Рейтинг@Mail.ru
Страна

Высокий уровень

Валерий Лукьяненко: «Наша поддержка 
МАКСа оказывает позитивное влияние 
на бизнес ВТБ»

Быть системообразующим банком – задача не из легких, ведь подчас в компетенции кредитной организации находятся вопросы государственного масштаба. О ключевых проектах ВТБ в оборонно-промышленном комплексе, а также о первой десятилетке сотрудничества с международным авиасалоном журналисту «Энергии успеха» рассказал член правления банка Валерий Лукьяненко.

 

Контракт до 2020 года

Осенью прошлого года ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» заключило контракт до конца 2020 года с Федеральным космическим агентством на выполнение опытно-конструкторской работы «ГЛОНАСС-КК-В». Госконтракт находится на расчетно-кассовом обслуживании в ВТБ, поскольку банк предложил оптимальные условия по цене и выдал банковскую гарантию по контракту на сумму более 3 млрд руб. Генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николай Тестоедов рассказал, что в последние два года взаимодействие партнеров получило новый импульс к развитию. «Это связано с тем, что даже по заказу Министерства обороны часть работ выполняется сразу на средства, заимствованные у банков. Для заказов Министерства обороны мы берем кредиты по процентным ставкам и графикам возврата, заранее согласованным с государством. И банк ВТБ – один из наших основных партнеров по этим проектам», – подчеркнул Тестоедов. Налажено сотрудничество и с другими участниками группы ВТБ. «При приобретении уникального фрезерно-расточного обрабатывающего станка Soraluce и оборудования для испытания космических аппаратов (система ТЕСТ-1101) мы выбрали компанию ВТБ Лизинг. Ее специалисты смогли предложить и в дальнейшем реализовать наиболее эффективное решение финансового лизинга. Мы благодарны ВТБ за то, что группа вместе с нами осуществила эти очень важные и интересные проекты», – говорит Николай Тестоедов.

Позитивное влияние

 

Расскажите, пожалуйста, почему ВТБ поддерживает МАКС – казалось бы, совершенно «небанковское» мероприятие.

ВТБ впервые стал генеральным спонсором авиасалона в 2003 году и с тех пор регулярно оказывает ему спонсорскую помощь. Буквально на наших глазах МАКС превратился в один из самых авторитетных мировых авиафорумов. Сегодня формат авиасалона позволяет не только продемонстрировать достижения отечественных высоких технологий, но и убедить зарубежных партнеров в открытости российского рынка для совместных проектов.

Эти задачи перекликаются с политикой банка ВТБ, которая предполагает содействие мероприятиям мирового уровня. Накопленный за десятилетие опыт убедительно свидетельствует: поддержка МАКСа оказывает позитивное влияние также и на бизнес банка. Благодаря участию в салоне мы расширяем сотрудничество с существующими клиентами и заключаем новые сделки. Нам есть что им предложить: все больше предприятий гражданского и военного авиастроения пользуются продуктами и услугами банка. Мы стремимся задействовать всю продуктовую линейку группы. Наибольшим спросом пользуются документарные и конверсионные операции, факторинг и лизинг, инвестбанковские услуги. Словом, вложенные в спонсорскую поддержку средства окупаются с лихвой.

На МАКС-2013 банк подписал ряд соглашений с такими знаковыми клиентами, как концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО «Сатурн», ЦСКБ «прогресс» и другими

 

Как у ВТБ организована работа с клиентами на авиасалоне?

МАКС для команды нашего департамента по работе с клиентами государственного и оборонного секторов – самая «горячая пора». Атмосфера грандиозного авиационного праздника помогает в неформальной обстановке продемонстрировать преимущества продуктов и услуг группы. Именно здесь, обсуждая фигуры высшего пилотажа с будущим партнером, за какие-то полчаса удается согласовать вопросы, которые в офисах решаются долгие месяцы.

На МАКС-2013 банк подписал ряд соглашений с такими знаковыми клиентами, как концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО «Сатурн», ЦСКБ «Прогресс» и др.

Особенности национальной «оборонки»

 

ВТБ – один из лидеров по кредитованию оборонной и авиакосмической промышленности. Как выстроен бизнес банка в этой отрасли, в чем специфика финансовых услуг для оборонных предприятий?

Главная особенность работы с таким клиентом – необходимость выполнения предприятием госзаказа. В связи со стратегическим значением задачи финансирование этих компаний четко прописано в Программе кредитования под государственные гарантии РФ организаций оборонно-промышленного комплекса. И ВТБ – в числе наиболее активных ее участников. Сегодня доля нашего банка на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%.

В 2013 году мы планируем удвоить объем кредитования оборонного заказа, если ГОЗ покажет сопоставимый рост. Для сравнения, в начале текущего года президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин на встрече с президентом Владимиром Путиным отметил, что по итогам 2012 года было выдано кредитов на сумму 75 млрд руб.

Наши планы амбициозны, но они будут реализованы, ведь бизнес-структура группы ВТБ уникальна: она включает разветвленную сеть дочерних банков с офисами по всему миру. Другое наше значимое преимущество – мощный инвестиционный бизнес, реализуемый силами компании ВТБ Капитал. Его возможности также активно используют клиенты группы из ОПК.


В 2008–2009 годах банк предоставил три кредита на общую сумму 14,3 млрд руб. ОАО «НПО «Сатурн» – одному из ведущих российских предприятий по разработке и производству авиационных газотурбинных двигателей военного и гражданского назначения

С поправкой на кризис

 

Экономическая ситуация в оборонной и авиакосмической промышленности России остается непростой, в том числе, из-за влияния мирового кризиса. Как ВТБ участвует в финансовом оздоровлении предприятий?

О поддержке оборонной отрасли в условиях ухудшения макроэкономической ситуации ВТБ заговорил одним из первых. Еще в ноябре 2008 года, когда глобальный кризис только набирал обороты, банк инициировал совещание по выработке конкретных мер для господдержки промышленности, в котором приняли участие стратегические предприятия ОПК, Минобороны и Минпромторга России. Во многом на основе наших рекомендаций руководство страны разработало и начало использовать государственные гарантии в качестве одной из эффективных антикризисных мер. Впоследствии ВТБ активно участвовал в совершенствовании этого механизма.

Уже в начале 2009 года ВТБ первым в России предоставил предприятиям «оборонки» кредиты под госгарантии. Их общий объем в 2009–2010 годах составил 69 млрд руб.

ВТБ поддерживает авиасалон МАКС с 2003 года  
 

Приведите примеры, когда поддержка ВТБ помогла преодолеть кризисную ситуацию на предприятиях.

Их немало. Так, в 2008–2009 годах банк предоставил три кредита на общую сумму 14,3 млрд руб. ОАО «НПО «Сатурн» – одному из ведущих российских предприятий по разработке и производству авиационных газотурбинных двигателей военного и гражданского назначения. Тогда груз проблем казался руководству компании просто неподъемным: ряд цехов нуждался в модернизации, рабочие требовали выплаты задержанной зарплаты. Кредитная поддержка ВТБ помогла не только решить целый ряд финансовых вопросов, но и переоснастить предприятие.

 

Залегли на «Ил»

Президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Михаил Погосян и гендиректор «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) Владислав Масалов заключили контракт на сумму более 11 млрд руб. Контракт предусматривает поставку 156 пермских двигателей ПС-90А-76 для военно-транспортных самолетов Ил-476. Первая партия двигателей будет готова в конце этого года. Накануне крупной сделки ВТБ рефинансировал кредитный портфель «Пермского моторостроительного завода» (входит в ОДК) объемом 33 млрд руб. сроком от пяти до семи лет. «Договор с ОАК позволит нам начать производство крупной партии двигателей для гражданской авиации, – комментирует гендиректор ОДК Владислав Масалов. – Вдвойне приятно, что это внутренний контракт, а не экспортный. Он позволит провести сбалансированное техническое перевооружение Пермского моторостроительного завода». Специалисты банка ВТБ и ОДК совместно проанализировали денежные потоки до 2020 года и пришли к выводу, что пермский завод справится с кредитными нагрузками. По словам руководителя ОДК, они увеличатся в абсолютном размере, но сам портфель станет более качественным. К тому же из-за удлинения сроков кредиты подешевеют. «ВТБ второй раз принимает положительное решение по кредитованию сложного заемщика в сфере двигателестроения. Опыт рыбинского «Сатурна» показал, что такой риск оправдан и приводит к укреплению российской промышленности», – подчеркнул Масалов.

Другой пример – ОАО «ММП имени В.В. Чернышева». Банк предоставил ему кредиты на общую сумму 9,5 млрд руб. под гарантии Правительства РФ. Наше финансирование помогло сохранить уникальное предприятие, выпускающее двигатели для самолетов МиГ.

В настоящее время банк участвует в рефинансировании кредитной задолженности двигателестроительного предприятия ОАО «Пермский моторостроительный завод». Она осуществляется за счет нашего кредита. Должен признать, решиться на такое было непросто: завод сегодня не в лучшем состоянии. Но наши эксперты совместно с новым руководством компании выработали финансовую модель, которая в обозримом будущем позволит вывести предприятие на положительный финансовый результат.

Возможности группы ВТБ не ограничиваются кредитованием. Так, банк ВТБ и ВТБ Капитал приняли участие в реструктуризации кредитной задолженности ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «ОАК» путем выкупа банком облигационных займов. Объемы выкупа составили 19 млрд и 7 млрд руб. соответственно. Реструктуризация позволила снизить долговую нагрузку на предприятия холдингов, улучшила их финансовое положение и дала возможность возобновить производство.

Хотелось бы подчеркнуть, что при принятии решения мы оцениваем не  только способность подразделений ВТБ поддержать компанию и не допустить ее банкротства, но и экономическую выгоду проекта для нашего банка. Хотя доля в капитале ВТБ принадлежит государству, мы все же являемся коммерческим банком и потому заточены на получение прибыли.

Мировые услуги

 

Финансовая ситуация в гражданском самолетостроении России непростая. Как думаете, скоро ли отрасли удастся стать прибыльной? Помогут ли этому проекты «Сухой Суперджет-100» и МС-21?

ВТБ с 2005 года оказывает кредитно-финансовую поддержку проекту «Сухой Суперджет-100». Он уникален по целому ряду параметров. Так, впервые за всю постсоветскую историю России лидирующую роль в реализации столь масштабного проекта в области гражданского авиастроения взяла на себя отечественная компания. Другая немаловажная деталь: на сегодняшний день только SSJ-100 обладает настолько высокой степенью международной производственной интеграции. В числе участников проекта – несколько мировых лидеров в области авиастроения.

 

Как ВТБ участвует в поддержке перспективных технологий и модернизации производства в авиации и космонавтике?

НИОКР и модернизация производства – два ключевых фактора успеха в области ОПК и космонавтики, поэтому ВТБ активно участвует в финансовой поддержке научно-технологического перевооружения «оборонки». Наш банк, в частности, предоставляет гарантии и заемные средства на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в рамках госконтрактов с Министерством обороны РФ, Минпромторгом РФ и Роскосмосом.

ВТБ сотрудничает и с отдельными предприятиями, например финансирует инвестиционный проект ОАО «Роствертол» по модернизации и освоению серийного производства транспортного вертолета Ми-26Т2. Эта уникальная винтокрылая машина – самая большая в мире по грузоподъемности. Стоимость проекта – 2,5 млрд руб.

 

Второе дыхание

В недрах концерна ПВО «Алмаз-Антей» создается уникальная структура – Северо-Западный региональный центр. В Санкт-Петербурге у концерна пять предприятий: Обуховский завод, Завод радиотехнического оборудования, Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ) и два института – Всероссийский НИИ радиоаппаратуры (ВНИИРА) и Российский институт радионавигации и времени (РИРВ). «Мы предложили программу создания центра, согласно которой на части территории Обуховского завода, а это приблизительно 38 га, расположатся все пять предприятий», – рассказывает генеральный директор ООО «ДС СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников. Эти предприятия разнотипны: одни занимаются разработкой техники, другие – ее изготовлением. «Объединение их в единую структуру позволит в будущем маневрировать в случае разных хитросплетений нашей жизни. При этом предприятия сохраняют юридическую самостоятельность: у них свои директора, свои финансовые службы», – поясняет Подвязников.

Сейчас проводится модернизация производства. «Программа перевооружения российской армии до 2020 года предусматривает значительный объем выпуска новых изделий. На старых мощностях выполнить эту программу было невозможно ни по объему, ни по стоимости изготовления», – подчеркивает Михаил Подвязников. Программа создания СЗРЦ была принята в 2007 году, но кризис затормозил ее реализацию. «В этой сложной ситуации нам протянул руку помощи банк ВТБ. Эта помощь выразилась и в решении текущих проблем, и в общей финансовой поддержке проекта. Именно кредиты ВТБ позволили профинансировать создание Северо-Западного центра. Роль ВТБ в этом проекте определяющая, потому что без банка просто ничего бы не было», – говорит Михаил Подвязников.

ВТБ предоставляет также долгосрочные кредиты на приобретение оборудования для модернизации производства. Такие кредиты уже используют крупнейшие двигателестроительные предприятия: ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро».

Есть в нашем портфеле и более масштабные проекты. С 2009 года ведущий российский производитель вооружения – ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» – работает над производственно-технологическим кластером для выпуска продукции военного, двойного и гражданского назначения в Санкт-Петербурге. В проекте участвуют пять дочерних предприятий концерна, которые объединены в Северо-Западный региональный центр. Именно там будут вестись разработка и модернизация новейших систем ПВО.

Банк с самого начала принимает активное участие в реализации этого проекта. Общий объем кредитования концерна – 20 млрд руб. Первая очередь завода, построенная, в том числе, на средства банка, уже функционирует и производит новейшие виды техники.

 

Программа ГЛОНАСС, одна из важнейших в отечественной космической отрасли, тоже получает поддержку ВТБ?

ВТБ сотрудничает с основными исполнителями федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» – предприятиями ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» и ОАО «Российские космические системы». В рамках госконтракта на выполнение опытно-конструкторских работ по развитию космического комплекса системы ГЛОНАСС банк выдал ИСС имени Решетнёва гарантии надлежащего исполнения контракта в пользу Роскосмоса на сумму 8 млрд руб.

Десятикратный рост

 

Насколько экономически выгодно для ВТБ кредитование предприятий оборонной и авиакосмической отраслей? Ведь их деятельность не предполагает получение скорой прибыли?

Привлекательность кредитования ОПК связана прежде всего с низкими рисками, так как значительная часть кредитов осуществляется под гарантию РФ и экспортные контракты. Это компенсирует традиционно невысокую по сравнению с рыночными отраслями доходность. У предприятий «оборонки» проблемная и просроченная задолженности практически отсутствуют. С учетом RAROC (показатель возврата на капитал с учетом риска. –Ред.), которому в нынешней экономической ситуации банки уделяют все больше внимания, кредитование ОПК экономически оправданно.

Кредитный портфель ВТБ по клиентам оборонной и космической промышленности за 2012 год вырос на 41%. А если оценивать ретроспективу последних пяти лет, портфель увеличился в 10 раз.

 

Какими критериями руководствуется ВТБ, принимая решение кредитовать предприятие оборонной или авиакосмической отрасли?

Не устану повторять: банк – это прежде всего коммерческое предприятие. Его главная задача – обеспечить приемлемые для акционеров финансовые показатели. Имею в виду и прибыль, и возврат на капитал. Этого принципа мы придерживаемся при работе с клиентами любой отрасли.


Валерий Лукьяненко: «Не устану повторять: банк – это прежде всего коммерческое предприятие. Его главная задача – обеспечить приемлемые для акционеров финансовые показатели»

Социальный аспект

 

Какие социальные инициативы реализует ВТБ совместно с предприятиями ОПК и авиакосмической отраслью?

С 2010 года банк выступает генеральным спонсором молодежных слетов, проводимых нашим давним клиентом «НПО «Сатурн». Это традиционное спортивное мероприятие, в котором принимает участие более 2000 молодых специалистов ведущих компаний российского авиапрома. Этим летом состоялся уже XXVI слет, который показал, что интерес к мероприятию со стороны участников огромен, а сам слет повышает мотивацию нового поколения сотрудников отрасли к спортивным и производственным свершениям.

Департамент по работе с клиентами государственного и оборонного секторов инициировал через ВТБ24 программу для молодых специалистов НПО «Сатурн» по льготной ипотеке, что в значительной мере способствует закреплению кадров в ОПК.

 

Участвует ли ВТБ в популяризации российской авиации и космонавтики? Какие программы просветительской направленности можете назвать?

За примерами далеко ходить не нужно. МАКС, о котором мы говорили вначале, – это грандиозная выставка. Она, вне всяких сомнений, способствует популяризации достижений нашей страны в области авиации и космоса. Авиасалон широко освещают СМИ, его посещают десятки тысяч зрителей, в том числе молодежь. Большинство гостей покидают салон с чувством гордости за российскую авиакосмическую отрасль. Разумеется, мы считаем крайне важным поддерживать такое мероприятие.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск