Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Героический Гергиев

Оркестр Мариинки давал по нескольку концертов в день

У Валерия Гергиева в этом году сбылась мечта: он открыл вторую сцену Мариинского театра, возведения которой добивался без малого два десятка лет. Мероприятие собрало всю политическую элиту во главе с Владимиром Путиным. Маэстро вместе с другом пианистом Денисом Мацуевым подготовили отменный концерт. Журналисты президентского пула рапортовали: хорошо слышно «даже на галерке». Так – триумфально – худрук Мариинского театра отметил свой 60-летний юбилей. Однако дирижеру некогда было расслабляться, он тут же умчался в Москву – открывать Пасхальный фестиваль, а дальше – колесить по России-матушке в дни празднования Воскресения Христова и победы в Великой отечественной войне. Главным спонсором фестиваля по традиции выступил Банк ВТБ.

Текст Мария Юрьева

Пасхальный фестиваль (уже 12-й по счету) для Валерия Гергиева – всегда марафон. Никаких метафор – только реальные доказательства фантастической работоспособности маэстро. Оркестр Мариинского театра вместе с приглашенными музыкантами давал по нескольку концертов в день, причем порой в разных городах, между которыми приличное расстояние. Но можно было не сомневаться, что палочка дирижера взлетит вверх вовремя: музыкантов возил спецпоезд РЖД. На нем красовался и логотип ВТБ: для банка это не очередной меценатский жест, а продуманный программный ход. Банк девятый год подряд поддерживает Пасхальный фестиваль, являясь генеральным партнером Мариинского театра.

Банк ВТБ девятый год подряд поддерживает Пасхальный фестиваль, являясь генеральным Партнером Мариинского театра

Фестиваль, благословленный при рождении (в мае 2002 года) патриархом Алексием II и почти сразу ставший значительным событием в культурной жизни России и Европы, в этом году был посвящен 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной – битве на Курской дуге. В связи с этим маршрут Пасхального фестиваля прошел через города, служившие в 1943 году опорными пунктами стратегических военных операций.

Путешествие во времени

Триумфальному шествию фестиваля предшествовало открытие новой сцены Мариинского театра. Этот архитектурный переворот в сердце Петербурга, необходимый как воздух Мариинскому театру, Валерий Гергиев затеял еще при Борисе Ельцине. В 1997 году первый президент России одобрил предложение маэстро. Мариинский театр – национальный брэнд, поэтому к стройке было приковано пристальное внимание не только в России, но и во всем мире. Но тогда никто и не подозревал, что дебаты вокруг Мариинки-2 окажутся столь жаркими.

Площадь концертного комплекса с семью надземными
и тремя подземными этажами – более 80 000 кв. м
Сначала Гергиев пригласил в Петербург американского архитектора Эрика Мосса. Тот придумал проект, который поверг культурную столицу в шок: мастер экстравагантных конструкций предложил построить здание театра в виде гигантских мусорных мешков. Провокативную постмодернистскую концепцию встретили в штыки, к тому же проект не соответствовал российским строительным нормам, поэтому было решено провести открытый международный конкурс. Впервые почти за 70 лет за право на строительство в Петербурге боролись архитекторы мирового масштаба: японец Арата Исодзаки, австриец Ханс Холляйн, швейцарец Марио Ботта, голландец Эрик ван Эгераат и многие другие.

Победителем единодушно признали французского архитектора Доминика Перро, автора известного здания Национальной библиотеки в Париже. Он предложил построить театр из черного мрамора и поместить внутрь золотистый кокон, напоминавший купола православных храмов. Стоимость проекта тогда оценивали в $100 млн. Однако идеям Перро не суждено было воплотиться в жизнь. Оказалось, что в документации, представленной генпроектировщиком, нет ни слова о водоснабжении здания, канализации и вентиляции. После долгих разбирательств в 2007 году контракт с французом расторгли. К тому моменту площадка для здания на набережной Крюкова канала уже была подготовлена. Жаль, конечно, что исчезли ДК им. Первой пятилетки, построенный архитектором Митуричем в 1930 году, и двухэтажный флигель, созданный Кваренги в 1787–1789 годах, но делать было нечего – пришлось жертвовать.

В 2009 году обнародовали очередной вариант облика второй сцены Мариинского театра, разработанный архитекторами мастерской Diamond & Schmitt Architects. Эту канадскую команду предложил Валерий Гергиев, и именно ее проект победил в новом открытом конкурсе. Адаптировало канадский проект под местные особенности ОАО «Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений». Главгосэкспертиза утвердила окончательный вариант лишь в декабре 2010 года. А в январе 2013-го, когда сняли строительные леса, петербуржцы наконец увидели Мариинку-2, строительство которой в итоге обошлось федеральному бюджету в 22 млрд руб. ($720 млн). Концертный комплекс с семью надземными и тремя подземными этажами занял чуть ли не целый квартал: его площадь более 80 000 кв. м.

Бежевое здание с большими выступающими зеркальными окнами связано с исторической сценой Мариинского театра мостом, перекинутым через Крюков канал. Так что зрители и музыканты могут с легкостью перемещаться из одного здания в другое, будто бы совершая путешествие во времени – из века ХVIII в век ХХI. Внешне новое здание получилось лаконичным, внутри восхитительная акустика – это отметили все гости, приглашенные на торжественное открытие, состоявшее 2 мая – в день рождения Валерия Гергиева. Оценили правильное распределение децибелов и президент Владимир Путин, и федеральный министр культуры Владимир Мединский. Но главное, что доказал гала-концерт, так это наличие суперсовременных технических возможностей сцены. Она трансформировалась словно по волшебству, а видео-световые эффекты полностью погружали зрителей в музыкальное произведение. Так что, когда историческая сцена Мариинки закроется на реконструкцию, а это случится в следующем году, труппе и оркестру театра будет где поражать публику.

Мариинский театр – национальный брэнд, поэтому к стройке было приковано пристальное внимание во всем мире. Только железная воля и решительность маэстро дали жизнь этому проекту. За одно это Гергиев достоин ордена «Герой труда», который Путин вручил руководителю Мариинского театра накануне юбилея

Определенно, только железная воля и решительность маэстро дали жизнь этому проекту. За одно это Гергиев достоин ордена «Герой труда», который Путин вручил руководителю Мариинского театра накануне юбилея. Но Валерий Абисалович по жизни – хронический трудоголик. Он успевает не только руководить Мариинкой, но и в бешеном темпе демонстрировать, при этом виртуозно, свое профессиональное мастерство, что в очередной раз доказал Пасхальный фестиваль.


2 мая – в день рождения Валерия Гергиева состоялось торжественное открытие новой сцены Мариинского театра. Все гости отметили восхитительную акустику внутри здания. Но главное, что доказал гала-концерт, так это наличие суперсовременных технических возможностей сцены

Фирменная скорость

 

Маэстро мира

В 23 года Валерий Гергиев одержал победу на конкурсе дирижеров им. Герберта фон Караяна в Берлине. Он был еще студентом Ленинградской государственной консерватории (по классу симфонического дирижирования у профессора Ильи Мусина), когда его пригласили в Кировский театр. Сегодня вся страна знает этот театр под его историческим названием – Мариинский. В 35 лет Валерия Гергиева избрали худруком оперной труппы, а с 1996 года маэстро – художественный руководитель и директор Мариинского театра. Управление одним из самых известных театров мира не мешает ему гастролировать и работать главным дирижером Лондонского симфонического оркестра.

Гергиев всегда поражал своей кипучей энергией, но неожиданно в прошлом году сбавил темп – фестиваль шел три недели и маэстро давал концерты не так интенсивно, как прежде. Музыкальные критики уже было заволновались: а вдруг проблемы со здоровьем (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить), вдруг долгострой второй сцены подкосил, шептались они. Зря. Видимо, главе одного из крупнейших театров мира нужны были силы для итогового рывка в давно начатом деле. И весной 2013 года Гергиев вновь показал фирменную скорость и мастерство.

5 мая, в Пасхальное воскресенье (именно в день этого христианского праздника традиционно стартует фестиваль), Большой зал столичной консерватории был забит до отказа. Торжественное открытие началось с благословения митрополита Волоколамского Илариона. «Христос воскрес!» – провозгласил он. «Воистину воскрес!» – дружно откликнулся зал. А затем священнослужитель добавил, что на фестивале звучит «музыка, которая возвышает дух человека и приближает людей к Богу». С данным утверждением сложно спорить. Тем более, что после этих слов оркестр под руководством маэстро исполнил симфоническую медитацию «Вознесение» Оливье Мессиана, посвященную празднику Вознесения Господня. Романтическое и вдумчивое произведение французского композитора, по иронии судьбы, было создано как раз в то время, когда в Германии к власти пришел Адольф Гитлер.

После такого сильного вступления публику привел в еще больший восторг Денис Мацуев, волшебно сыграв фортепианный концерт Чайковского и несколько других произведений композитора. Зрители устраивали овации, и это единение стало наглядной иллюстрацией того, о чем говорил митрополит.


Пасхальный фестиваль уложился в считанные дни: 23 концерта в 14 городах за 12 дней и оставил после себя волшебство симфонической музыки

Пасхальный фестиваль уложился в считанные дни: 23 концерта в 14 городах за 12 дней. Но что он оставил после себя? Радость. Грусть. Волшебство симфонической музыки. Ту идеальную акустическую красоту, на которую способен человек. В немалой степени этому способствовала программа фестиваля: Сергей Прокофьев (символично, что исполнили его ораторию «На страже мира»), Сергей Рахманинов (в том числе прозвучала его симфоническая поэма «Колокола», которой в этом году исполняется 100 лет), Чайковский, Мусоргский, Глинка, Стравинский… Ключевыми произведениями в симфонической программе стали опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини» (в Нижнем Новгороде и на закрытии фестиваля в Москве), опера Верди «Аттила» (в Череповце и Москве), опера Даргомыжского «Русалка» в Костроме и, наконец, вокально-симфоническая поэма Гаврилина «Военные письма». В программе сочетались духовная и военная лирика. Воспоминаниям о войне, ее героях, победах, потерях и уроках была посвящена значительная часть музыкальных произведений.

Валерий Гергиев вместе с другом
пианистом Денисом Мацуевым

Вечерний звон

Но не один Гергиев делает Пасхальный фестиваль тем, чем он является, – проектом европейского значения, который охватывает сразу несколько областей музыкального искусства: от концертов симфонической музыки до храмового песнопения. В рамках фестиваля состоялось более 90 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ.

Хоровая программа в этом году включала в себя 41 концерт в Москве, Туле, Серпухове, Муроме, Твери, Александрове, Дмитрове, Егорьевске, Зарайске, Коломне, Можайске, Клину, Подольске, Дубне. Жители этих городов услышали не только российские коллективы. В фестивале участвовали хоры из Абхазии, Армении, Белоруссии, Венгрии, Греции, Грузии, Сербии, Чехии.

Камерная программа фестиваля, которую возглавляет сестра Валерия Гергиева, замечательный пианист и оперный режиссер Лариса Абисаловна, тоже путешествовала по России – мероприятия прошли в Липецке, Ельце, Старом Осколе, Кисловодске, Мурманске, Пскове и Твери. Прозвучало много песен военных лет, тронувших людей, у которых сохранились личные воспоминания о том страшном времени, и тех, кто знает о войне по учебникам истории, новостям из далеких стран и рассказам дедушек и бабушек.


В 20 храмах Москвы и в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга разливались колокольные перезвоны, звонарей пригласили и в самые известные звонницы Москвы: в Иоанно-Предтеченский, Новодевичий и Даниловский монастыри, Богоявленский кафедральный собор в Елохове и Казанский собор на Красной площади

Осмыслить темы войны и мира помогала и четвертая программа фестиваля – звонильная. В 20 храмах Москвы и в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга разливались колокольные перезвоны, звонарей пригласили и в самые известные звонницы Москвы: в Иоанно-Предтеченский, Новодевичий и Даниловский монастыри, Богоявленский кафедральный собор в Елохове и Казанский собор на Красной площади.

В Новодевичьем монастыре корреспонденту «Энергии успеха» удалось заглянуть на «рабочее место» звонаря. Его «станок» похож на паутину: многочисленные веревки тянутся от колоколов самых разных размеров. Звонарь точно знает, за какую, как и когда нужно потянуть, чтобы колокольня запела. Говорит, у каждого колокола свой характер. Звонарь – это особый музыкант, его инструментом является целая башня – колокольня. Нужно обладать недюжей стойкостью и выносливостью барабанных перепонок, чтобы приводить такой музыкальный инструмент в действие, тем более что колокольные звон – больше, чем музыка, это духовный арт. И надо сказать, звон растекался по всем окрестностям поистине божественный. Повезло жителям близлежащих домов!

В нынешнем Пасхальном фестивале органично соединились религиозный праздник и торжественное светское мероприятие. При этом он выполнял и свои основные задачи – благотворительную, образовательную и просветительскую. Все это делает музыкальный форум уникальным всероссийским явлением.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск