Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Атакуя Атакаму

«КАМАЗ-Мастер» снова на пьедестале «Дакара»

Заглянув в итоговый протокол «Дакара-2013» и обнаружив три КАМАЗа на первых местах, кто-то может подумать, что гонка для наших спортсменов превратилась в сплошной парад победы. Но это не совсем так. Преимущество далось ценой неимоверных усилий. «Раньше разрыв между соперниками измерялся часами, – рассказывает пилот «КАМАЗ-Мастера» Андрей Каргинов. – А тут на одном из этапов я опередил MAN Петера Верслейса всего на одну секунду!» «Небывалое творилось в этом году в зачете грузовиков», – подтверждает победитель автомарафона Эдуард Николаев. Корреспондент «Энергии успеха» стал свидетелем борьбы и триумфа российской команды, генеральным спонсором которой вот уже семь лет выступает Банк ВТБ.

Текст Леонид Ситник. ФОТО «КАМАЗ-Мастер»

Марсианские хроники

Цветастый караван «Дакара» мы встретили в Атакаме, самой безводной пустыне мира. Снимки, которые передают на Землю американские марсоходы, наглядно свидетельствуют: пейзажи Атакамы – точная копия марсианских. Словом, нечто совершенно неземное.

Прокатный внедорожник на шоссейной резине – не бог весть какой вездеход, но все же позволяет углубиться в сердце пустыни, оставив далеко позади шумные толпы чилийских болельщиков, норовивших влезть в кадр с флагами и зонтиками. Когда «Дакар» проводился в Африке, местные жители могли даже пальнуть. Туареги грабили гонщиков в пустыне, угоняли их транспорт. Население Южной Америки, не в пример африканцам, отличается почти детским дружелюбием. Приезжают за десятки километров целыми семьями, чтобы встретить восторженными воплями героев знаменитой гонки. Латиноамериканцы создавали вокруг трассы атмосферу карнавала.


 

«Дакар-2013»: цифры и факты

34-й трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар» в 2013 году прошел по территории трех стран: Перу, Аргентины и Чили. Гонка стартовала 5 января в Лиме и финишировала 20 января в Сантьяго. Двухнедельный маршрут состоял из 14 этапов общей протяженностью 8121 км, из которых на спецучастки пришлось 4580 км.
В гонке стартовали 196 мотоциклов, 40 квадроциклов, 161 внедорожник и 75 грузовиков. Всего 472 участника. До финиша последнего спецучастка добралось 301 транспортное средство, в том числе 125 мотоциклов (68,3%), 26 квадроциклов (68,4%), 90 внедорожников (59,2%) и 60 грузовиков (80%). Весь пьедестал почета в классе грузовиков заняли пилоты «КАМАЗ-Мастера».

Забавно было наблюдать, как некоторые из местных фанатов внедорожной езды умудрялись закопаться на своих легковушках, едва съехав с асфальта и даже не добравшись до отведенной для них парковки возле финишного створа спецучастка.

И все же нам очень хотелось увидеть «Дакар» в естественной обстановке. Поэтому на свой страх и риск мы двинулись дальше…

Живучая техника

В качестве пункта назначения выбрали точку рядом с маршрутом гонки, на берегу высохшего русла. Утверждают, что некоторые русла здесь остаются сухими уже 120 000 лет. Именно в таком месте на одном из первых этапов едва не разбил свою машину Эдуард Николаев, будущий победитель «Дакара».

«Солнце здесь очень яркое, не видно ничего, – вспоминает Николаев самый драматичный для него момент гонки. – Песок слепил и сливался перед глазами. Я решил спрямить, буквально метра два от дороги, а там – русло высохшего ручья, и амортизаторы просто срезало. Мы остановились, открутили амортизаторы, бросили на землю и поехали дальше на рессорах. Приходилось бороться с машиной, ее раскачивало. Но это «Дакар», здесь надо быть готовым ехать на чем придется. Иностранцы на следующий день поражались нашей технике, насколько она живучая».

В Атакаме не столько жарко, сколько голо и одуряюще солнечно, особенно для человека, пару дней назад наслаждавшегося лыжной прогулкой в заснеженном лесу. От нестерпимого блеска сознание словно «засвечивает». Тени нет. Кажется, я сам не отбрасываю тени. Солнце в зените. Стоит просидеть в таком месте дней сорок – и правда, голову так напечет, что собственную религию придумаешь.


«У нас в прошлом году случилась поломка двигателя, – вечером на бивуаке рассказывает Айрат Мардеев, пилот команды «КАМАЗ-Мастер», занявший в итоговом протоколе «Дакара» второе место. – Нас долго не могли эвакуировать: все давно проехали, мы в пустыне одни. И знаете, не по себе стало. Лишь когда стемнело, увидели, что где-то далеко, километрах в тридцати, проходит шоссе и по нему огни движутся. На душе полегчало».

На «Дакаре» надо быть готовым ехать на чем придется,
иностранцы поражались нашей технике,
насколько она живучая  

Собираясь в Чили, я набрал с собой репеллентов, готовясь к встрече с тропическими кровососами. Но оказалось, что в стране нет ни комаров, ни москитов, ни ядовитых змей, ни скорпионов. А в пустыне даже мухи не выживают. Впрочем, роль последних в моем просветленном сознании заняли мотоциклисты, жужжащая стая которых вскоре вывалилась из-за очередного лунного холма. Следом жуками прогудели квадроциклы. Первым из внедорожников показался оранжевый багги американца Робби Гордона, прославившегося своими подвигами в NASCAR. Этот автоковбой упорно пытается взять «Дакар» исключительно лихостью. Манера его езды – это нечто! Замаскированный под Hummer автомобиль американца в воздухе проводил гораздо больше времени, чем на земле. Со стороны выглядит очень эффектно. Правда, результат не столь впечатляет: из-за многочисленных поломок и аварий американец отстал от победителя больше чем на пять часов.

«Мы так не ездили, и нам никто этого не позволит, – рассказывает Андрей Каргинов, сумевший прийти к финишу двухнедельного марафона третьим, несмотря на поломку в начале гонки, которая отбросила его на самые последние позиции. – Разбитая машина – последнее дело. Можно ехать быстрее, можно где-то срезать, сократить расстояние, но один прокол колеса – и потеряешь больше, чем выгадал. Многие наши конкуренты едут по лезвию ножа, бывает, что им везет, но бывает ­и ­наоборот».

Наконец из знойного марева возник самый эффектный из сегодняшних «миражей»: грузовики в пустыне. Первым на горизонте появился бирюзовый Iveco голландца Жерара де Роя, прошлогоднего победителя «Дакара» и главного соперника пилотов «КАМАЗ-Мастера». За ним один за другим промчались три КАМАЗа. Я впервые видел их воочию. Поразили не столько мощь и скорость, с которой громадные машины преодолевали местность, где даже мотоциклистам приходилось спешиваться. Поразил крайне немузыкальный лязг. Это даже не рев дизеля, а именно лязг измученного железа: металл стонал и всхлипывал от ударов и нагрузок, которые ему приходилось выдерживать. Невольно подумалось: а каково же там, внутри, людям?!

Сон в зимнюю ночь

Я ехал в Чили на два последних этапа «Дакара», надеясь полюбоваться Южным Крестом и «марсианскими» звездами пустыни. Увы, действительность сильно отличалась от моих романтических представлений о пикнике на природе с усталыми гонщиками, поющими у костра мужественные песни под расстроенную гитару. Ночевка на дакаровском бивуаке для постороннего человека представляла собой если не ад, то нечто похожее на чистилище. Несколько сотен мотоциклов, квадриков, внедорожников и грузовиков, на каждый из которых, в свою очередь, приходится несколько автомобилей технической поддержки, настолько плотно заполняют отведенную им территорию, что с трудом удается отыскать свободный пятачок для палатки. А ведь мы встретили «Дакар» уже на излете, когда из почти 500 участников в строю осталось чуть больше половины. Ремонт идет, по сути, всю ночь. Всю ночь горят прожектора, не дающие различить ни одной звездочки в небе, всю ночь над самым ухом стучат генераторы и истерически взревывают тестируемые моторы.

 

«Дакар»: сколько это стоит

Взнос за одного члена команды (экипажи и группа ассистанс) – 11 500 евро. Взнос за автомобиль –­ ­около 5000 евро. Команда «КАМАЗ-Мастер» состоит из 48 человек и 12 автомобилей. Если добавить расходы на авиаперелет из Набережных Челнов в Южную Америку и назад, топливо, гостиничные 
и прочие расходы, то ­участие в гонке ­обходится в сумму около 1,5 млн евро. Однако призовые на ­«Дакаре» чисто символические: за первое место полагается около 4000 евро! Хватает лишь на частичное покры­тие ­победного ­банкета.

Впрочем, лагерь «КАМАЗ-Мастера» организован на зависть соперникам. У россиян свой повар, который избавляет команду от необходимости тратить время на походы в общую столовую, где одновременно принимают пищу 3000 человек. Есть у команды и свой душ, своя мобильная прачечная. Есть даже своя передвижная гостиница, где отдыхают гонщики в спальных купе. Механикам приходится труднее. Ночуют они на раскладушках под открытым небом, стараясь расположиться по периметру лагеря в качестве своеобразной ночной стражи. Бивуак, конечно, охраняет полиция, но мало ли что? Впрочем, выспаться механикам на «Дакаре» не удается. «Начинается «Дакар» – нам тяжело, – рассказывает один из механиков «КАМАЗ-Мастера». – Середина – тоже непросто, но приходит последний день – и такое чувство, будто у ребенка игрушку отняли. Хотя сейчас «Дакар» потруднее стал: скорости возросли, больше проблем, железо не выдерживает. Как-то трое суток подряд не спали».

Не всегда удается отдохнуть и пилотам. «Последние три дня я все ходил на бивуаке вокруг машины, – рассказывает Эдуард Николаев уже после победного финиша. – Сам вникал во все мелочи. Механики даже обижались: «Не доверяешь, что ли?» Я им говорю: «Ребята, мне это нужно для самоуспокоения». Почему-то казалось, что один какой-нибудь маленький болтик может загубить огромную работу».

Лагерь «КАМАЗ-Мастера» организован на зависть соперникам. У россиян свой повар, своя мобильная прачечная, свой душ и даже своя передвижная гостиница


Вот и у Андрея Каргинова была бессонная ночка перед этапом, который стал для «КАМАЗ-Мастера» решающим. «Меняли коробку передач, и механики меня в полночь разбудили, чтобы проверить машину, – рассказывает Андрей. – Любая проведенная работа должна сопровождаться выездом: надо проехать хотя бы километров пятьдесят. А подъем уже в три часа. В результате спал часа два».

Характерно, что именно после этой бессонной ночи в гонке произошел перелом. Голландец де Рой, выигравший до этого пять из семи первых этапов, столкнулся с целым букетом проблем: неисправность рулевой системы, поломка турбины, пробой колеса. Именно после этого гонку возглавил Эдуард Николаев, который не оставил соперникам шансов до самого финиша.

Можно ехать быстрее, можно где-то срезать, но один прокол колеса – и потеряешь больше, чем выгадал


Охота на де Роя

То, что автомобиль де Роя отличается от остальных, видно невооруженным глазом. Его Iveco – единственный капотный грузовик в гонке. «Огромный плюс капотного грузовика в том, что его кабина смещена назад, – считает Андрей Каргинов. – Если посмотреть на КАМАЗ, то мы сидим практически на переднем колесе. А де Рой сидит в базе автомобиля, где намного меньше трясет. Но, конечно, и автомобилю при этом достается, потому что трясет мало и кажется, что грузовику все нипочем».

Небезынтересный нюанс: автомобиль де Роя не вполне соответствует техническому регламенту Международной федерации автоспорта. Проще говоря, капотные грузовики запрещены правилами. Впрочем, это еще цветочки по сравнению с прошлогодним скандалом. Голландец в 2012 году выиграл «Дакар» на автомобиле с нелегитимной подвеской: ее ход составлял 42 см ­вместо положенных 30.

«Когда мы узнали об этом, то пошли разобраться к де Рою. Как он на это отреагирует? Он чувствует свою безнаказанность, улыбается нам в лицо: мол, делайте, что хотите. Вот и все», – вспоминает этот неприятный эпизод Артур Ардавичус, пилот казахстанской команды, также выступающей на КАМАЗах.


Во второй половине гонки Андрей Каргинов, выступая на автомобиле прошлого поколения, выиграл три этапа подряд, доказав, что КАМАЗы превосходят соперников не только в надежности, но и в скорости

 

Атакама – кульминация гонки

Ландшафтной кульминацией «Дакара» в его южноамериканской версии является пустыня Атакама. Любопытно, что самая сухая пустыня планеты расположена на берегу океана. ­Казалось бы, близость огромного водного пространства должна превратить эту местность в тропические джунгли. Но холодное Перуанское течение стало своеобразным конденсатором влаги, которая остается на поверхности океана (по аналогии с холодным зеркалом в ванной) и таким образом высушивает воздух до абсолютного нуля влажности. Проникновению же дождей с континента препятствуют Анды. Здесь есть места, где осадки не фиксировали никогда за всю историю метеонаблюдений. В среднем же их выпадает 1 мм в год и в основном в виде тумана, из которого местные жители добывают воду с помощью растянутых нейлоновых нитей, улавливающих влагу из воздуха.

Россияне предпочитают не тратить нервы на разборки, хотя авторитетное давление на организаторов оказывают. К примеру, в нынешнем году налагались серьезные штрафы в случае обрыва контрольных ремней при избыточном ходе подвески. В результате с наиболее одиозными нарушениями правил было покончено. Однако на мелкие нарушения организаторы по-прежнему закрывают глаза. У многих грузовиков кузов имеет недозволенный аэродинамический профиль. Кто-то тонирует стекла, что также против правил. А Tatra Алеса Лопрайса, еще одного давнего конкурента камазовцев, вообще оснащена независимой подвеской. Впрочем, это техническое решение хорошо работает на скоростных участках, а вот суровое бездорожье переносит плохо.
«Чем хуже дорога, тем лучше для КАМАЗа, – утверждает Андрей Каргинов. – Труднее всего, как ни странно, нам приходится на простых участках, где ограничение скорости до 140 км/ч приходится ловить ногой, в то время как у соперников стоят электронные моторы и достаточно выставить ограничитель оборотов. Зато мы наш двигатель можем перебрать в поле своими руками, а вот если «накроется» электронный, то вряд ли что-то можно будет сделать в полевых условиях. А у нас сунул гаечный ключ в клеммы – и все заработало».

Фирменное «блюдо» «Дакара»

Дюны – фирменное «блюдо» «Дакара», насладиться которым у нас была возможность на следующий день. На дюну, у подножия которой мы остановились, было страшно даже глянуть. Честно говоря, не очень верилось, что грузовики поедут через ее вершину.

«Мы буквально перед «Дакаром» вернулись с тренировок в Марокко, – рассказывает Андрей Каргинов. – Дюны там были такие, каких здесь нет. Владимир Чагин нас учил: «Снизу они страшные, но, когда на них залезешь, они все одинаковые, верхушка как верхушка».

О секретах преодоления песчаных гор молодые пилоты «КАМАЗ-Мастера» могут говорить часами. «На высокую дюну со всего хода заскакиваешь, – рассказывает Каргинов, – но в момент переваливания нужно подобрать такую скорость, чтобы и дотянуть до гребня, и не переборщить, не выпрыгнуть. Это диапазон 2–3 км/ч». Если нужной скорости добрать не удалось, автомобиль, как правило, зависает на гребне, что зачастую приводит к весьма неприятным последствиям.


«Мы не сразу взяли дюнку, – вспоминает Айрат Мардеев. – Начало нас стаскивать, остановились, сдали назад, рядом проехал де Рой, а затем я только услышал сигнал и в камеру заднего вида увидел, как MAN Петера Верслейса нам в корму приехал. Повезло, что удар пришелся вскользь, слегка помяло кузов, разбились задние фонари – и все. Мы рядом с обрывом стояли. Если бы удар был плотнее, то далеко бы вниз летели».

Но опаснее переборщить со скоростью. Именно так выбыл из гонки еще один сильный соперник из команды Iveco: грузовик Ханса Стейси лихо перемахнул вершину дюны, взлетел… и перевернулся через кабину.
«Сегодня на финише местные ребята на айфоне показали фотографию, – рассказывает Андрей Каргинов. – Мы подскочили довольно высоко, метра на два. Я знал, что автомобиль это стерпит, что это нормально для него. И все же когда летишь, а потом приземляешься на 10-тонном грузовике – ощущения непередаваемые».

Жертвы «Дакара»

За всю историю «Дакара» погибли 35 человек. Этот список пополнила гонка 2013 года. 9 января близ города Такна (Перу) столкнулись машина сопровождения британской команды Race2Recovery и местное такси. Второе такси попыталось увернуться, но в результате автомобиль потерял управление и несколько раз перевернулся. Погибли двое местных жителей, семь человек получили травмы. 11 января в результате лобового столкновения с автомобилем полиции погиб 25-летний французский мотоциклист Тома Буржен, дебютант «Дакара».

 
Гонку возглавил Эдуард Николаев,
который не оставил соперникам шансов до самого финиша

Драма на финише

Андрей Каргинову выпало, пожалуй, больше всего волнений в гонке этого года. Из-за прокола на самых последних километрах ему пришлось финишировать на трех колесах и голом ободе (фото внизу). Времени на замену шины не было. Сзади накатывал де Рой. В итоге Андрей опередил голландца на 4 минуты 19 секунд и отстал от своего товарища по команде Айрата Мардеева на 47 секунд! И это в конце двухнедельной гонки, которую Андрей проехал, по сути, со сломанной ногой!

«Травму я получил дома 16 декабря, за две недели до отъезда, – рассказывает Андрей. – Обычная бытовая травма: поскользнулся на льду и сломал плюсневую кость, которая от большого пальца ноги отходит. Как назло, пострадала правая нога, которая работает с педалями тормоза и газа. Врачи наложили гипс и сказали, что на восстановление нужно шесть недель. Но у меня и в мыслях не было отказаться от участия в «Дакаре». Мы обратились в центр Елизарова в Кургане, и там специалист мне сказал: если ты очень захочешь, то сможешь поехать. Я решил отложить решение до первого этапа. Сел за руль и… вспомнил о ноге только на финише! Тогда уже не осталось сомнений, что доеду».

Летающий «КАМАЗ»

КАМАЗ-4911 – это серийный гоночный автомобиль. Его вес – 9 тонн 300 килограммов. Максимальная мощность – 850 ­лошадиных сил. Максимальная скорость – 165 км/ч. ­Последняя модификация стоит 620 000 евро. Время изготовления одной машины – девять месяцев. Таких машин выпущено 15 штук. Используют их спецслужбы, приобретают и для участия в соревнованиях.
«Мы стараемся максимально использовать узлы, агрегаты и детали оте­чественного производства, – утверждает Владимир Чагин. – В частности, двигатель стоит наш, Тутаевского моторного завода. Но если требуемых деталей в России не выпускают, мы ищем за рубежом. Это нормальная практика. Даже Mercedes не состоит из деталей, изготовленных только в Германии. Ввиду того что организаторы «Дакара» вводят ограничения по объему двигателя, мы не сможем в следующем году ехать на «Дакаре» с тутаевским мотором. К сожалению, подходящих российских двигателей нет, придется искать у зарубежных поставщиков. Сейчас это наша главная забота».

 

Во второй половине гонки Андрей Каргинов, выступая на автомобиле прошлого поколения, выиграл три этапа подряд, доказав, что КАМАЗы превосходят соперников не только в надежности, но и в скорости. Появилась даже шутка, что Каргинов так быстр, потому что не тормозит: бережет ногу.

Второе место в общем зачете занял Айрат Мардеев, но ему вряд ли удалось добиться бы успеха, если бы на предпоследнем этапе его, подвисшего на дюне, не вытащил из песчаной ловушки Эдуард Николаев, рисковавший ради товарища запасом прочности своего лидерства. Итог подобной взаимовыручки: три первых места «КАМАЗ-Мастера» в зачете грузовиков.


Второе место в общем зачете занял Айрат Мардеев, но ему вряд ли удалось бы добиться успеха, если бы на предпоследнем этапе его не вытащил из песчаной ловушки Эдуард Николаев, рисковавший запасом прочности своего лидерства

Любопытна речь семикратного победителя «Дакара» и нынешнего руководителя команды Владимира Чагина на собственном дне рождения (свой личный праздник пилот много лет встречает на «Дакаре»): «43 года – это для меня своеобразный юбилей. Эта цифра идет со мной по жизни. Как только она появляется, ко мне приходит успех. У «Нивы», на которой я первый раз участвовал в гонке, был номер 0143. И я все ждал, когда мне будет 43. Ждал и думал: каким будет этот год? Что он мне принесет?»


Тройной подиум «Дакара» покорился обновленному составу экипажей уже на второй год. «КАМАЗ-Мастер», как и ВТБ, всегда стремится к лидерству и новым победам

«Такого не ожидал никто из наших соперников, – признался на финальном командном сборе в Сантьяго основатель команды Семен Семенович Якубов. – После прошлогодней неудачи все подумали, что непобедимого ­КАМАЗа больше не существует. Дескать, новому поколению молодых гонщиков еще учиться и учиться. И прошли те времена, когда MAN рекламировал свои автомобили ­лозунгом «Мы первые после КАМАЗа!». Я разговаривал с де Роем. Говорю ему: «Вы в прошлом году выиграли. От вас 10 лет ждали этой победы, и все были очень рады за вас. Но не каждый же год вам побеждать!» А его механик отвечает: «Так вы выигрывайте, а нам хотя бы третье место оставьте!»

«Перед командой в этом году была поставлена достаточно скромная задача – попасть в призовую тройку, – подводит итог Владимир Чагин. – Так получилось, что эту задачу выполнили все три наши пилота».


Хет-трик «КАМАЗ-Мастера»

На «Дакаре-2013» пилоты команды «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов заняли весь пьедестал почета в зачете грузовиков. Гонщики российской команды выиграли «Дакар» в 11-й раз. На протяжении последних семи лет команду поддерживает банк ВТБ. ­Сотрудничество началось в ключевой для наших ребят момент – ВТБ поддержал строительство центра автоспорта в Набережных Челнах, в котором создаются спортивные автомобили для гонок в экстремальных условиях бездорожья.
«Банк ВТБ поздравляет молодых пилотов и всю команду с победой! – говорит первый заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Василий Титов. – Уникальность этой команды, которую по праву называют сборной России по автоспорту, заключается в стабильно высоких результатах. Молодую спортивную смену наставники воспитали в лучших командных традициях взаимовыручки, нацеленности на общую победу. Результаты превзошли ожидания. Тройной подиум «Дакара» покорился обновленному составу экипажей уже на второй год. «КАМАЗ-Мастер», как и ВТБ, всегда стремится к лидерству и новым победам. Так держать!»

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск