Страна

Путь «Газели»

Клиент без права передачи

ГАЗ отмечает 80-летие: в 1932 году с конвейера сошел первый автомобиль – легендарная «полуторка». Многие модели за вода стали символом целой эпохи в жизни нашей страны. По ним можно проследить историю становления и раз вития всего отечественного автомобилестроения.

«Волга» ГАЗ-24 стала своего рода символом
60-х годов прошлого столетия

Текст Константин Фрумкин

Не так давно признаком благополучия советского человека служили автомобили производства Горьковского автомобильного завода – «Волга» и «Чайка». Существовала целая иерархия доступных гражданам машин: «Запорожец», «Москвич», потом «Жигули», и пределом мечтаний была, конечно, «Волга».

Светло-зеленые «Волги» ГАЗ-21 выполняли на территории Союза роль первых такси. Эта модель стала своего рода символом 60-х годов прошлого столетия. В 1980-х им на смену пришли желтые машины «с шашечками». Черные ГАЗ-24 полагались начальникам, но вне конкуренции была «Чайка», на которой ездили только высокопоставленные чиновники. Правда, и обычные граждане иногда могли шикануть: этот пафосный автомобиль с высокими «крыльями» заказывали в качестве свадебного лимузина.

Пределом мечтаний советских
граждан была, конечно, «Волга»

Предприятие выпускало не только «Волги». В числе наиболее популярных моделей – «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые «Победа» и «Чайка». В военное время здесь собирали также танки и снаряды для бесствольных систем полевой реактивной артиллерии, в просторечие известных под названием «Катюша». В 1990-е годы полуторка «ГАЗель» фактически спасла страну от транспортных перегрузок, а малому и среднему бизнесу просто помогла выжить, дав импульс к развитию предпринимательства.

А вот «Волга», к сожалению, не выдержала конкуренции. На рынок пришли иномарки, которые превосходили эту машину по комфорту, динамическим характеристикам и, что самое главное, по надежности. В течение 1990-х и в начале 2000-х «Волги» все еще пользовались спросом, но в конечном итоге перестали приносить заводу прибыль.

Вне конкуренции была «Чайка», на которой ездили только высокопоставленные чиновники. Правда, и обычные граждане иногда могли шикануть: этот пафосный автомобиль с высокими «крыльями» заказывали в качестве свадебного лимузина

В 2000 году предприятие вошло в холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент», и завод был переориентирован на освоение новой продукции, внедрение уникальной производственной системы на основе принципов Toyota production system, которая позволила увеличить производительность труда на предприятии в четыре раза. ГАЗ стал лидером на рынке легких коммерческих автомобилей, вышел на прибыль и стал «кузницей кадров» для производственной системы всего российского автопрома и даже других отраслей.

 

О «Группе ГАЗ»

Компания создана в 2005 году и включает 13 предприятий в 10 регионах России. «Группа ГАЗ» выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили ГАЗ, тяжелые грузовики «Урал», автобусы ПАЗ, ЛиАЗ-ГолАЗ, КАвЗ», двигатели и автокомпоненты.
«Группа ГАЗ» является лидером на рынке коммерческого транспорта в России, занимая около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, 58% – в сегменте средних грузовиков, 42% – в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков, около 65% – в сегменте автобусов.
Ключевое предприятие – Горьковский атвомобильный завод.
Самые популярные автомобильные бренды завода: «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», «Садко». На основе соглашений с компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler ведется организация производства полного цикла автомобилей Skoda Octavia, Skoda Yeti, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo и Mercedes-Benz Sprinter.
Выручка «Группы ГАЗ» в 2011 году по МСФО: 132,4 млрд руб.
Выручка от продаж автомобилей и автокомпонентов марки «ГАЗ» за 2011 год: 61 млрд руб.
EBITDA в 2011 году: 14 млрд руб.
Общая сумма кредитов «Группе ГАЗ» от ВТБ: 38 млрд руб.
Общий срок кредитов: 7 лет.

Однако в кризис 2008–2009 годов ситуация значительно ухудшилась. Российский рынок коммерческих автомобилей упал почти в два раза, завод был вынужден кардинально сократить объемы производства, перешел на трехдневный график работы, приостановил все инвестиционные проекты, стал внедрять жесткие программы сокращения затрат. В этой ситуации для «Группы ГАЗ» стало тяжелым бременем обслуживание кредитного портфеля в размере 40 млрд руб., который был накоплен в докризисный период из кредитов на инвестиционные программы. В 2010 году компания реструктурировала кредитный портфель с 22 российскими и зарубежными банками. В трудный период реструктуризация давала очень нужную «передышку». Однако в период стремительного развития, который начался у «Группы ГАЗ» после кризиса, синдицированный кредит стал обременять компанию жесткими ограничениями по капитальным затратам и высокой процентной ставкой.

СДЕЛКА ГОДА

В этот момент на смену кредитным отношениям с синдикатом банков пришло партнерство с ВТБ, которое оказалось для компании весьма кстати. Кредит на сумму 38 млрд руб. позволил реструктуризировать долги предприятия.

Переговоры о перекредитовании велись на протяжении целого года. «Вплоть до момента подписания шла жесткая конкуренция между нами и Сбербанком, – рассказывает управляющий нижегородским филиалом ВТБ Игорь Рожковский. – Обсуждалась даже возможность поделить кредит пополам. Но в итоге предпочтение было отдано ВТБ». По словам топ-менеджера, не последнюю роль в выборе партнера сыграл факт наличия у ВТБ инвестиционного подразделения, которое помогло заключить сделку с учетом западного законодательства.

«Для ВТБ это была «сделка года», – отмечает Рожковский. «Сейчас мы прорабатываем возможность перехода предприятий «Группы ГАЗ» на расчетно-кассовое обслуживание в ВТБ, а также обсуждаем реализацию зарплатного проекта клиента. Естественно, для нас это серьезная ответственность: компания привыкла к VIP-подходу в самом хорошем смысле этого слова», – говорит управляющий нижегородским филиалом ВТБ.

Цех сборки
коммерческих автомобилей

Площадка крупноузловой сборки
автомобиля Skoda Yeti на Горьковском автозаводе

Кредиты ВТБ помогут запустить необходимые для развития компании инвестиционные программы, суммарный объем которых в текущему году составляет 10 млрд руб.

Кредитование ВТБ позволило «Группе ГАЗ» снять ограничения по капитальным вложениям, которые существовали при прежнем синдикате кредиторов, а также снизить финансовую нагрузку по обслуживанию кредитного портфеля. «В рамках предыдущего синдиката мы были очень ограничены в развитии, – поясняет вице-президент «Группы ГАЗ» Евгений Белинин. – На нас наложили ограничения по капитальным вложениям, что первоначально казалось правильным решением. Но рынок изменился, добавились новые возможности, в частности по контрактной сборке. И стало понятно: без радикальных изменений невозможно двигаться дальше».

По словам Белинина, проведение сделки с ВТБ в рекордно короткие сроки стало заслугой обеих сторон.

 

Обязательное условие

Владимир Беспалов, аналитик ВТБ Капитал

В ближайшие годы Россия останется одним из наиболее динамично растущих автомобильных рынков в мире. Это будет обусловлено развитием российской экономики и тех секторов, которые выступают в качестве основных потребителей продукции автопрома, повышением доходов населения, сокращением относительного разрыва в уровне автомобилизации по сравнению с другими развивающимися и развитыми рынками, а также острой необходимостью обновления нынешнего автомобильного парка. По нашим оценкам, в течение следующих 10 лет российский автомобильный рынок будет расти в среднем на 5–7% в год.
«Группа ГАЗ», один из ведущих производителей коммерческих автомобилей и автобусов в России, имеет все возможности, чтобы воспользоваться преимуществами такого роста. В частности, по итогам 2011 года компания контролировала около половины российского рынка легких коммерческих автомобилей, более 40% рынка тяжелых полноприводных грузовиков и около 65% рынка автобусов. Намеченное на ближайшие годы обновление модельного ряда во всех ключевых сегментах, направленное на улучшение потребительских свойств при сохранении ценовых преимуществ по сравнению с автомобилями зарубежных производителей, должно способствовать сохранению ведущих позиций «Группы ГАЗ» на российском автомобильном рынке.
Несмотря на отсутствие собственного производства легковых автомобилей после прекращения выпуска «Волги», в этом сегменте автомобильного рынка перед ГАЗ­ом также открываются хорошие перспективы в связи с подписанными соглашениями с Volkswagen и GM по контрактной сборке их автомобилей на производственной площадке в Нижнем Новгороде. Согласно текущим планам на пике годовые объемы такой сборки достигнут почти 130 000–140 000 легковых автомобилей в год.
Безусловно, реализация всех этих планов потребует расширения программы капиталовложений, без которых дальнейшее развитие «Группы ГАЗ» окажется крайне затруднительным. В связи с этим осуществленное в конце 2011 года рефинансирование долга и приобретение «Группой ГАЗ» сильного финансового партнера в лице ВТБ должно способствовать реализации масштабных планов развития этого ведущего российского автопроизводителя.

ГОРЬКОВСКИЙ VOLKSWAGEN

Кредиты ВТБ помогут запустить необходимые для развития компании инвестиционные программы, суммарный объем которых в текущему году составляет 10 млрд руб. На следующий год запланировано еще около 8 млрд. «Мы несколько лет практически не инвестировали, поэтому в 2012–2013 годах собираемся развивать программы, которые начали реализовывать в 2011 году», – рассказывает Евгений Белинин.

Сегодня Горьковский автозавод сосредоточился на производстве коммерческой техники и грузовиков, а освободившиеся мощности по производству легковых автомобилей задействованы под контрактную сборку зарубежных моделей. Теперь предприятие реализует сразу три проекта контрактной сборки – с корпорациями Volkswagen, General Motors и Daimler.

Реализация проекта по выпуску кроссоверов Skoda Yeti развивается на ГАЗе семимильными шагами – в конце этого года уже состоится запуск серийного производства полного цикла этой модели. Со временем к Yeti присоединится модель гольф-класса Octavia, которая выпускается на собственном заводе группы Volkswagen в Калуге, а также седан Jetta. Кроме того, в начале 2013 года на ГАЗе должно начаться производство еще одной иномарки – Chevrolet Aveo нового поколения.

А вот дорогие сердцу россиян «Волги» и «Чайки» потребители в ближайшее время не увидят. «Все, что касается производства собственных легковых автомобилей, завершилось, – говорит Евгений Белинин. – Теперь мы сфокусировались на разработке и выпуске собственных коммерческих автомобилей, а легковые автомобили выпускаем на условиях контрактной сборки с лидерами мирового автопрома».

НОВЫЕ «ГАЗЕЛИ»

Ключевой для завода проект – выпуск нового поколения «ГАЗелей». Пока машина носит рабочее название «ГАЗель-Next». У «ГАЗели-Next» совершенно новая кабина, независимая передняя подвеска, система рулевого управления и безопасности. «Это полностью наша разработка, и она уже практически готова, серийное производство начнем с 2013 года», – рассказывает президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон.

В конце 2011 г. премьер-министр Путин
заявил, что ВТБ предоставит
«Группе ГАЗ» кредит на 38 млрд руб.

«ГАЗель-Next» станет новой модификацией легкого коммерческого автомобиля ГАЗ. Модель сохранит свое ключевое преимущество – низкую стоимость владения. При этом Next будет позиционироваться в более высоком сегменте и соответствовать по качеству машинам европейского производства, «ГАЗель-БИЗНЕС» займет свою нишу в экономклассе. Руководство автозавода уверено: у «ГАЗели-Next» хороший экспортный потенциал, особенно у полноприводных моделей. «Экспансию начнем с Восточной Европы, дальше посмотрим, – отмечает Бу Андерссон. – Раньше «слабым звеном» «ГАЗели» был двигатель, но новое поколение дизельных двигателей Cummins позволило решить эту проблему».

Реализация проекта по выпуску кроссоверов Skoda Yeti развивается на ГАЗе семимильными шагами – в конце этого года уже состоится запуск серийного производства полного цикла этой модели

ШАНС НА УСПЕХ

В 2011 году автозавод ГАЗ увеличил объемы продаж легких коммерческих автомобилей на 23%, среднетоннажных – на 40%, в общей сложности в прошлом году было реализовано свыше 102 000 автомобилей. ГАЗ сохранил лидерство на российском рынке с долей около 50%. Нынешний год также обещает стать плодотворным. «Договор, которwый мы подписали, позволяет заводу с уверенностью смотреть в будущее. Это соглашение, на мой взгляд, максимально отвечает как нашим интересам, так и интересам группы ВТБ», – говорит Евгений Белинин.

«Мы полагаем, что автомобильный рынок России обладает значительным потенциалом роста. У ГАЗа как лидера отечественной автомобильной промышленности есть все шансы для дальнейшего успешного развития. Именно поэтому сотрудничество с «Группой ГАЗ» рассматривается банком ВТБ как одно из наиболее перспективных направлений деятельности», – отмечает президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск