Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Мастер и «Мастерская»

Театр Фоменко начинался с двадцати энтузиастов

9 августа ушел из жизни Петр Наумович Фоменко. Но остается театр – дело всей жизни этого настоящего мастера. Остаются и работают его ученики. В интервью «Энергии успеха» директор «Мастерской Фоменко» Андрей Воробьев рассказал, как создавалась уникальная театральная площадка и в чем секрет фантастического успеха «фоменок».

Текст Ольга Бейтуганова. Фотографии предоставлены театром «Мастерская Петра Фоменко»

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Андрей Михайлович, с чего началась история театра?

Это было почти 20 лет назад, в 1988 году. Петр Наумович Фоменко тогда руководил курсом, который оказался невероятно талантливым, ярким. Дипломные спектакли в ГИТИСе (ныне – Российская академия театрального искусства. – Ред.) стали настоящим событием в культурной жизни Москвы. Тогда и возникла идея организовать для этой уникальной группы новый театр. И хотя в те годы уже не создавались театры без собственного помещения, правительство Москвы поддержало проект. Так родился театр «Мастерская П.Н. Фоменко». 

 

С какого момента лично вы начали сотрудничать с «Мастерской»?

Как только решение о создании театра было принято, меня пригласили на должность директора. И хотя я с детства увлекался театром, ходил на все премьеры, даже коллекционировал фотографии артистов, но в тот момент был не готов взять на себя управление театром. Тогда я смутно представлял, как организуется его работа, не знал основополагающих принципов и методов управления. Словом, все то, что остается за кулисами и нельзя увидеть из зрительного зала, было мне неведомо. Но упустить возможность стать служителем Мельпомены не мог и согласился работать главным администратором. 

Новое здание
«Мастерской Петра Фоменко»  

Первоначально наша деятельность строилась на добровольных началах. Вместе с Игорем Овчинниковым (актер, культуролог, доцент кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ. – Ред.) и мощнейшим двигателем всего этого процесса Евгением Борисовичем Каменьковичем (театральный режиссер, педагог, профессор РАТИ. – Ред.) мы обивали пороги кабинетов правительства города Москвы и Министерства культуры, пытаясь оформить огромное количество документов, необходимых для появления театра. В тот момент у нас еще ничего не было – ни оборудования, ни костюмов, ни помещения, ни декораций. Только 20 энтузиастов: 10 артистов, 6 режиссеров и 4 «организатора». Но тогда нас это не смущало. На совершенно безумной любви к своему делу все складывалось на удивление легко. 

 

«Мастерская Фоменко» славится не только театральными проектами. Расскажите, пожалуйста, что еще происходит в стенах театра.

Могу с гордостью отметить, что стало доброй традицией проводить в новом здании «Мастерской...» творческие вечера и художественные выставки. Так, результатом нашего активного сотрудничества с ГЦТМ им. А. Бахрушина в 2011 году стала выставка декораций К. Коровина к опере «Золотой петушок» на Большой сцене, а также выставка «Российский театральный плакат», которая состоялась в зрительском фойе театра весной 2012 года.

Не стоит думать, что я «парю над всем и всеми». Такие «мелочи»,
как меню в буфете или чистый пол, также в фокусе моего внимания  

У нас часто проходят концерты фортепианной музыки. Не так давно состоялось выступление величайшего пианиста нашего времени Бориса Березовского. Театр обладает двумя концертными стенвеями (рояли производства старейшей корпорации Steinway & Sons. – Ред.). Это, конечно, роскошь для драматического театра, но мы даем им жить, дышать: к ними прикасались Алексей Гориболь, Полина Осетинская, целый ряд других известных пианистов. Такого вы не увидите ни в одном другом театре. Мы часто приглашаем выступить наших друзей: Татьяну и Сергея Никитиных, Юлия Кима, юных виртуозов Международного фонда Владимира Спивакова. На нашей сцене отметил свой юбилей великий поэт современности Андрей Андреевич Вознесенский, прошел вечер памяти Беллы Ахатовны Ахмадулиной.

Людьми из мира искусства управлять нельзя – это все равно что пытаться заставить ходить по струнке детей с их неуемным любопытством


 

Похвала от Станиславского

Андрей Михайлович Воробьев работает в театре «Мастерская П.Н. Фоменко» с 1993 года. Прошел путь от помощника режиссера и администратора до директора театра, которым был назначен в 2001 году.

Андрей Воробьев стал лучшим менеджером 2003 года в номинации «Культура». Награжден почетной грамотой министра культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры».

Одним из важнейших этапов работы в должности директора театра стало совместное с архитектором Сергеем Викторовичем Гнедовским проектирование и строительство в 2002 году нового здания «Мастерской Петра Фоменко» на набережной Тараса Шевченко. В 2007 году двери нового здания открылись для зрителей. А в 2008 году за разработку и реализацию проекта нового здания Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Михайлович Воробьев стал лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура». «За подготовку и открытие новой сцены театра «Мастерская П.Н. Фоменко» Андрей Воробьев в 2011 году получил также премию К.С. Станиславского.

ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Андрей Михайлович, а что входит в круг непосредственно ваших обязанностей?

Моя задача – спланировать работу театра на несколько месяцев вперед: по дням и часам расписать репетиции, спектакли, гастроли, выход премьер. С учетом финансовой составляющей, разумеется. 
Все должно быть продумано и учтено, чтобы не возникло ни малейшего сбоя, который негативно повлиял бы на качество спектаклей. Однако не стоит думать, что я «парю над всем и всеми». Такие «мелочи», как меню в буфете или чистый пол, также в фокусе моего внимания. 

 

То есть непосредственно в процессе создания спектакля вы не принимаете участия?

Я помогаю постановке материализоваться. (Улыбается.) После утверждения эскизов декораций и костюмов к спектаклю я должен где-то разместить заказ, сделать так, чтобы все идеи художников нашли свое воплощение. За три недели до премьеры весь театр находится на «казарменном положении». Мы фактически живем на работе, я успеваю посмотреть постановку от семи до пятнадцати раз. К моменту, когда отваживаемся пригласить зрителей, я уже знаю ее практически наизусть. Это тоже часть моей работы – находиться рядом в момент рождения спектакля… 

 

Андрей Михайлович, а как отбираете новых участников труппы? 

В течение длительного времени мы подпитывались молодыми актерами и режиссерами из творческой мастерской Петра Наумовича в ГИТИСе. Когда он завершил преподавательскую деятельность, мы реанимировали советский опыт стажировок и профессиональной практики. Пять лет назад собрали первую стажерскую студию из 20 ребят. Набирали в течение четырех месяцев, конкурс – 146 человек на место! Двенадцать ребят по истечении трех лет стажировки пополнили труппу нашего театра. 

Нынешняя, вторая по счету, стажерская студия насчитывает восемь человек. И они уже являются частью нашего коллектива. Многие участвуют в существующих спектаклях или создают новые.

 

На протяжении нескольких лет банк ВТБ оказывает финансовую помощь театральному коллективу, известному высоким мастерством и новаторством постановок


Например, один из наших последних премьерных спектаклей – «Русский человек на rendez-vous» по «Вешним водам» И.С. Тургенева – готовила стажерская студия последнего набора. Идею спектакля подал Петр Наумович, а ребята практически самостоятельно создали композицию на основе литературного источника, придумали творческие решения многих сцен. Молодым актерам помогали артист и режиссер Юрий Буторин и художественный руководитель постановки Евгений Борисович Каменькович. Результатом работы стажеров в театре стали также такие уже полюбившиеся столичному зрителю спектакли, как «Сказка Арденского леса» (реж. Петр Фоменко), «Алиса в Зазеркалье» (реж. Иван Поповски) и «Рыжий». В сентябре 2012 года состоялась премьера спектакля «Дар» (реж. Евгений Каменькович), в котором заняты оба поколения стажеров.

 

Трудно руководить творческими людьми?

Людьми из мира искусства управлять нельзя – это все равно что пытаться заставить ходить по струнке детей с их неуемным любопытством и жаждой жизни. Так же живет и творческий человек, он словно не от мира сего. У него нет кожи, обострено восприятие. Ему больно и трудно жить. И он существует по другим законам, отличаясь от тех, кто работает в поле или занимается политикой. Мир искусства – особый, в нем одновременно сладко и трудно существовать… 

Сегодня театр располагает двумя помещениями – старой сценой
и новым зданием, огромным количеством декораций, костюмов, реквизита  
 

«Мастерская Фоменко» – одна из самых любимых зрителем театральных площадок. В чем, с вашей точки зрения, секрет успеха?

Сегодня в театре около 350 человек. А со всеми приглашенными специалистами, охраной и службой уборки, которые не являются подразделениями театра, порядка 400. Мы располагаем двумя помещениями – старой сценой и новым зданием, огромным количеством декораций, костюмов, реквизита. 

В первую очередь это заслуга Петра Наумовича Фоменко, а также двух наших замечательных режиссеров – Евгения Борисовича Каменьковича и Сергея Васильевича Женовача. Мы также признательны педагогу по мастерству Ольге Васильевне Фирсовой, правительству Москвы, нашим друзьям-меценатам, которые появились так своевременно и которые, не жалея собственных денег, не требовали ничего взамен. 
В частности, пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности нашим спонсорам, в числе которых банк ВТБ. Они помогают нам на протяжении многих лет создавать декорации, шить костюмы к новым спектаклям, покупать необходимое для работы оборудование, оплачивать часть расходов по содержанию здания.

Но главное достояние – это наш зритель, без поддержки которого, наверное, ничего бы не получилось.

Не посторонняя оценка

13 июля Петру Наумовичу Фоменко исполнилось 80 лет. Никто не предполагал, что всего через месяц его не станет. Основатель «Мастерской» не любил трагических речей, поэтому редакция «Энергии успеха» решила вспомнить великого режиссера в минуту радости и опубликовать искрометные поздравления друзей театра на юбилее.

Руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в интервью радио «Свобода»:

«Петр Наумович Фоменко – великий режиссер. Я думаю, он – один из самых крупных режиссеров, с которым я встречался в жизни, а у меня, слава богу, есть возможность сравнивать. Он – уникальный творец театра. Это отдельный мир – когда соприкасаешься с ним, испытываешь большие затруднения и тяжелейшие муки, но эта встреча может привести к опыту, который не забудешь никогда в жизни. Благодаря этому я пришел к какому-то актерскому результату, который тоже в некотором смысле ни с чем не сравним».

Марина Токарева, «Новая газета»:

«…Сидишь в темноте, и душа твоя ликует: на маленьком пятачке или на большой сцене с тобой, именно с тобой, делают что-то, от чего ты становишься богаче, лучше, счастливее. И в воздухе между сценой и залом возникает нечто, что тут же, через два-три часа, перестанет существовать, но останется в тебе, пока ты есть. Это – театр. Петр Фоменко его раб, властелин и данник. Самое условное искусство на свете он естественно превращает в воздух, без которого нельзя дышать. То есть жить».

 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск