Рейтинг@Mail.ru
Страна

Настойка 
для Брежнева

Ставропольский эликсир

30 лет назад «визитной карточкой» Ставрополья стала наряду со знаменитыми минеральные брендами чудо-настойка «Стрижамент», приготовленная на основе девяти лекарственных трав. Ее неповторимый вкус и целебные свойства высоко оценили как элита страны, так и рядовые граждане. Два года назад при поддержке ВТБ знаменитый бренд вернулся на рынок.

Конкурент «Бехеровки»

В 1976 году в кабинет первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС Михаила Сергеевича Горбачева вошла солидная дама. Советник подставил гостье стул и почтительно удалился. Еще бы! На прием пришла сама Тамара Карлова – легенда советской алкогольной промышленности и руководитель самого передового на тот момент ликеро-водочного завода страны. Стоит оговориться, что тогда Горбачев еще не был озабочен спасением нации от «зеленого змия» и памятная целому поколению антиалкогольная кампания 1980-х пока даже не планировалась. «Тамара, на носу двухсотлетний юбилей Ставрополя, – с фирменным говором произнес Горбачев. – Надо создать напиток, которым будет не стыдно угостить старших товарищей. Что-нибудь с местным колоритом, вроде чешской «Бехеровки»…» – «Сделаем, Михаил Сергеевич! В лучшем виде, как всегда», – коротко и по-деловому ответила Карлова.

И работа закипела. К проекту были привлечены местные передовые технологи пищевой отрасли, специалисты из ведущих пищевых институтов. Через полгода на коллегии Минпищепрома был выбран лучший образец. Им стала крепкая настойка, приготовленная по оригинальному рецепту на основе девяти лекарственных трав, коньяка и натурального спиртованного яблочного сока.


Горбачев остался доволен. «Высокие товарищи» тоже. Эта настойка из ставропольских трав особенно пришлась по вкусу генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, председателю Совета Министров СССР Алексею Косыгину и председателю КГБ Юрию Андропову. Да и многие зарубежные дипломаты, работающие в нашей стране, пребывали от нее в восторге. Во время переговоров некоторые даже ненавязчиво просили коллег о маленьком одолжении – прислать горькую настойку из Ставрополя. Так что ящики, опечатанные фельдъегерской службой, уходили с заводского склада в Москву с завидным постоянством.

 

ПЯТЬ КАПЕЛЬ ДЛЯ АППЕТИТА

Горькая настойка «Стрижамент» является классическим аперитивом (фр. Aperitif, от aperire – открывать, начинать), который обладает успокаивающим действием и стимулирует пищеварение.

В основе бальзама «Стрижамент» – плодовые морсы, настои целебных трав, пряности и бальзамные масла. Сбор из девяти степных и горных трав (зверобой, мелисса, мята, донник, душица, тысячелистник, полынь, дягиль, иссоп) несколько недель настаивают на водке, очищенной молоком, затем добавляют в купаж высококачественный коньяк и натуральный спиртованный яблочный сок. После этого настойка еще две недели созревает, приобретая свои уникальные свойства.

Напиток используют в чистом виде и для приготовления легких коктейлей. Перед приемом пищи достаточно употребить 30–80 граммов настойки. Популярен коктейль из охлажденной минеральной воды и бальзама, а также охлажденного белого сухого вина и бальзама в пропорции 50 на 50. Много поклонников появилось у кофе «по-ставропольски» с добавлением этого бальзама.

Неувязочка вышла только с названием напитка. Горбачев упорно именовал ее «Юбилейной» – в честь 200-летия Ставрополя. Но наверху эта инициатива понравилась далеко не всем. Когда Карлова привезла в Москву документы на получение патента, министр пищевой промышленности остудил ее пыл: «Знаешь, Тамара, очень тебя ценю-уважаю, но возле моего кабинета очередь желающих зарегистрировать эту марку».
Карлова не упала духом (недаром ее за глаза называли «царицей») и на свой страх и риск дала напитку яркое название «Стрижамент» – в честь самой высокой горы на Ставропольском плато, на которой Суворов построил крепость для охраны Ставрополя. При Горбачеве на Стрижаменте появилась великолепная дача для высокопоставленных партийных функционеров.

Под этим звучным именем настойку запустили в производство. Правда, долгое время на столе Горбачева стояла бутылка с этикеткой «Юбилейная»: подчиненные не рисковали огорчать амбициозного партийного функционера. Потом, при удобном случае, секрет все-таки раскрыли. Горбачеву название понравилось.

Слава о новом чудо-напитке шагала по стране семимильными шагами. С конца 1970-х, если житель края отправлялся в другие города и не привозил с собой травяную настойку, ставшую символом гостеприимной Ставропольской земли, на него обижались. «Стрижамент» был «ключом» даже к кремлевским кабинетам. Он помогал решать вопросы назначений и снабжения.

Настойка действительно была хороша и располагала к задушевному общению. Недаром в Ставрополь на гастроли с большим удовольствием прилетали отечественные звезды. На сцене заводского клуба с огоньком в глазах выступали Зыкина, Фрадкин, Богословский, Хачатурян, Хиль, Кобзон, Толкунова, Визбор, Лещенко, Боярский, Хазанов и другие мэтры эстрады. Многие из них, как деликатно говорят ветераны завода, «являлись большими знатоками в правильном употреблении качественных алкогольных напитков».

Напиток долгожителей

К сожалению, знаменитый ставропольский ликеро-водочный завод оказался предметом раздора нескольких экономических группировок и благополучно обанкротился. В 2009 году торговый знак «Стрижамент» на открытом аукционе выкупило предприятие, входящее в холдинг «Меркурий». Как пояснил его учредитель Олег Сидоренко, новых владельцев интересовал только бренд. «Мы целенаправленно отказались от покупки старых корпусов завода, расположенных на улице Черняховского в центре города. Они не соответствовали современным требованиям и были тесны для наших задач. Для строительства новой площадки купили большой земельный участок в промышленной зоне города», – рассказал он.

Сначала инвесторы воссоздали рецептуру напитка. Процесс этот шел непросто, но помогли советами опытные работники старого завода, которых пригласили в Экспертный совет ветеранов. Периодически его члены, несмотря на преклонный возраст, проводят дегустации, чтобы скорректировать выпуск продукции. Глядя на энергичных ветеранов, убеждаешься, что «Стрижамент» – напиток долгожителей.

В 2010 году розлив продукции был начат на площадке партнера в Краснодарском крае. Год назад производство перенесли в Ставрополь на новый, современный завод. Отметим, что это первое предприятие, которое в 2012 году получило лицензию Росалкогольрегулирования на выпуск ликеро-водочной продукции.


ИГОРЬ ЗЕЛЕНСКИЙ: «МЫ СОЗНАТЕЛЬНО ПОШЛИ ПО ПУТИ РЕБРЕНДИНГА»

Условия 
для самодостаточности

Инвестиции в проект составили 370 млн руб. собственных и заемных средств. Часть денег на его реализацию выделил банк ВТБ. «Наш многопрофильный холдинг является самодостаточным предприятием и предпочитает развиваться на собственные средства, – говорит Олег Сидоренко. – Но периодически мы привлекаем для крупных проектов дополнительные инвестиции, чтобы не изымать деньги из оборота. В частности, последний кредит в ВТБ мы получили в 2013 году. На мой взгляд, ВТБ предлагает гибкие условия и оптимальный пакет услуг на местном рынке. Но особенно мы ценим по-настоящему клиентоориентированный подход топ-менеджмента банка».

«Олег Сидоренко – настоящий патриот Ставрополья, – рассказывает управляющий филиалом банка ВТБ в СКФО Виктор Кузьменко. – Его усилия по возрождению знаменитого бренда «Стрижамент» на федеральном уровне говорят о социальной зрелости этого бизнесмена. Немногие знают и о том, что Олег Петрович на собственные средства завершает строительство новой церкви в селе Шведино Ставропольского края, фактически восстанавливая храм, который существовал в селе в дореволюционный период, а потом был разрушен».

Сегодня «Меркурий» уверенно развивает свой бизнес. На краевом рынке алкогольной дистрибуции компания является игроком № 1. Не случайно в начале текущего года лимит по кредитной линии предприятия был увеличен до $10 млн. Управляющий ВТБ в СКФО Виктор Кузьменко отмечает, что финансовая прозрачность ТПП «Меркурий» и в целом стиль ведения бизнеса отвечают представлениям о компаниях, с которыми ВТБ стремится выстраивать сотрудничество.

 

КОЛЛЕКЦИОННАЯ ВОДКА С СЕРЕБРОМ

Ассортимент продукции «Меркурия» постоянно расширяется. Только за последние полгода линейка продукции пополнилась десятью новыми видами напитков, в основном элитных. Для их хранения закупили специальные дубовые бочки из Испании и Франции. В 2013 году утвержден проект строительства отдельного цеха по выпуску элитных плодовых водок (кирш, кальвадос, граппа). Кстати, все водки на заводе «очищают» сухим молоком и углем. Это делает их вкус более мягким.

Сейчас на рынок вышла новая водка – с серебром.

«В каждую бутылку мы кладем серебряную монету со знаком зодиака. Серебряные слитки покупаем в банках, а жетоны выпускает ювелирная мастерская. Каждый жетон заверен клеймом Пробирной палаты. Таким образом, наши покупатели не только наслаждаются напитком, но и коллекционируют монеты. Они могу принять участие и в специальных розыгрышах. Обладатель главного приза получит 100 ящиков водки с серебром» – анонсирует коммерческий директор завода «Стрижамент» Игорь Зеленский. По его словам, поскольку завод работает с целебными травами, у предприятия в планах запуск фармпроизводства.

Федеральные 
амбиции

Местный рынок очень благосклонно принял возвращение старой марки. «Мы сознательно пошли по пути ребрендинга, потому что не хотели изменять внешний вид настойки, к которой люди давно привыкли», – поясняет коммерческий директор завода «Стрижамент» Игорь Зеленский. По его словам, предприятие выпускало и выпускает только биоорганическую продукцию: в напитках отсутствуют синтетические добавки, красители и ароматизаторы. Используется только то, что дарит людям природа: ягоды, фрукты и травы.
Сейчас в линейке завода 31 вид горьких и сладких настоек, водок и бальзамов. «В прошлом году мы запустили производство натуральных яблочного и вишневого соков прямого отжима для настоек, – отметил Сидоренко. – В этом году уже освоили выпуск соков из малины, клубники, черноплодной рябины, айвы, граната и кизила. Все плоды закупаются в хозяйствах Ставрополья, Адыгеи и Краснодарского края».

Добавим, что холдинг владеет сетью специализированных магазинов «Винотека». Но своей сверхзадачей руководители компании видят не вытеснение конкурентов, а установление на алкогольном рынке цивилизованных правил.

Пока предприятие продает продукцию в городах Ставропольского края. Начата экспансия в Краснодарский край, Ростовскую область, Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию, Адыгею и Дагестан. Идет активная работа по продвижению продукции в Волгоградской и Астраханской областях. Уже ведутся соответствующие переговоры в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом, «Стрижамент» при поддержке системообразующего банка – ВТБ – вскоре снова станет федеральным брендом.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск