Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк
Дворцовая сказка

Дворцовая сказка

Сны Большого театра

На исторической сцене Большого, недавно открывшегося после многолетней и многотрудной реконструкции, состоялась первая балетная премьера – «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича с новыми декорациями Эцио Фриджерио. Поддержку масштабной постановке оказал банк ВТБ

Обновленный спектакль вызвал небывалый ажиотаж. Билеты на все шесть премьерных показов были раскуплены задолго до первого представления. Премьеру посетили даже Президент России Дмитрий Медведев и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Публика не сдерживала эмоций, взрываясь аплодисментами после каждой вариации, а по окончании балета устроила настоящую овацию. Блестяще танцевали абсолютно все участники спектакля – от солистов до кордебалета. 

У вымышленного короля Флорестана есть достоверный исторический прообраз - Людовик XIV, Король-Солнце

«Спящая красавица» не уходила надолго из репертуара театра: во время реконструкции главного здания балет шел в Кремлевском дворце в декорациях Симона Вирсаладзе, несколько потускневших в последнее время. Артистам Большого хореографический текст «Спящей красавицы» хорошо знаком. Как сказала прима Светлана Захарова на брифинге перед премьерой, ее Аврора останется прежней. Но тройственность образа волнует балерину, заставляя искать новые краски для юной, лучезарной девушки в первом акте, призрачного видения в сцене с нереидами и счастливой принцессы в торжественном финале.

Фея Сирени (Мария Аллаш) – главная покровительница принцессы Авроры и царства Флорестана.

Светлана Захарова танцевала вместе с американцем Дэвидом Холбергом, приглашенным в труппу Большого. Недавно сложившийся дуэт оказался на редкость гармоничным и элегантным.
Не менее триумфально прошел спектакль с Марией Александровой и Николаем Цискаридзе. Это были два разных представления. Одно – изысканное и тонкое. Другое – темпераментное и радостное. На разные трактовки балета во многом повлияли и дирижеры. Василий Синайский обострил контрасты партитуры Чайковского, разграничив «светлые» и «темные» ее стороны. А Павел Сорокин увлекся многокрасочностью музыки, заставив «любоваться» каждым звуком.
 

«СВОБОДА В ОКОВАХ»

Балет «Спящая красавица» родился в 1890 году на сцене Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Идея спектакля принадлежала Ивану Всеволожскому, занимавшему пост директора императорских театров. Образованнейший человек своего века, Всеволожский задумал действо в духе времен Людовика XIV, разработал сценарный план и, будучи неплохим художником, нарисовал эскизы роскошных костюмов. Он же привлек к работе над балетом Петра Ильича Чайковского. Музыка «Спящей» сочинялась в тесном контакте с балетмейстером – Мариус Петипа предлагал композитору подробно разработанные хореографические планы. Такой метод работы Чайковский воспринял с готовностью, хотя позднее и назвал его «свободой в оковах». Новое произведение совершило подлинный переворот в мировом балетном театре. Музыка не просто аккомпанировала танцам, как это было прежде, а подчиняла их симфоническому развитию. «Спящая красавица» – вершина гения Мариуса Петипа. Его открытия предугадали хореографию будущего. Так, великий американский балетмейстер Джордж Баланчин признавался, что многие его балеты вышли из сцены нереид второго акта «Спящей».


Роковой укол Авроры веретеном – драматическая кульминация спектакля.

Фея Сирени (Мария Аллаш) и принц Дезире (Дэвид Холберг) направляются будить Аврору

Мощная игра Алексея Лопаревича усиливает инфернальность адского создания.

Пробуждение Авроры – безусловная победа любви, добра и справедливости.


СДЕЛАНО ВРУЧНУЮ

Эцио Фриджерио – автор декораций новой редакции «Спящей красавицы» в Большом театре. Любители балета почитают его за сотрудничество с Роланом Пети и Рудольфом Нуриевым. А знатоки оперы и драмы ценят мастера как соратника титана итальянского театра, основателя знаменитого Пикколо ди Милано Джорджо Стреллера. В Большом театре Фриджерио не новичок: здесь в его декорациях шли балет «Сирано де Бержерак» и опера «Фальстаф». И с Юрием Григоровичем Фриджерио уже встречался: например, мастера вместе ставили «Спящую красавицу» в Генуе и Варшаве. Постоянная сотрудница и супруга Эцио Фриджерио, художница Франка Скуарчапино, работала над костюмами. Лауреат «Оскара» за костюмы в фильме «Сирано де Бержерак», тонкий знаток стилей, она предъявила высокие требования к мастерам цехов Большого театра. К чести наших соотечественников, они с лихвой оправдали эти ожидания. Изысканные пачки балерин, камзолы танцоров, пышные одеяния мимических персонажей выполнены безукоризненно. Они украшены кружевом ручной работы и искусной вышивкой. Казалось бы, уже из пятого ряда зрителям не разглядеть таких изысков. Но подлинность фактуры очень важна для ощущения особой – возвышенной и аристократичной – атмосферы «Спящей красавицы». А картины, возникающие на сцене, сравнимы с драгоценными антикварными шпалерами.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск