Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Нешелковый путь

Евгений Харламов: «Правильно идет вся наша бесконечность…»

Дорога к пьедесталу на ралли «Шелковый путь» пролегла по зыбучим пескам, оврагам и бездорожью. Однако звездной команде «КАМАЗ-Мастер» в очередной раз удалось с честью выдержать все испытания. Но, пожалуй, главный рекорд был поставлен в категории, пока не предусмотренной в турнирной таблице, – взаимовыручка и человечность.
Дорога к пьедесталу на ралли «Шелковый путь» пролегла по зыбучим пескам, оврагам и бездорожью. Однако звездной команде «КАМАЗ-Мастер» в очередной раз удалось с честью выдержать все испытания. Но, пожалуй, главный рекорд был поставлен в категории, пока не предусмотренной в турнирной таблице, – взаимовыручка и человечность. Текст Людмила Прошак. Фото «КАМАЗ-Мастер»

Те, кто неравнодушен к классу Т4, знают дакаровских фаворитов наперечет: Tatra, Ginaf, MAN, Team de Rooy и, разумеется, «КАМАЗ-Мастер», чей триумф на «Дакаре-2010» был беспрецедентным. Заводской команде, ставшей национальной сборной России, не хватило пьедестала: экипаж рекордсмена Владимира Чагина – на первом месте, неизменно следующий за ним Фирдаус Кабиров – на втором, молодой пилот Эдуард Николаев – на третьем, легендарная боевая техничка Ильгизара Мардеева – на четвертом.

После победы Царь «Дакара» добровольно покинул трон: Чагин объявил об уходе из спорта. Наступил новый этап в его жизни и судьбе команды. Он совпал с третьим стартом ралли «Шелковый путь», разделившим год на части между первым и вторым «Дакарами».

Кто на новенького? 

Ильдару Шайсултанову, пролетевшему в прошлом году трассу с Царем «Дакара», на этот раз каждый из этапов кажется невероятно долгим. И машина другая, и пилот Антон Шибалов на «Шелковом пути» новичок: «Проехали первую сотню – и встали на час с лишним. Домкрат в солончак уходит, он вроде сверху сухой, а машину затягивает, как присосками. Казахский КАМАЗ (команда «Астана», пилот Артур Ардавичус) нас быстро вытащил, чуть-чуть проехал и сам сел. Мы долго его вытаскивали – и траки подкладывали, и поддомкрачивали. Все надеялись, вот-вот Николаев подъедет и тогда мы двумя машинами быстро их вытащим, но его так и не выпустили. В общем, провозились долго – на оба грузовика потеряли час двадцать. Потом поехали быстрее, хотя средняя скорость у нас была километров сорок от силы. В песках дернули еще пару российских джипов, поехали дальше. Наша задача – не результат привезти, а до финиша доехать».

Еще один дебютант ралли – Антон Мирный пожимает плечами: «Сравнивать не с чем. Нелегко…»

У Андрея Каргинова больше опыта и воспоминаний: «Трасса была разная, на ней было все: и скоростные участки, где срабатывал ограничитель по скорости, и песчаная дорога, скоростная и медленная, скользкая и черноземная, и маленькие дюны, которые, если сравнивать с Эмиратами, покажутся безобидной песочницей. Боролись бы за суперрезультат, шли бы иначе. Наша задача – сохранить машину и привезти как можно меньше работы механикам, чтобы никаких треснувших зеркал, битых стекол и вмятин на кабине. Что будет завтра? Штурман изучает «легенду», пока не знаем…»

Айрат Мардеев отправился на «Шелковый путь» с опытнейшим штурманом: «Дядя Айдар (Беляев) меня с пеленок знает. А вообще штурман всегда прав. С отцом я один раз пилотом ездил. С ним сложнее, потому что очень хотелось не разочаровать, я сильно волновался. По себе чувствую: появился хороший накат, возрос темп. Это понятно: соперничество с Кабировым, Лопрайсом, Стейси, Матиасом Берингером и Ван Гинкелем – настоящая школа!»

Смена поколений

Экипажи «КАМАЗ-Мастера» были сформированы таким образом, чтобы молодые спортсмены оказались в кабине рядом с опытными. По сути, им выдали кредит доверия с поручительством. «Это не просто значимая гонка, это серьезная тренировка перед «Дакаром». В нашей команде происходит смена поколений, поэтому очень здорово, что есть соревнования, где молодежь может проверить свои силы», – отметил накануне старта прошлогодний победитель «Шелкового пути» Эдуард Николаев.

Возможно, для имиджа именитому «КАМАЗ-Мастеру» было бы выгоднее выставить на гонку два экипажа-фаворита и четыре экипажа-новичка, заведомо махнув на них рукой: мол, пусть варятся в собственном соку и выживают как умеют или как повезет. Но подобная тактика – на потребу текущего дня, а стратегия, если она верная, дает результат на годы.

Потому в экипаже Фирдауса Кабирова – два молодых парня, у Ильгизара Мардеева – штурман-дебютант и начинающий механик.

 

 

Компрессор вместо бритвы 

На бивуак Айрат Мардеев и Эдуард Николаев приехали почти одновременно. В команде их встретили объятиями. Мардеев, впервые выигравший этап, смущенно отмахнулся: «Да ладно, вот если бы и вчера так же». А Николаев на вопрос, почему он небритый, невесело отшутился: «Ты бритву не привез». И получил в ответ: «Так ты же компрессор просил».

Форс-мажор

Третий день гонки. «Ночные» механики уже успели умыться и побриться. Чистая синяя майка (на лавке в душевой ее лучше не оставлять: такой «сувенир» не залежится), беспечные шлепанцы – словно не было бессонной ночи после второго этапа ралли.

Под стать пилотам свежевымытые и «подлеченные» боевые грузовики. Но на линейке готовности их всего пять, шестого КАМАЗа по-прежнему нет. «Это дакаровская серия, а «Дакар» жестокий», – объясняет моторист Евгений Харламов, уже разложивший «кроватку» (звучит гораздо уютнее, нежели «раскладушка», особенно если на отдых, как на экстренную подзарядку аккумулятора, отпущено 15 минут).

КАМАЗ Эдуарда Николаева ждали всю ночь, терпеливо перенося сроки – через два часа, еще через часок, еще через три... Все думали об одном: экипаж должен справиться с поломкой самостоятельно (по дакаровскому регламенту, если своим ходом заехал, ты в гонке). А о чем думал, оказавшись на обочине гонки, Николаев, в списке завоеваний которого бронзовый бедуин «Дакара» и золотой кубок «Шелкового пути»?

«Наша задача – привезти как можно меньше работы механикам»

«О чем думал? Во-первых, удивился, ведь стоял новый двигатель. Во-вторых, задался вопросом: почему это случилось именно со мной? Ответа не нашел, но понял, что новое не всегда лучше старого. Мотор хороший, быстрый, но оказался с дефектом. Но рефреном повторялась мысль – надо ехать», – признался спортсмен. Дождались Ильгизара (боевая техничка), поменяли деталь, завели – все равно не работает. «В конце концов удалось установить причину поломки, – вспоминает Николаев. – Я впервые ехал по спецучастку ночью, держал темп. Вспомнил Чагина, его слова о том, что у нас не зря стоят большие дополнительные фары, главное – не унывать и продолжать гонку. Хорошо, это тоже урок, это тоже школа. Чагин рассказывал, что раньше на «Дакаре» бывали спецучастки по 500–800 км, приходилось ехать с включенными фарами. Такая же ситуация произошла и со мной, и я к этому был готов, но за 100 км до бивуака «кончилось» сцепление, срезало болты корзины…»

В техническом виде спорта подобные истории не редкость. В «КАМАЗ-Мастере» каждую замененную деталь заносят в дефектный лист, а «виновницу» везут в Набережные Челны – там «вскрытие покажет». На прошлом «Дакаре» машину Де Роя перевернуло так, что кабину оторвало, – действительно нештатная ситуация, а просто поломка – информация к размышлению.

«Ралли-марафон гоночным наскоком не возьмешь, это не трековые гонки, где достаточно иметь смелость и чувство автомобиля, чтобы нестись на полную мощь. В ралли-марафоне результат зависит не только от пилота, но и от надежной технической подготовки... Не говоря уже о том, что каждая навигационная ошибка обходится минимум в три-четыре минуты», – излагает философию ралли Кабиров. И позже добавляет: «Мы также начинали, только темп был ниже и машины другие».

Победа добывается на разбитых старых дорогах, среди скользкой травы и сыпучих песков…

На отдых, как на экстренную подзарядку аккумулятора, отпущено 15 минут

В ралли-марафоне результат зависит не только от пилота, но и от надежной технической подготовки...

Репортаж с полигона 

После триумфального возвращения «КАМАЗ-Мастера» с «Дакара» в январе 2011 года генеральный спонсор команды ВТБ организовал пресс-тур на полигон в Набережные Челны. Здесь все было по-настоящему: сложная трасса, боевой грузовик, еще не остывший от накала дакаровской борьбы, и по-будничному собранный рекордс­мен Владимир Чагин. 

Но одно дело – наблюдать со стороны за тем, как гоночный автомобиль несется по трассе (тут можно с долей журналистского скепсиса порассуждать, из-за какой ошибки пилот не добился желанного результата), и совсем другое – оказаться в этой кабине на месте механика или штурмана… 

Только для настоящего спортсмена тренировка (пусть и в присутствии журналистов) – не шоу, а работа. Когда КАМАЗ, наконец приземлившись в сугроб, пробежал по трассе, как по взлетной полосе, и замер, никто не заподозрил ничего необычного. Царь «Дакара» выпрыгнул из кабины (может быть, чуть менее расторопно, чем всегда) и сфотографировался с участниками пресс-тура на память, не забыв улыбнуться. 

И только вечером, во время встречи с руководителем команды С.С. Якубовым, журналистам стало известно, что Владимир Чагин во время тренировки сломал руку... 

Пожалуй, такой пресс-тур, прошедший не в конференц-зале, а на полигоне, стоит десяти самых удачных пресс-конференций и не меньшего количества самых информативно насыщенных пресс-релизов.

Доехали до пьедестала

Если припомнить всех, кого КАМАЗы выручили на трассе, наберется не меньше часа

И так день за днем, немногословно, но по сути: «Сначала немного заблудились, потом подсели в луже, откопались, дальше поехали, наглотались пыли, но до финиша добрались». Дивиденды не падают с неба, где, кстати, есть созвездие «Команда «КАМАЗ-Мастер». Они добываются на разбитых старых дорогах, на ухабах и склонах, в оврагах и бродах своевольных речек, среди скользкой травы и сыпучих песков, на гребнях дюн и в ловушках безобидного с виду солончака…

Шестой этап оказался и решающим, и финальным. «Все как обычно. Нас пропустил Ильгизар Мардеев. Мы догнали MAN, он пропустил нас,
так и доехали».

Оказалось, «доехали» до пьедестала, места на котором из-за применения штрафных санкций за превышение скорости перераспределились: на первом – Алеш Лопрайс (Tatra), на втором и третьем – Фирдаус Кабиров и Андрей Каргинов («КАМАЗ-Мастер»). А днем раньше были сомнения: наверное, Каргинов потеряет второе место, его потеснит Лопрайс… Так что там скептики говорили о каких-то мальчишках? Моторист «КАМАЗ-Мастера» Евгений Харламов настроен философски: «Правильно идет вся наша бесконечность».

Колонки цифр беспристрастны. Тех, чей календарь начинается не с рождественских каникул, а с Дакаровского марафона, в первую очередь интересуют первые столбцы – «время» и «разрыв». Чтобы оказаться в первой десятке, будущим соперникам на «Дакаре» пришлось всерьез сражаться с молодой гвардией «КАМАЗ-Мастера». Это удалось немногим – Стейси, Team de Rooy (четвертое место), Эхтер, MAN (шестое), Гинкель, Ginaf (седьмое), Адуа, Team de Rooy (девятое), Берингер, MAN (десятое место). Они приехали сражаться
за подиум.

Однако в итоговой таблице при всей претензии на полноту нет самого важного столбца, без которого дивиденды гроша ломаного не стоят, – «Взаимовыручка»: напротив № 305 (экипаж Кабирова) – 16 минут на помощь джипу BMW («Овраг вдоль поля и скользко в траве. В левом повороте на краю обрыва висит джип, половина – на том свете практически. Стоят с веревкой. Подъехали, вытащили, – рассказал как о само собой разумеющемся штурман Андрей. – Идущие впереди автомобили проехали мимо»). И еще, пожалуй, с часок наберется, если припомнить всех, кого КАМАЗы выручили на трассе. Это как раз то время, эквивалент которому не деньги, а человечность…

«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» – СЕРИЯ «ДАКАР» 

130 экипажей-участников из 28 стран.
350 единиц техники, включая семь вертолетов и четыре самолета.
1500 человек, включая ассистанс, организаторов, спонсоров, медиков, прессу…
35 грузовиков: Tatra, Ginaf, MAN, Team de Rooy, «КАМАЗ-Мастер»...
76 экипажей добрались до финиша.


Легендарная трасса






Протяженность спецучастков – 2450 км.

Сложность дистанции этого года увеличена в два раза.

Сокращены лиазоны и добавлены скоростные участки.

Ралли пересекло четыре географических пояса и шесть климатических зон.

«Легенда» вела участников по равнине, степи, полупустыне, пустыне, горам.





© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск