Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Пять вечеров из советского прошлого

«Мы все боимся жить, потому что очень хочется»

В «Мастерской П. Фоменко» состоялась премьера спектакля «Пять вечеров» по одноименной пьесе Александра Володина. После гастрольного тура постановка этой осенью вновь украсила московские театральные подмостки. О том, как создавалась эта элегия о любви, корреспонденту «Энергии успеха» рассказали режиссер Виктор Рыжаков и исполнительница главной роли Полина Агуреева. Текст Елена Губайдуллина. Фотографии предоставлены театром «Мастерская Петра Фоменко»

Постановка режиссера Виктора Рыжакова повествует о встрече вернувшегося из Воркуты после 17 лет отсутствия Cаши Ильина и его давней возлюбленной Тамары

Дебютанту «Мастерской П. Фоменко» Виктору Рыжакову удалось поставить совсем «нефоменковский» спектакль. Эта версия «Пяти вечеров» отличается не только от самых первых спектаклей по пьесе Володина. Режиссер дистанцировался и от фильма Михалкова, заставил зрителя поверить в правдивость собственного изложения судьбы главных героев.

Голые чувства

Пустая, без декораций, сцена, крошечный помост, на котором, словно в коммунальной комнате, теснятся актеры и володинский текст…

Долгая жизнь на сцене

Пронзительная история, рассказанная Володиным, уже более полувека будоражит воображение театральных режиссеров. В 1959 году «Пять вечеров» поставили на сценах сразу трех ведущих советских театров – Большого драматического (режиссер – Георгий Товстоногов, в ролях – Зинаида Шарко и Ефим Копелян), московского «Современника» (режиссер – Олег Ефремов, в ролях – Евгений Евстигнеев и Лилия Толмачева) и Рижского театра русской драмы. С тех пор вышла не одна версия спектакля. В частности, в 2006 году новое прочтение представил «Современник». Тамару и Ильина сыграли Сергей Гармаш и Елена Яковлева, автором постановки стал Александр Огарев. В 1978-м пьеса была экранизирована режиссером Никитой Михалковым. 

Постановка режиссера Виктора Рыжакова повествует о встрече вернувшегося из Воркуты после 17 лет отсутствия Cаши Ильина и его давней возлюбленной Тамары. После войны жизнь разбросала героев. Ильин уехал работать шофером-дальнобойщиком на Север, Тамара стала мастером на заводе. Случайно столкнувшись по прошествии стольких лет, влюбленные неожиданно для себя понимают, что чувства сохранились, любовь жива. Встреча дает крошечную надежду на новую жизнь, на то, что их судьбы могут измениться.

Полина Агуреева: «Володин писал, что театр для него – поэзия и игра. И мы мечтали создать по его произведению именно такой спектакль. Я просмотрела в Интернете старые постановки, они прекрасны, но сегодня так играть невозможно. Важно было найти новые способы выражения задуманного автором. Не хотелось все досконально «разжевывать» зрителю, опускаясь до псевдопсихологических «костылей» и бытовых подсказок.

Виктор Рыжаков: «Сочинение спек-такля – постоянное собирание пазлов – нерациональное, интуитивное моделирование, долгое, мучительное и удивительное путешествие».

Споры о времени

На выход «Пяти вечеров» «Мастерской П. Фоменко» откликнулись почти все периодические издания. Основные споры разгорелись о современном стиле постановки пьесы, написанной более полувека назад. Роман Должанский («Коммерсантъ») заметил: «Рыжаков решил доказать, что Володин, во всяком случае самая знаменитая его пьеса, – больше, чем свидетельство о людях ушедшей эпохи, что это поэтический текст на все времена, дающий простор для фантазий условного театра». Ему возразила Марина Давыдова («Известия»), резюмировав, что «вне конкретных примет эпохи пьеса Володина теряет свою ценность». Своеобразный итог дискуссиям подвела Ирина Алпатова («Культура»): «Здесь не ретро, но попытка пробиться к приметам «жизни вообще». Естественно, в режиссерском понимании этих примет, условностей и законов. И, конечно, с точки зрения сегодняшнего дня, которая парадоксальным образом высвечивает не сиюминутную актуальность, но уже постигнутые причины и следствия». 

Меценаты XXI века

На протяжении нескольких лет ВТБ оказывает финансовую помощь театральному коллективу «Мастерской П. Фоменко». По словам директора театра А. Воробьева, благодаря финансированию банка ВТБ театру удается создавать декорации, шить костюмы к новым спектаклям, покупать необходимое для работы оборудование, оплачивать часть расходов по содержанию здания и организации театральной деятельности. 

Женский союз

Режиссер словно торопится рассказать самое важное, поэтому игра актеров подчас напоминает ускоренную съемкуСпектакль Рыжакова буквально пронизан «женской» темой. И дело не в том, что история фронтовика Ильина, прошедшего огонь, воду и медные трубы, заслуживает меньшего внимания. Для режиссера «Пять вечеров» – возможность еще раз воспеть женщину.

Виктор Рыжаков: «О женщине никто не говорил так, как Володин. У него не было некрасивых, неинтересных, непривлекательных. В нашей истории Тамара, конечно же, богиня. Израненное, искалеченное, но божество! Она верит в силу любви, поэтому долгожданное возвращение непременно состоится».

Полина Агуреева: «Моей героине 38 лет, но тут важнее не представление о возрасте одинокой женщины, а тема женского одиночества, которая актуальна во все времена. Для меня пьеса «Пять вечеров» – о том, как внутренне несвободные люди постепенно учатся слышать язык своей души. А если человек не свободен, он не очень обаятелен».

Советский Союз

Действие спектакля происходит в квартире – типичной среде обитания советских граждан образца 1960-х («Пять вечеров» написаны в 1959-м), поэтому в спектакле много бытовых узнаваемых примет, возвращающих в наше не столь давнее прошлое.

Виктор Рыжаков: «Разве советское время было плохим? Трудным? Да! Но ведь простого времени не бывает. Люди, жившие тогда, также страдали, любили, созидали, поэтому Володинская история вечна – она о нас с вами».

Полина Агуреева: «У нас по отношению к советскому времени две крайности – либо отторжение, либо умиление. Но мне кажется, подчас полезно даже на свою жизнь посмотреть отстраненно».

«Божественное убожество»

В нашей истории Тамара, конечно же, богиня. Израненное, искалеченное, но божество!Пожалуй, главная тема «Пяти вечеров» – не одиночество, не прошлые обиды и не запутанные личные отношения. Это элегия о счастье. Режиссер словно торопится рассказать самое важное, поэтому, наверное, игра актеров подчас напоминает ускоренную съемку. Накал эмоций, темп происходящих событий зашкаливают, действие стремительно несется вперед.

«Люди иногда боятся счастья, потому что перед ним было либо несчастье, либо долгое ожидание, либо и то, и другое», – так Володин поясняет свои тексты.

Виктор Рыжаков: «Для меня это история о том, что нужно вернуться к простым, совершенно очевидным человеческим истинам, которые быстро забываются. В громадном потоке информации нам кажется, что все должно быть сложнее, уникальнее, а, оказывается, человек внутри себя очень прост. Только нужно иметь смелость признаться себе в этом».

Полина Агуреева: «Этот спектакль, как ни странно, я связываю с «Почти смешной историей» Петра Фоменко. Петр Наумович часто поэтизирует нелепые проявления характеров, и я тоже считаю, что в них – сущность человека. Думаю, не бывает людей без комплексов, «столпообразные» типы вызывают сомнение в своей подлинности. Володин, насколько я могу судить по прочитанным воспоминаниям о нем, был в хорошем смысле несколько нелепым человеком. Мне понравилось, что Петр Наумович назвал наш спектакль «божественным убожеством». И еще он очень точно сказал: «Мы все боимся жить, потому что очень хочется». Вот это и хотелось сыграть». 



Дебют в «Мастерской П. Фоменко»

Виктор Рыжаков – режиссер, педагог. Окончил Дальневосточный институт искусств, Театральное училище им. Б.В. Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Один из учредителей Театрального фестиваля имени А.М. Володина «Пять вечеров» (Санкт-Петербург). Преподает в Школе-студии МХАТ. Лауреат премий многих театральных фестивалей. Одним из заметных спектаклей Виктора Рыжакова стал «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева в театре «Практика» с Полиной Агуреевой в главной роли. «Пять вечеров» – первая работа режиссера в «Мастерской П. Фоменко». 




© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск