Рейтинг@Mail.ru
Курс

Лидер добрых дел

Социальная ответственность ВТБ – в России и для России

ВТБ удерживает лидерство в России не только по темпам развития бизнеса, но и по объемам благотворительной поддержки отечественной культуры, искусства, спорта, здравоохранения и образования. Об этом свидетельствуют, в частности, данные очередного, третьего по счету социального отчета группы, опубликованного в текущем году. О принципах социальной политики банка, задающего в этой сфере «правила игры» в нашей стране, в интервью «Энергии успеха» рассказал начальник управления рекламы и маркетинга банка ВТБ Александр Ерофеев.

Текст Федор Надеждин

 

Зачем крупному госбанку, в чьем бизнесе и так немало проектов скорее социально значимых, чем коммерчески выгодных, быть «социально ответственным», а значит, направлять немалые средства на благотворительность?

Это наш сознательный выбор. Будучи одним из крупнейших банков в стране, мы считаем своей добровольной обязанностью активно помогать возрождению нашей культуры, развитию спорта, укреплению здоровья нации. Если посмотреть на развитые страны, мы увидим: это норма для любого цивилизованного бизнеса. 

Мы стали первым государственным банком, выпустившим – по собственной инициативе! – социальный отчет. Произошло это в 2008 году. А сейчас РСПП и ТПП уже готовят законодательные предложения с тем, чтобы сделать публикацию нефинансовых отчетов в России обязательной. И ВТБ со своей стороны всячески поддерживает это начинание. 

Чем руководствовались, выпуская отчетность в первый раз? Тем, что ВТБ – глобальный финансовый бизнес, оперирующий в международном масштабе. И мы хотим, чтобы наши клиенты и акционеры могли адекватно сравнивать ВТБ с корпорациями, работающими на западных рынках, для которых социальная отчетность давно уже стала элементом корпоративной культуры.

 

Само понятие «социальная ответственность» пришло к нам с Запада. Как проходит его адаптация к российской почве?

В западном бизнесе социальная ответственность охватывает всю деятельность компании – от соблюдения законодательных норм и социальных гарантий работникам до участия в развитии местных сообществ и повышенной требовательности к контрагентам. Большинство западных банков присоединились к конвенции «Принципы экватора», которая гласит: «Мы не инвестируем в тот бизнес, который не считаем социально ответственным». Ни одна компания не получит в банке кредит, допустим, на строительство завода, пока не представит подтверждения, что завод будет отвечать всем экологическим нормам; что там нет детского труда; что предусмотрены социальные льготы работникам и т.д. То есть банк полностью погружается в бизнес компании, оценивает как его деловую, так и социальную сторону, и только после этого принимает решение о кредите.

В российском бизнесе пока такого нет. Наши банки если и смотрят на экологические нормы, то лишь с точки зрения рисков для деятельности заемщика. В России под социальной ответственностью чаще всего понимают благотворительность и спонсорство. Тот факт, что даже при наличии активности компании в области меценатства она может, например, не соблюдать трудовое законодательство или загрязнять атмосферу, в нашей стране пока мало кого волнует.

 

Чем еще различаются российский и «западный» подходы к социальной ответственности?

На Западе компании, осуществляя благотворительную деятельность, получают существенные налоговые льготы. Мы льгот не имеем никаких! Для нас отчисления на благотворительность – это самые дорогие деньги. Ведь по российскому законодательству благотворительная поддержка может быть оказана только за счет чистой прибыли организации. То есть за счет средств, с которых уже уплачены все налоги. И это большая проблема нашей страны. Хотя почему-то все уверены, и пресса в том числе, что российские компании участвуют в благотворительности, поскольку им это выгодно. Ничего подобного. 

Мы за прошлый год потратили, например, на благотворительность 1,7 млрд руб. Сначала эти деньги заработали, уплатили с них все налоги и только потом направили на помощь тем, кто в ней нуждается.

 

1,7 млрд руб. – это много или мало по российским меркам?

Сложно сказать: российские компании неохотно раскрывают цифры своих благотворительных проектов. Кроме того, по правилам МСФО в годовых отчетах расходы на спонсорство складываются с рекламными, после чего выдается общий итог. При этом у многих компаний колоссальные траты на рекламу, тогда как отчисления на благотворительность могут быть сравнительно невелики.

Банк ВТБ уже много лет оказывает финансовую поддержку Большому и Мариинскому театрам, Третьяковской галерее, Русскому музею, «Мастерской Петра Фоменко», реализует отдельные проекты за рубежом

 

И кто получает эти немалые деньги от ВТБ?

Мы уже много лет оказываем финансовую поддержку Большому и Мариинскому театрам, Третьяковской галерее, Русскому музею, «Мастерской Петра Фоменко». Поддерживаем и отдельные проекты за рубежом, такие как «Киммерия М.А. Волошина» в Крыму, Международный культурно-просветительский союз «Русский клуб» и Драматический театр им. А.С. Грибоедова в Тбилиси, Драматический театр Черноморского флота РФ им. Лавренева в Севастополе. 

Мы также помогаем Московскому Пасхальному фестивалю, который, сочетая в себе атмосферу духовного праздника Пасхи и светского события, ежегодно привлекает самую широкую аудиторию слушателей. Это порядка 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ в более чем 30 городах России. 

Благотворительная составляющая фестиваля направлена на социально незащищенные слои населения, учащихся и преподавателей, ветеранов Великой Отечественной войны. Концерты даются в культурных центрах, интернатах, детских домах и домах ветеранов, студенческих аудиториях. Кульминацией всегда становится общедоступный праздничный концерт 9 мая на Поклонной горе в присутствии свыше 250 000 слушателей.

 

Четверть миллиона слушателей плюс миллионы телезрителей – неплохая, наверное, рекламная аудитория…

Да, Пасхальный фестиваль как крупнейшее культурное событие широко освещается федеральными СМИ. Но ни пресса, ни ТВ практически никогда не упоминают тех, кто обеспечивает проведение столь масштабных проектов. 

Конечно, если мы спонсируем спектакль или фильм, на афише появляется логотип ВТБ. Можно сказать, мы имеем некую рекламную отдачу. Но она весьма невелика. Если бы этот бюджет был потрачен на прямую рекламу, эффект оказался бы на порядок выше.

Благотворительная составляющая Пасхального фестиваля направлена на социально незащищенные слои населения, учащихся и преподавателей, ветеранов Великой Отечественной войны

 

Спонсорская поддержка, которую ВТБ оказывает спортивным командам или федерациям, тоже не преследует рекламных целей?

По большому счету, да. Это прежде всего благотворительность. Если средства, которые мы ежегодно выделяем федерациям, пустить на прямую рекламу продуктов ВТБ, мы могли бы десятилетиями размещаться на всех рекламных носителях по всей стране. Но мы считаем более важным поддерживать массовый спорт в России.

 

Поддержка спортивных федераций – это и есть забота о массовом спорте?

В конечном итоге, да. ВТБ, например, поддерживает Федерацию спортивной гимнастики. Это означает, что мы заботимся о тренировочной базе для уже состоявшихся спортсменов, о достойных премиальных для них. Но, помимо прочего, с нашей помощью федерация переоборудует спортивные школы, тренировочные базы в регионах, что позволяет готовить новых чемпионов. 

Чтобы вырастить нового Немова или новую Мустафину, мало просто «открыть» талантливого ребенка и персонально с ним заниматься. Нужно еще очень много средств вложить в массовый спорт, без которого таланты просто не отыскать. Наша поддержка спортивных федераций нацелена на решение и этой задачи тоже. 

Особый случай – ФК «Динамо (Москва)». Для нас это уникальный гибрид спонсорства и инвестпроекта. Мы стремимся возродить старейший российский спортивный бренд: реконструируем центральный стадион «Динамо», поддерживаем и одноименные футбольный и мини-футбольный клубы, а также объединенный хоккейный клуб «Динамо-Москва». В итоге они продолжают развиваться, ремонтируют свои базы, платят зарплату тренерам, ищут детей и воспитывают их, обеспечивая таким образом преемственность спортивных поколений.

 

Как ВТБ выбирает, кому помочь, кому отказать?

В спорте или культуре мы выбираем лидеров. Мы сами лидеры и помогаем сильнейшим. Если объективно посмотреть, у кого самое крупное собрание художественных произведений? Кому постоянно нужны большие деньги на реставрацию? Лидерам прежде всего! Так, Русский музей, Третьяковская галерея постоянно стараются пополнять свои фонды. В этом году при нашей финансовой поддержке, в частности, удалось вернуть в страну уникальную коллекцию рисунков Николая Ге, более века находившуюся за пределами России в частных собраниях Швейцарии. Специалисты отмечали огромное значение купленных для музея работ Ге периода расцвета, называя проект «приобретением века». 

Да, мы согласны: это поддержка только центральных музеев. Но сотрудничество с такими крупнейшими в мире сокровищницами русского искусства способствует сбережению и популяризации историко-культурного национального наследия, его сохранению и приумножению. Так наш банк вносит свою лепту в развитие всего общества, при этом он развивается и совершенствуется сам. 

ВТБ оказывает финансовую поддержку также многим менее глобальным проектам: ремонту актовых залов, реставрации храмов, закупке мебели для областных домов культуры, детских клубов, религиозных организаций.
Что касается выбора: мы давно поняли, что лучший способ быть в курсе самых значимых культурных мероприятий – войти в попечительские и наблюдательные советы крупных музеев и театров. Обычно в третьем квартале определяются их планы на следующий год. Пользуясь своим членством в советах, мы заранее можем отобрать наиболее перспективные проекты, которым банк окажет финансовую поддержку. 

Множество других обращений рассматривает Комитет по благотворительности банка ВТБ. Он объединяет представителей всех участвующих в проекте подразделений: юридического и финансового департаментов, бухгалтерии, бизнес-блоков. Комитет рассматривает и принимает решения по всем поступающим в банк заявкам.

Программу «Мир без слез» ВТБ реализует почти 10 лет. Целенаправленная, системная, на долгосрочной основе помощь учреждениям детского здравоохранения – осознанный выбор банка

 

Зачем ВТБ участвует в помощи детским больницам, ведь, с одной стороны, их оснащением должно заниматься государство, а с другой – в России вполне эффективно действует целый ряд фондов, помогающих больным детям напрямую?

Вы имеете в виду нашу благотворительную программу «Мир без слез», которую ВТБ реализует вот уже почти 10 лет? Да, такая целенаправленная, системная, на долгосрочной основе помощь учреждениям детского здравоохранения – тоже наш сознательный выбор. 

«Детская» благотворительность у нас в стране – это в основном персональная помощь заболевшим. Я не говорю, что им не надо помогать. Надо! Но есть и оборотная сторона медали. Многие российские детские больницы, к сожалению, пока довольно скудно оснащены техникой. Недостаточно, к примеру, аппаратов искусственной вентиляции легких для новорожденных, индивидуальных дозаторов лекарственных средств, оборудования для лапароскопических операций… Государство в последнее время прилагает огромные усилия, чтобы улучшить ситуацию, но проблемы копились годами и в одночасье их не решить. 

Представьте себе ситуацию. Идет совершенно здоровый мальчуган по улице. Его – не дай, Бог, конечно! – сбивает машина. Чтобы парень выжил, его надо срочно подключить к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ). За те 5–6 минут, что отведены человеку в состоянии клинической смерти, ни один благотворительный фонд в мире не успеет купить аппарат ИВЛ и доставить на место ДТП. То есть такой прибор должен быть в каждой машине скорой помощи. А его часто там нет, потому что покупка аппарата ИВЛ за счет средств бюджета запланирована, скажем, на 2014 год. 

Поэтому в рамках «Мира без слез» мы выходим на конкретную больницу, выясняем, какой медтехники ей не хватает именно сейчас. Закупаем самое необходимое современное оборудование и таким образом помогаем сразу многим больным детям. Не подменяем государство – просто действуем в выбранном нами направлении.

 

Следит ли ВТБ за тем, куда и как расходуются благотворительные деньги?

Мы стараемся контролировать получателей нашей помощи, подробно изучаем их отчеты, не кладем их на полку, а прорабатываем и задаем вопросы: почему купили именно это, именно для этого? Когда организация чувствует, что ее контролируют, она уже с большей ответственностью использует полученные средства.

 

Вы и творческий процесс в Большом театре контролируете?

Нет, конечно. Мы даем средства театру на его развитие. Регулярно выступаем спонсорами конкретных постановок, но никогда не будем выяснять, что именно покажут в спектакле, в каких костюмах выйдут актеры на сцену.

 

Появятся ли в ближайшем будущем у ВТБ новые благотворительные проекты?

Это сложно предугадать. С одной стороны, каждый год возникают новые интересные события и мероприятия. С другой стороны, мы работаем как своего рода почтовый ящик, где люди оставляют свои просьбы. Никогда не знаешь, что потребуется завтра. Могут, например, попросить помощи сельские школы или дома культуры, храмы. Могут появиться новые проекты в искусстве, спорте, здравоохранении, образовании, которым будет необходима наша поддержка. 

Если говорить о том, что уже точно известно: мы продолжим помогать флагманам. Так, в январе 2013 года начнется очередное ралли «Дакар», и ВТБ по традиции поддержит команду «КАМАЗ-Мастер». В этом же году вый­дет на финишную прямую подготовка к Олимпиаде в Сочи, и у нас откроются новые спортивные проекты уже в этом направлении.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск