Рейтинг@Mail.ru
Страна

Мало не покажется

Большой кредит для маленькой такой компании

По мнению Президента России Дмитрия Медведева, примерно 30–40% наших сограждан в обозримом будущем смогут открыть собственное дело. Другими словами – каждый третий россиянин начнет работать «на себя», а не «на дядю». Насколько это реально в текущих экономических условиях, когда даже крупнейшие корпорации мира переживают кризис?
Не секрет, что около 60% компаний, занятых в американской нефтяной отрасли, представители малого и среднего бизнеса. В России же со времен НЭПа наиболее уютной нишей является торговля. Но есть надежда, что планы правительства по стимулированию предпринимательской инициативы откроют для бизнесменов новые возможности и сферы деятельности. Ожидается, что катализатором этого процесса станут крупнейшие отечественные банки.

По мнению Президента России Дмитрия Медведева, примерно 30–40% наших сограждан в обозримом будущем смогут открыть собственное дело. Другими словами – каждый третий россиянин начнет работать «на себя», а не «на дядю». Насколько это реально в текущих экономических условиях, когда даже крупнейшие корпорации мира переживают кризис?

Надо верить в чудеса?

Предприниматель из города Калач Воронежской области Юрий Махонин считает, что ему посчастливилось реализовать ни много ни мало мечту своей жизни. Однажды в Швейцарии он увидел, как строят коттеджи. «Я подумал тогда: нужно верить в чудеса, и решил подарить сказку своему городу». Самой запоминающейся для начинающего бизнесмена стала продажа первого дома, а сейчас он продает по два коттеджа в месяц. Правда, теперь уже «мечтает» не в одиночку: в его компании трудятся 120 человек.

Воронежцы Евгений и Юлия Ходарины семейный бизнес начали с развоза партий жировой продукции. Первый кредит оформили в 2005 году. По признанию Юлии, очень боялись «прогореть», но дела быстро пошли в гору. В декабре 2006-го семейная пара получила первую в регионе банковскую гарантию. Это позволило заключить контракты с ведущими сетевыми операторами розничной торговли в регионе. Сегодня в компании «Воронежский купец» работают почти 90 человек, ее оборот составляет несколько десятков миллионов рублей в год.

Всего за девять месяцев 2011 года сектору малого предпринимательства в Воронежской области было выдано 230 кредитов на общую сумму в 847 000 руб. А за аналогичный период 2010 года – 142 кредита на сумму в 501 000 руб.

Перспективное направление

Согласно исследованию «Эксперт РА», объем кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса отечественными банками, увеличился на 60% по сравнению с 2009 годом. Всего же на начало 2011-го размер кредитного портфеля по этому направлению вырос на 21,9%, достигнув отметки в 3,2 трлн руб. Таким образом, темпы его прироста значительно опередили как корпоративное, так и розничное банковское кредитование, которые продемонстрировали увеличение в 9,5% и 14,3% соответственно. В этом году аналитики ожидают, что портфель банков увеличится еще на 20–30% и превысит 4–4,2 трлн руб. 

Тульского производителя кондитерских изделий «Сладкий край» хорошо знают и за пределами России. Руководитель предприятия Михаил Карапира рассказывает, что все начиналось с одного кондитерского цеха. В настоящее время это целый производственный холдинг, включающий пять организаций. Общая численность сотрудников – около 180 человек.

Воронежец Роман Маньков решил заняться предпринимательством в кризисном, 1998 году. Начинающему бизнесмену удалось арендовать подвальное помещение и организовать хозрасчетное предприятие по производству кованых изделий. Первоначально штат фирмы состоял из трех человек, а уже в 2006 году Роман организовал полноценное производство, в 2008-м у компании появился бренд – «Маньков Р.В.». Клиенты могут приобрести комплектующие для металлических труб, а также современные дымоходы, которые используются при монтаже газовых колонок и котлов, каминов и отопительных печей.

Продукт для коммерсанта

Андрей Некрасов, старший вице-президент, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24У всех этих предпринимателей есть нечто общее: деньги на становление и развитие бизнеса они получили в ВТБ24. В продуктовой линейке розничной «дочки» ВТБ предпринимателям предлагают не только кредиты, разработанные на основе анализа потребностей клиента (оборотные, целевые, инвестиционные), но и займы, которые можно получить по упрощенным технологиям, по скоринговым (оценка рисков) программам.

«Мы постоянно совершенствуем продуктовые линейки, разрабатываем специальные кредитные продукты. Кроме того, с 1 июня этого года ВТБ24 понизил стоимость кредитов для малого бизнеса», – отмечает Андрей Некрасов, старший вице-президент, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24.

Сегодня один из наиболее характерных примеров использования скоринговой программы – кредит под названием «Коммерсант», ноу-хау банка ВТБ24. С момента подачи клиентом заявки и до дня принятия решения проходит не более 3–4 суток. При этом обеспечения по продукту не требуется, займ оформляется на физическое лицо – владельца бизнеса.

«Стоимость кредита зависит от многих факторов, но процентная ставка в любом случае будет ниже, чем при розничном кредитовании», – отмечает Некрасов.

Еще один популярный продукт – кредит «Бизнес-экспресс» – может предоставляться на пополнение оборотных средств, быть инвестиционным или в виде овердрафта. «Недавно мы утвердили бизнес-концепцию и продуктовый ряд по этому предложению. И до конца года планируем запустить пилот продукта, а в «серию» он поступит уже в следующем году», – рассказывает Андрей Некрасов.

Себя узнаете?

Требования ВТБ24, предъявляемые к заемщикам в сегменте малого бизнеса, выглядят следующим образом. Бизнес должен быть сформировавшимся – существовать на рынке не менее полугода. Из-за повышенных рисков банк не кредитует «стартапы» – только выходящие на рынок проекты. Их риски очевидны: как показывает международный опыт, более 50% компаний малого бизнеса разоряются в течение первых шести месяцев после создания.

Следующее требование – понятный целевой характер привлечения кредита: пополнение оборотных или приобретение основных средств. Третий аспект – доля прибыли, которая может быть направлена на погашение кредита. Достаточным показателем в ВТБ24 считают не менее 70% месячной прибыли.

Важную роль играет и возможность заемщика предоставить необходимое обеспечение по кредиту. В этом качестве банк готов рассматривать широкий круг активов: основные средства, товары в обороте и т.п. В то же время существуют и продукты, которые не предполагают обеспечения как такового, например, овердрафты. Еще одно важное требование к заемщику – перевод счетов в ВТБ24 и демонстрация оборотов по ним. Разумеется, при рассмотрении кредитной заявки в пользу заемщика играет и факт использования им других банковских продуктов ВТБ24 – расчетных, инкассации или валютно-обменных операций.

ВТБ24 активно развивает и нишу «некредитных» продуктов (расчетных операций, инкассаций, обслуживания через системы удаленного доступа и т.д.). Клиент может получать услуги пакетом, причем ежемесячная «абонентская плата» будет зависеть от набора услуг.

«Пакетное предложение, вне всякого сомнения, станет «хитом», так как, с одной стороны, учитывает индивидуальные потребности предпринимателя, а с другой – позволяет ему минимизировать затраты, не приобретая продукты по отдельности», – поясняет Некрасов. По расчетам банка, экономия клиента может составить от 15 до 50%.

Повысить планку

Предпринимателям предлагают не только кредиты, но и займы, которые можно получить по упрощенным технологиямВТБ24 планирует нарастить объемы бизнеса в сегменте малого предпринимательства. «Сегодня верхняя граница выручки предприятия малого бизнеса в ВТБ24 составляет 90 млн руб. Однако в ближайшее время она будет повышена до 300–400 млн руб. в год», – рассказывает Андрей Некрасов. В результате этих преобразований малый бизнес будет разделен в ВТБ24 на три подсегмента: стандартный – выручка менее 20 млн, приоритетный – 20–90 млн и верхний – 90–300 млн руб.

К внесению подобных изменений подталкивает сам рынок. Во-первых, в нашей стране законодательно к малому бизнесу относятся предприятия с годовой выручкой до 400 млн руб. Да и в международной практике (например, в странах Евросоюза) существуют аналогичные критерии – до 10 млн евро в год.

Во-вторых, целевые портреты клиентов ВТБ24 при показателе выручки как в 90 млн руб. в год, так и в 400 млн – весьма схожи. Дело в том, что, по статистике, более 60% всех компаний в секторе малого и среднего бизнеса России – торговые (в клиентской базе ВТБ24 их доля – около 58%). Соответственно и бизнес-процессы в торговле практически идентичны, независимо от объема выручки.

Немалые цифры

Объем кредитного портфеля ВТБ24 (с учетом пакета «Коммерсант», без учета гарантий):

Кредитный портфель по блоку малого бизнеса, по данным на 1 июля 2011 года, – 90 602 млн руб. (82 513 кредитов). Выдача за первое полугодие 2011 года – 36 510 млн руб. (29 728 кредитов).

Региональный срез выдач за первое полугодие:

г. Москва

23%

г. Санкт-Петербург

7%

Дальневосточный федеральный округ

5%

Северо-Западный федеральный округ (кроме г. Санкт-Петербурга)

5%

Сибирский федеральный округ

12%

Уральский федеральный округ

8%

Центральный федеральный округ (кроме г. Москвы)

14%

Южный федеральный округ

5%

Приволжский федеральный округ

19%

Северо-Кавказский федеральный округ

2%

Отраслевой срез выдач за первое полугодие:

Добыча полезных ископаемых

0,0%

Обрабатывающие производства

3,7%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,3%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,1%

Строительство

1,1%

Транспорт и связь

4,4%

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

69,3%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,0%

Прочие виды деятельности

15,1% 

При этом стоит отметить, что в данный момент более крупные клиенты обслуживаются в ВТБ, и бизнес-процедуры в розничной «дочке» – ВТБ24 – и корпоративном кредитном институте отличаются. Вместе с тем, по словам Андрея Некрасова, в группе стремятся максимально стандартизировать систему обслуживания, причем как по кредитным, так и по некредитным продуктам.

«Повышение «планки», упрощение процедуры рассмотрения кредитной заявки и расширение продуктовой линейки позволят ВТБ24 нарастить долю рынка в сегменте малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день она составляет около 12%. Но уже в следующем году прогнозируем ее увеличение до 20%», – комментирует Андрей Некрасов. 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск