Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

В бой идут одни… новички!

Семен Якубов: «Это проверка коллектива и тех, кто в нас верит…»

Прогнозы сбылись: в классах внедорожников и мотоциклов новые бедуины обрели старых хозяев. Сириль Депре отпраздновал четвертую победу, Стефан Петерансель – в общей сложности десятую. А в классе грузовиков соперники получили фору от «КАМАЗ-Мастера», десятикратного победителя и рекордсмена «Дакара». В этом году на ралли-марафон поехали молодые пилоты команды, и конкуренты устремились к подиуму, который добровольно освободил Владимир Чагин.

Текст Людмила Прошак. Фото «КАМАЗ-Мастер»

В бой пошли те, кого зрители уже успели рассмотреть на недавнем «Шелковом пути»

Точка отсчета

По сути, этот «Дакар» начался сразу после 2007 года. В тот день, когда КАМАЗ экипажа Чагин – Якубов – Савостин был вынужден пойти на обгон двух джипов.

Для экипажа «КАМАЗ-Мастера» марафон был уже шестнадцатым, а для настырных новичков на двух джипах – первым. Им было наплевать на то, что по правилам следует уступить дорогу. Они заплатил за эту гонку, значит, имели право на все…

Перекресток, обозначенный в «легенде» как поворот, оказался намного круче, чем можно было предположить. Сильный удар – прямо в фортификационный указатель, сложенный из камней высотой в три метра. Еще удар. Теперь эти камни – уже не указатель, а трамплин. Скорость под сто двадцать. Взлет… Грузовик со всего размаха падает – не на колеса, а на кабину. Удар… и тишина.

Трагедия, произошедшая на ДАКАР-2007, стала точкой отсчета новой истории команды

Единственный из экипажа, кто смог выбраться сам, был штурман Якубов. Вторым вытащили из кабины механика Сергея Савостина. Он не кричал, он орал от боли. Его положили рядом с машиной. В кабине оставался пилот Чагин, стиснутый покореженными дугами. Счет шел на секунды, тело оказалось пережато в нескольких местах, кровоснабжение нарушено... Надо было срочно поставить машину «на ноги» и «растащить» кабину. Это может сделать только грузовик. Но машины неслись, не останавливаясь. Затормозил только четвертый по счету, MAN голландца Ханса Бекса, а потом уже подоспела и своя техничка…

Так Дакар-2007 стал точкой отсчета новой истории команды, о чем сам Якубов накануне Дакара-2012 обмолвился лишь мимоходом: «Если бы не эта авария, я бы участвовал в гонках до шестидесяти пяти вместе с Чагиным, подтаскивая молодых. Но произошедшее заставило нас с Володей принять решение. Все вместе взятое – серьезное вмешательство в мою конструкцию».

Экипажи «КАМАЗ-Мастера» на Дакаре-2012

1. Эдуард Николаев (пилот), Сергей Савостин (штурман), Владимир Рыбаков (механик)
2. Айрат Мардеев (пилот), Айдар Беляев (штурман), Антон Шибалов (механик)
3. Андрей Каргинов (пилот), Андрей Мокеев (штурман), Игорь Девяткин (механик)
4. Ильгизар Мардеев (пилот), Вячеслав Мизюкаев (штурман), Дмитрий Сотников (механик)

 

Смена состава

В бой пошли те, кого зрители уже успели как следует рассмотреть на недавнем «Шелковом пути».

Какие молодые лица!.. Впрочем, этим пилотам почти столько же, сколько было Чагину, когда Якубов впервые поехал с ним штурманом. А теперь Чагин – на его месте: учит молодых быть пилотами и учится сам быть руководителем. Его тренерская стратегия состоит из двух частей: программы-минимум и программы-максимум. Минимум – чтобы ученики повторили его в количествах дакаровских побед и рекордов, а максимум – чтобы превзошли своего наставника. «Почему я поменял состав? Конечно, проще было плавно перейти от побед «старичков» к «юношам». Но молодежь – даже если еще и не умеет кусаться – уже может показать зубы. Значит, надо дать им возможность кусать. Такое решение ускорит получение результата…» – уверен Семен Семенович Якубов.

«Дакар» одинаково безжалостен
как к новичкам, так и к опытным пилотам

Цена победы

Но «Дакар» одинаково безжалостен как к новичкам, так и к опытным пилотам. На сей раз ралли-марафон приготовил «сюрпризы» именинникам: у Мики Биазона в его день рождения «кончилось» сцепление, а Алеш Лопрайс и вовсе «приехал». И день рождения «царя Дакара» Чагина тоже был подпорчен: 5 января сняли с гонки «за неспортивное поведение» одного из его учеников.

Старт «две семерки»

На старт самого престижного ралли-рейда планеты в 2012 году вышли более 400 участников: 77 грузовиков, 188 мотоциклов, 30 квадроциклов, 174 автомобиля.

 

 

КАМАЗ Николаева налетел в пыли на внезапно остановившийся из-за проблем с рулевым джип, но, прежде чем его перевернуть, Эдуард поменял поврежденное колесо на своем КАМАЗе. А в это время мимо проезжали грузовики-конкуренты... Никто не ожидал, что санкции к молодому, но многообещающему пилоту будут такими жесткими, если не жестокими. Но важнее в ту минуту было другое: минус один – мысленно сказали себе соперники и продолжили гонку уже без Николаева.

Правда, конкуренты подстраховались еще задолго до начала восхождения на подиум. У русских клин клином вышибают, а у европейцев на «Дакаре» – риском риск. Как иначе объяснить, что команда De Rooy пошла в обход регламента, увеличив общепринятый ход подвески до 40 сантиметров вместо положенных 30. А это огромное преимущество!

Из Аргентины в Перу

Старт 33-го по счету международного ралли-рейда Дакар-2012 был дан 1 января в аргентинском Мар-дель-Плата. От Атлантического побережья Южной Америки участники взяли курс на северо-запад по направлению к Чили, где после пересечения Анд они оказались в знаменитой пустыне Атакама и, следуя вдоль Тихоокеанского побережья, направились в Перу, в город Лиму. Дакар-2012 стал панамериканским путешествием длиной в 9000 км, которые предстояло пройти за 14 дней.

Ну что ж, на войне как на войне. И представление о победе любой ценой у каждого свое. Кто-то отказывается от эвакуации и продолжает гонку с компрессионным переломом позвоночника, кто-то мчится мимо попавшего в аварию автомобиля, кто-то шаманит над техническими характеристиками своей машины или снимает с пробега соперника...

В спорте все, как в жизни, – в жизни все, как в спорте...

Заводская команда

Великий американский поэт Уолт Уитмен говаривал: «Я весь не умещаюсь между шляпой и ботинками». Это крылатое выражение очень подходит тим-менеджеру Семену Якубову.

Наставник «КАМАЗ-Мастера» уже не первый год для цвета мирового авторалли – неформальный тренер. Его стратегию и тактику командной победы берут на вооружение главные конкуренты.

Десять дакаровских побед – такое не для слабых нервов впечатлительных людей, хоть у них там, хоть у нас здесь. Но если на Западе «КАМАЗ-Мастер» считают профессиональной спортивной командой, то у нас в России – заводской. Когда на прошлом «Дакаре» Volkswagen занял весь подиум, в Европе ликовали. Когда «КАМАЗ-Мастеру» этого подиума не хватило, в России скептики пожали плечами: мол, молодцы, конечно, но, может быть, все дело не в нашей силе, а в их слабости? Зато пиарщики команды MAN не растеряли оптимизма: «КАМАЗ» – первый, а мы сразу же за ним.

Дакар-2012 стал панамериканским путешествием
длиной в 9000 км

Новый «Дакар»

Что будет завтра? Новый «Дакар». «Я спросил себя: а туда ли мы идем? – анализирует ситуацию тим-менеджер команды Семен Якубов. – Четыре первых места, пять, шесть, семь… Какой смысл в этом коллекционировании? Мы можем позволить себе сделать шаг назад и начать все заново, а именно стремиться к недостигнутому. Это новая и самая важная ступень в развитии и сплочении коллектива».

Представление о победе «любой ценой» у каждого свое. Кто-то отказывается от эвакуации и продолжает гонку с компрессионным переломом позвоночника, кто-то мчится мимо попавшего в аварию автомобиля…

По правде говоря, даже если семейство Де Роев слегка схалтурило с подвеской, сам Жерар этот подиум заслужил, выстрадал. Но мы знаем: наши все равно дакаровский подиум скоро опять «приватизируют», потому что с таким тим-менеджером, как у «КАМАЗ-Мастера», мелкую цель не поставишь и средним результатом не обойдешься. «Нет ничего страшнее, чем самоуспокоенность, – считает Семен Якубов. – Победа не дает такого импульса, как поражение. Если мы правильно поймали момент, то не только не потеряем ту силу и мощь, что у нас была до сегодняшнего дня, но и приумножим ее. Это проверка коллектива и тех, кто в нас верит…»

Десять дакаровских побед – такое
не для слабых нервов и впечатлительных людей

Назад в 1996-й

Первая победа «КАМАЗ-Мастера» на «Дакаре» датирована 1996 годом. На ставшем теперь уже привычным двуосном и четырехколесном КАМАЗе-49252 пилот Виктор Московских, штурман Анатолий Кузьмин и механик Наиль Багаветдинов опередили на финише «Татру» знаменитого Карла Лопрайса. Любопытно, что пятое место тогда занял еще один экипаж «КАМАЗ-Мастера» – команда будущих «царей Дакара» Владимира Чагина, Семена Якубова и Сергея Савостина.

Рентабельные вложения

ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-Мастер» с 2005 года, что является закономерным результатом развития сотрудничества банка и ОАО «КАМАЗ». Банк начал сотрудничество с командой в ключевой момент ее жизни – он поддержал строительство центра автоспорта в Набережных Челнах, в котором создаются спортивные автомобили для гонок в экстремальных условиях бездорожья. Спонсорские средства идут на создание и совершенствование технической базы команды, оплату ее участия в соревнованиях и создание новых спортивных автомобилей. Вложения ВТБ в главный российский автоспортивный проект доказали свою эффективность: ни в одной другой дисциплине автоспорта россияне не добивались столь значимых успехов на международной арене. «КАМАЗ-Мастер» – тщательно подобранная, отшлифованная годами команда профессионалов высшего уровня, способных решать задачи самого широкого профиля. Это сплоченный коллектив единомышленников, ориентированных на общую победу. Каждый спортсмен стремится быть технически подкованным, физически крепким и морально стойким универсалом. Эти качества члены команды ярко проявляют и в обстановке самоотверженного ежедневного труда, и в сложнейших условиях соревнований. Результаты говорят сами за себя – в России нет более титулованных и авторитетных автогонщиков», – отмечает первый заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Василий Титов.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск