Рейтинг@Mail.ru
Страна

Евро без нервов

Субхолдинг ВТБ – окно в Европу

ВТБ неслучайно делает акцент на международном характере своей деятельности. Филиалы банка действительно можно встретить по всему миру. Однако конкурировать с западными «коллегами» непросто. Подчас требуются весьма нестандартные решения. Текст: Константин Германов

В отличие от российского у европейского банковского рынка многовековая история, которая уходит корнями в Средневековье.
Сегодня банки Европы, несмотря на все потрясения последних лет, по-прежнему степенны и респектабельны. Механизмы работы, которые обкатывались в течение долгого времени, действуют безотказно. Конкурентная среда диктует высочайшие стандарты обслуживания.
На этом фоне попытки отечественных банков завоевать «место под солнцем» сопряжены с немалыми сложностями не только в части законодательного регулирования, но и знания национальной специфики при разработке предложений для клиентов.
Группе ВТБ европейские подразделения достались «по наследству». Доли в советских загранбанках – Московском Народном банке (Moscow Narodny Bank), парижском Евробанке (BCEN-Eurobank), венском Donau Bank, франкфуртском Ost-West Handelsbank, швейцарском Russische Kommerzial Bank и люксембургском East-West United Bank – были в соответствии со Стратегией развития банковской системы РФ выкуплены ВТБ у Банка России. Основной задачей ВТБ стало построение на базе росзагранбанков эффективной банковской структуры, имеющей единый бренд и унифицированную систему управления.
Процесс ребрединга, запущенный в 2006–2007 годах, предполагал не только унификацию названий европейских «дочек», но и масштабные преобразования всей организационной структуры. Именно тогда родилась идея создания субхолдинга – института, призванного стать основой бизнеса ВТБ на западном рынке.

Три в одном



Первоначально предстояло оптимизировать филиальную сеть в Европе. В результате банки в Люксембурге и Швейцарии были проданы, а Моснарбанк в Лондоне стал площадкой для развития инвестиционного бизнеса. На основе оставшихся трех – в Австрии, Германии и Франции – было решено создать европейский субхолдинг (ЕСХ).
Сегодня его консолидированный капитал составляет 1,1 млрд евро, а лимит кредитования одного заемщика – 275 млн евро. «Наш ЕСХ до последнего времени по сути своей субхолдингом и не являлся, – рассказывает член правления ВТБ Ольга Дергунова. – Было три разных дочерних банка (в Австрии, Германии и Франции), каждый со своей историей. Но по законодательству и с учетом размера капитала лишь Австрия могла стать лидером субгруппы и определять стратегию».
После перераспределения акционерного капитала австрийский банк стал стопроцентной «дочкой» московского ВТБ, в свою очередь, превратившись в акционера «внучатых» банков группы во Франции и Германии.

Немецкая и французская «дочки»



До недавнего времени «австрийский» ВТБ был сосредоточен на операциях с корпоративными клиентами, в то время как «германский» исторически специализировался на работе с финансовыми институтами. В настоящее время немецкая «дочка» ВТБ ведет корреспондентские счета более 400 кредитных организаций. Банк входит в систему «Евроклир», позволяющую предельно быстро проводить любые расчеты. «Наш основной конек – расчеты в режиме реального времени», – поясняет руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами ВТБ (Австрия) Рушан Юнисов. Дневные обороты немецкой «дочки» достигают 1,5 млрд евро.
Деятельность ВТБ во Франции диверсифицирована: банк работает и с финансовыми институтами, и с локальными французскими компаниями, и с российскими клиентами, финансирует торговые операции через экспортно-кредитное агентство COFACE (французская страховая компания по страхованию рисков, связанных с внешней торговлей, внешнеэкономической деятельностью. – Прим. ред).
Согласно стратегии на базе французской «дочки» будет развиваться инвестиционно-банковский бизнес. Но все же главным ее достижением за последнее время стала реализация программы привлечения вкладов физических лиц. «Во Франции мы оказались единственным российским банком, вышедшим на розничный рынок, – рассказывает старший вице-президент ВТБ Александр Яшник. – В рамках проекта VTB Direct мы предлагаем инновационный продукт – электронные сберегательные депозитные счета».
Проект VTB Direct основан на принципе обслуживания клиентов через Интернет. «Услуга оказалась невероятно востребованной, что, безусловно, является доказательством доверия к российскому банку со стороны европейского сообщества», – отмечает Яшник. По его словам, не меньший интерес клиентов подобное предложение вызвало и в Германии, где проект реализуется на базе ВТБ (Австрия). «Во Франции VTB Direct стартовал год назад, в Германии – около полугода. И на текущий момент услугой уже воспользовалось около 2500 французов и более 3500 немцев. Объем привлеченных депозитов в этих странах на сегодняшний день составляет более 116 млн и 75 млн евро соответственно», – сообщает старший вице-президент.
«Наше главное преимущество – уровень процентных ставок, хотя мы их и не завышаем так, чтобы привлекать к себе излишнее внимание, – поясняет Рушан Юнисов. – Тем не менее наши ставки по депозитам могут быть чуть интереснее рыночных. Помимо этого, мы знаем, где и как разместить привлеченные средства в более доходные продукты».

Своя ниша



Впрочем, пока важнейшей специализацией субхолдинга является торговое финансирование. Благодатной почвой для европейского бизнеса группы ВТБ являются товарные потоки из России в Европу, а также в обратном направлении. Сопровождение компаний, участвующих во внешнеторговых сделках, позволяет активно развивать предэкспортное финансирование, документарный бизнес – словом, все то, что связывает банкинг с внешней торговлей.
В этой нише ВТБ приходится конкурировать с такими кредитными организациями, как «Коммерцбанк» и «Дойче Банк» в Германии, BNP Paribas во Франции и «Райффайзенбанк» в Австрии. Это соперничество заставляет ВТБ «шевелиться» – в числе основных своих преимуществ в ЕСХ выделяют скорость принятия решений и оформления сделок. Кроме того, помогает многолетний опыт сотрудничества головного ВТБ с российскими клиентами. Так, услугами европейских банков группы пользуются более 20 известных всему миру крупных корпораций в сфере газа, нефти, энергетики и металлургии. В этом списке такие гиганты, как «Металлинвест» и СУЭК, «Дорогобуж». По итогам прошлого года ВТБ удостоился награды международного издания Trade Finance Magazine как «Лучший российский банк в области торгового финансирования в 2010 году».
«Субхолдинг – это «окно в Европу» для наших клиентов, возможность выйти на западный рынок», – уверен Владимир Верхошинский, вице-президент, начальник управления корпоративного развития и стратегии ВТБ.

Риск по сходной цене



Важнейшая задача субхолдинга как инвестиционного банка – перепродажа российских рисков европейским инвесторам. В этом вопросе, разумеется, нельзя обойтись без сотрудничества с ВТБ Капитал. Механизм взаимодействия выглядит следующим образом: банки субхолдинга выполняют роль своего рода фронт-офиса в инвестбанковском бизнесе ВТБ – они взаимодействуют с местными клиентами и «конструируют» подходящие для них инвестиционные продукты. «Наша задача – принимать участие в структурировании сделки и объяснять коллегам
из ВТБ Капитал, что с точки зрения местных национальных регуляторов приемлемо, а что нет», – поясняет Рушан Юнисов. В числе недавних успешных совместных сделок – финансирование компаний RepCo, «Седьмой континент» и «Тернол» (Украина).

Восточное направление



В 2011 году ЕСХ возглавил Игорь Штрель, ранее руководивший подразделением в Германии. Произошла ротация руководства и в австрийском банке – часть новых топ-менеджеров приехала вместе со Штрелем из Германии, часть – из Москвы. Сейчас в развитии ЕСХ намечается новый этап, который, убежден Александр Яшник, должен оказаться «прорывом».
Задачи, стоящие сегодня перед европейским субхолдингом, совпадают с целями других дочерних банков группы: необходимы прирост кредитного портфеля, наращивание прибыли, но основным показателем будет эффективность на вложенный капитал.
Эти цели предполагают расширение рынков, на которых работает субхолдинг. Например, банк в Австрии намерен активно поддерживать местных предпринимателей. Это направление тем более перспективно, что у многих австрийских компаний есть дочерние структуры в близлежащих странах Восточной Европы. Таким образом, кредитование австрийских бизнесменов даст ВТБ возможность последовать на восток, вслед за своими клиентами. «Девиз любого банка – идти туда, куда идет клиент, – считает Юнисов. – У нас пока нет физической возможности выстраивать прямые отношения с клиентами в соседних странах. Но мы с этими рынками знакомимся, во-первых, через международные сделки и, во-вторых, через австрийские компании, которые выходят на рынки сопредельных стран».
Александр Яшник выделяет три основные задачи, которые стоят сегодня перед субхолдингом: завершить интеграцию трех банков в единую субгруппу, продолжить развивать ритейл, усилить инвестицонно-банковскую составляющую. По его словам, в целом сегодня евросубхолдинг можно назвать «проектом, запущенным в промышленную эксплуатацию». Теперь необходимо строго придерживаться намеченного бизнес-плана. «По сравнению с тем, что у нас в Европе было пять лет назад, произошли фантастические изменения. Раньше банки вообще друг с другом «не разговаривали» и являлись явными конкурентами. Сегодня мы создали единый интегрированный организм с внутренней координацией», – подчеркивает Яшник.
«Бизнес в европейском субхолдинге весьма эффективен и стоит на хороших «рельсах». Следующий шаг – внедрение более сложных продуктов. Каких – надо решить, сейчас над этим идет работа», – резюмирует Владимир Верхошинский.



© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск