показать. Виктор Николаевич Бондарев, главком ВВС, был на авиасалоне в Китае и пригласил их для развития добрососедских отношений. По мнению наших летчиков, они летают хорошо, стройно, дисциплинированно, но по уровню исполнения пока не могут к нам приблизиться, так  же как и по техническим характеристикам самолета. Неудивительно, что их пилоты постарались у наших асов чему-то научиться. Китайцы ведь очень внимательно присматриваются к чужим достижениям. И впитывают все самое передовое и перспективное.

Движение вперед

 

Почему сроки проведения МАКСа в этом году сдвинули на конец августа?

Это связано с периодами отпусков в России и в других странах. Так, на  Западе август – традиционное время отпусков. А поскольку мы стремимся развить деловую международную составляющую МАКСа, данный фактор важно учитывать. Что касается публики, то этот организационный момент вряд ли доставил кому-то неудобства. На  МАКСе всегда аншлаг.

 

В СМИ часто высказывают критические мнения по поводу уровня организации МАКСа…

С открытием салона нас традиционно начинают ругать, причем в основном свои, российские журналисты. Иностранцы же, которые бывали на авиационно-космических салонах в других странах, напротив, отмечают, что уровень организации и проведения МАКСа значительно выше. Лично я бывал и на Олимпиадах, и на авиационно-космических салонах. И считаю, что в нашей стране внимания к организации массовых мероприятий уделяется намного больше, чем в любой другой. Территория у нас обустроена однозначно лучше.


 

Но люди, бывает, жалуются на большие очереди в досмотровых зонах...

Что значит «большая очередь»? Сколько времени уходит, чтобы попасть на стадион «Лужники» на футбол? Час-полтора на это может уйти. А у нас 150 000 надо привезти и затем столько же вывезти. Понятны масштабы операции?

Досмотровые мероприятия – такие же, как везде. Полчаса в таких обстоятельствах – совсем немного. Просто посетителям стоит учитывать это время. Да, бывали ситуации, когда погода портилась. Естественно, даже 10 минут под дождем – это много. Нам пришлось расставлять дополнительные столы для досмотра, людей с детьми пропускали без очереди.

 

Жалуются и на дороговизну напитков и еды. Кто регулирует цены?

Мы регулируем. В целом цены разумные, но привезти продукты в поле, организовать там торговлю – это существенные дополнительные затраты. Доставка, обустройство, дополнительная электроэнергия – причин удорожания много. Отвезти обратно, если что-то не продал, – тоже расходы. Конечно, люди страхуются, понимают: привезешь лишнее – пропадет, и все риски и накладные расходы закладывают в стоимость. Но мы стараемся улучшать условия для посетителей. В этом году убрали «Шанхай», как мы его называли, – шашлычные на земле, из-за антисанитарии прежде всего. Зато обустроенных точек питания и лотков, где можно мороженое купить, стало больше.


С открытием салона нас традиционно начинают ругать, причем в основном свои, российские журналисты. иностранцы же напротив, отмечают, что уровень организации и проведения МАКСа значительно выше

 

Еще одна постоянная претензия – пробки на дорогах. Перед открытием МАКСа закончили строительство новой эстакады при въезде в Жуковский. Это облегчило ситуацию?

Конечно, стало получше. Была всего одна дорога через город, теперь их несколько. Но тут надо понимать: в Москве и Московской области и безо всяких мероприятий пробки огромные: по 4–5 часов люди стоят и  в обычные выходные, и во время проведения МАКСа.

 

РЖД делает специальное расписание электричек под МАКС?

По нашей просьбе РЖД увеличивает количество электричек. Но сокращать временной интервал между поездами при доставке на МАКС смысла нет: люди не успеют выйти с платформы и сесть в автобус. Возможна давка. Представьте: прибывает 12 вагонов, в каждом – человек по 300–400. В один автобус помещается максимум 150 человек. Вот и посчитайте, сколько надо автобусов одновременно отправить и сколько людей оперативно в них посадить.

Это самый сложный элемент – доставка к месту проведения. На территории уже проще, люди расходятся – и все.

Зато при выезде – да, имеет смысл увеличивать количество электричек. До часа-двух дня люди приезжают, а с трех начинается отток. Под эти пики, конечно, и подстраиваются как  железная дорога, так и автобусы. В этом году доставку удалось провести в штатном режиме, без особых нареканий со стороны посетителей салона.

Лицом 
к солнцу

 

Взлетная полоса расположена так, что наблюдать летную программу мешает солнце. Будут ли когда-нибудь трибуны установлены на другой стороне полосы?

Об этом мечтают давно, причем и зрители, и мы, организаторы шоу. Но с той стороны не хватает, к сожалению, места: только узкая полоса земли и Москва-река. Мы смогли разместить там платформу для фото- и видеосъемок. Но чтобы туда добраться от выставочного комплекса, придется проехать пять километров. Кроме того, это закрытая для массового посещения территория, над которой самолеты делают виражи. Неслучайно всех, кого туда доставляют, мы страхуем. Билеты на платформу мы продаем не только для представителей СМИ, но и для обычных посетителей. В этом году они стоили 11 000 руб. Разумеется, количество билетов на медиаплатформу ограниченное. Так что большинство зрителей смотрят и, видимо, дальше будут смотреть летную программу с привычного ракурса. К слову, так наблюдает авиашоу и Президент Российской Федерации Владимир Путин. Многим знакомо его фото в очках, где он глаза прикрывает ладонью. И ведь не жалуется…

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск