Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 (31) 2011

| Корпоративные СМИ ВТБ


Корпоративный журнал "Энергия успеха № 2 (31) 2011" - Французский поцелуй на русской сцене

Классика и авангард на фестивале балета «Мариинский»

XI фестиваль балета «Мариинский», полный экспрессии и авангардных экспериментов, надолго запомнится российской публике. Программа была впечатляющей – от классического «Лебединого озера» и «Баядерки» до балета Without, поставленного Бенджамином Мильпье, женихом и партнером по фильму «Черный лебедь» голливудской актрисы Натали Портман. Текст Марьян БРАШ

Фестиваль балета «Мариинский» одиннадцатый год подряд собирает лучших исполнителей со всего мира. «Главный акцент мы постарались сделать на самой громкой балетной премьере сезона. И, разумеется, ни одна программа фестиваля не обходится без экспериментальных постановок и выступлений мировых звезд балета», – отметил руководитель балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев. По сложившейся традиции финансовую поддержку фестивалю оказывает банк ВТБ, уже не первый год помогая сохранять традиции классического балета и зажигать новые звезды на танцевальной сцене.

Фестиваль открылся фирменной постановкой хореографа Анжелена Прельжокажа «Парк»

На сцену – босиком

Юноши в кожаных фартуках призваны связать далекий век французского флирта и современность

Грандиозное представление открылось фирменной постановкой хореографа Анжелена Прельжокажа. Этого балетмейстера, албанца по происхождению, еще называют современным лидером новой волны французского авангарда. Он не боится смешивать современную электронную музыку с классической. Художник заставляет танцовщиков выступать босыми и импровизировать, отказываться от классических па и выполнять на сцене почти акробатические трюки.

Балет «Парк» 17 лет назад был создан для «Гранд-опера»

В феврале этого года хореограф потряс столичную публику, утопив в воде на сцене Большого театра флаги разных государств во время спектакля «А дальше – тысячелетие покоя. Creation 2010», созданного на основе «Откровения Иоанна Богослова». Настоящий апокалипсис! Кстати, именно под таким названием изначально собирался выпустить балет Прельжокаж. А до того, в другом балете на библейскую тему – «Благовещение», он превратил архангела Гавриила в женщину. Московская общественность ответила на смелость балетмейстера пикетом… И овациями.

Французский поцелуй

Диана и Прельжокаж

Прима «Мариинки» Диана Вишнева познакомилась с Анжеленом Прельжокажем, когда он приезжал в Россию со своей версией балета «Ромео и Джульетта». В интервью журналу «Энергия успеха» балерина призналась, что эта версия трагедии Шекспира ее в определенной степени шокировала. Тогда она даже подумать не могла, что будет солировать в прославленной постановке мастера. «В какие-то моменты Прельжокаж требовал от нас автоматизма в исполнении тех или иных па», – вспоминает репетиции «Парка» Диана. Однако техническое совершенство – лишь одно из слагаемых успеха. «Я всегда стараюсь придумать свою историю. Она непременно должна быть искренней, глубокой и убедительной. Только тогда твои эмоции воспримет публика».

На сцене «Мариинки» скандальный балетмейстер показал свой классический «Парк». Этот чувственный и поэтический спектакль он 17 лет назад создал для «Гранд-опера». В основе балета – литература эпохи Просвещения: «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет, «Опасные связи» Шедерло де Лакло, «Сюрпризы любви» Пьера Мариво. Действие трех­актной постановки разворачивается в самом знаменитом королевском парке Франции – Версале, напоминая зрителям о вековых традициях флирта и любовных игр.

Балет Without – это концертные танцы для 10 солистов на музыку этюдов и прелюдий Фредерика Шопена

Это поистине смертельный номер – не размыкая губ, танцоры вращаются полторы минуты…

«Парк» на фестивале показали трижды, причем тремя составами солистов: первыми были Диана Вишнева и Константин Зверев, затем Екатерина Кондаурова и Юрий Смекалов, которых сменили Виктория Терешкина и Александр Сергеев. Все они прекрасно справились с французским поцелуем, каждая пара смогла по-своему исполнить любовно-эротический дуэт.

Голливудская история

Француз еврейского происхождения Бенджамин Мильпье – из балетной семьи. В 13 лет он поступил в Лионскую консерваторию, второе по значимости высшее учебное заведение во Франции. В 1992 году Мильпье приняли в Школу американского балета в Нью-Йорке, а в 1994-м он выступил в постановке Джерома Роббинса в труппе Городского балета Нью-Йорка. Сейчас Бенджамин руководит Балетным центром Марка Морриса в Бруклине. В Москву он сумел вырваться всего на три дня. Хореограф старается не оставлять надолго свою невесту – голливудскую актрису Натали Портман. Пара познакомилась на съемках триллера «Черный лебедь», сюжет которого строится на двойственных переживаниях исполнительницы главной партии в балете «Лебединое озеро». В кинокартине Бенджамин стал партнером Натали по сцене, а по окончании съемок – спутником жизни. Бенджамин и Натали уже объявили о своем намерении пожениться.

В первые секунды на сцене появляются не только дамы в пышных юбках с кринолином, но и садовники, которые одновременно выполняют функции купидонов. Юноши в кожаных фартуках также призваны связать далекий век французского флирта и современность.

«Живое небо» заливается лучами рассветного солнца – и вот на сцене уже танцовщики в костюмах ХVII века, фривольную атмосферу которого должен воспроизвести балет. И женщины, и мужчины – в светлых фраках. Костюмы отменные. Кажется, что они взяты напрокат в музее исторических нарядов. Начинается игра в духе времен Короля-Солнца – кто быстрее займет стул. По правилам стульев на один меньше, чем игроков. Но не нужно забывать – это балет. Танцоры виртуозно перемещают незатейливые предметы интерьера с места на место – динамично и грациозно, под музыку Моцарта.

Но Прельжокаж не имел бы славы хореографа-новатора, если бы не знал, как превратить игру в балетный перформанс. Мужчины и женщины по очереди поднимают и в такт классической мелодии с грохотом ставят стулья на пол. Они будто ведут друг с другом игривый диалог, одно­временно добавляя динамики и ритма классической музыке. И вот стулья расставлены по сцене. Начинается соревнование – кто же останется без места?

Михаил Фокин придумал «Шопениану» в начале XX века

Последней усаживается героиня. В премьерной постановке это прима «Мариинки» Диана Вишнева. Но век Людовика не менее жесток, чем современный мир равноправия полов: герой (Константин Зверев) сгоняет девушку с места. Так начинается история любви. А закончится она под ночным небом, когда садовники-купидоны доставят Диану прямо в объятия ее партнера по сцене. Кульминация номера – долгий поцелуй солистов.

Но, пожалуй, самой чувственной сцена получилась у Дианы Вишневой и Константина Зверева. Прима Мариинского театра была уже давно очарована балетом «Парк». «Он сразу понравился мне своей эстетикой, красотой и современностью, – поделилась впечатлениями Диана. – Но одно дело – смотреть со стороны, другое – исполнять на сцене». По ее словам, последнее адажио – апогей всего спектакля. «Чувствуешь себя вне времени и пространства, и это ощущение остается с тобой навсегда», – улыбается балерина.

Русская публика рукоплескала опасной и чувственной любви, развернувшейся в «Парке». Недаром эта искренняя постановка так полюбилась европейцам и уже вошла в историю балета.

Шопен вне времени

Красивый жест


На протяжении многих лет ВТБ оказывает финансовую поддержку отдельным проектам Мариинки
На протяжении многих лет ВТБ оказывает финансовую поддержку отдельным проектам Мариинки, а с 2006 года является генеральным партнером театра. В рамках долгосрочного сотрудничества ВТБ поддерживает Межрегиональный общественный благотворительный фонд развития театра, помогает его молодым исполнителям.

Еще одной премьерой фестиваля стал спектакль другого французского балетмейстера – Бенджамина Мильпье. Он привез на сцену Мариинского театра одноактный балет Without (английский предлог, означающий «без, вне, за». – Ред.) – концертные танцы для 10 солистов на музыку этюдов и прелюдий Фредерика Шопена. У Мильпье не было двух недель на репетиции, как у Прельжокажа. Он прибыл в Петербург всего на три дня, однако все-таки успел внести некоторые изменения в постановку, в частности укоротил до колен разноцветные юбки танцовщиц.

Современный взгляд на Шопена от Мильпье публика могла сравнить с другими спектаклями на музыку великого поляка, включенными в программу фестиваля. Так, на сцене «Мариинки» показали еще два одноактных балета – «Шопениану» Михаила Фокина (1908) и «В ночи» Джерома Роббинса (1970).

В начале ХХ века «балетный революционер» Михаил Фокин сочинил «Шопениану» для благотворительного вечера, чтобы не утомлять публику фрагментами из классических балетов, которые многие знали практически наизусть. Через год хореографу предложили воспроизвести этот новаторский балет на сцене Мариинского театра. Фокин трансформировал изначально четырехакт­ную «Шопениану» в другой спектакль – с абстрактным сюжетом и легкой, воздушной хореографией. Она оказалась настолько изящной, что, похоже, навсегда вошла в репертуар театра. Знаменитая Галина Уланова именно этот балет танцевала на выпускном экзамене. А покидая сцену, включила его в программу прощального вечера.

На ХI фестивале «Мариинский» романтические па с должной грацией воспроизвели Екатерина Осмолкина, Ксения Острейковская, Яна Селина и Александр Париш.

Спектакль «В ночи» легендарного американского хореографа Джерома Роббинса появился на Мариинской сцене в 1992 году. Причем на репетициях технику исполнения с нашими танцовщиками отрабатывал сам Роббинс, уже пожилой и прославленный. Основу балета составляют три адажио, три дуэта, повествующие о превратностях судьбы.

Волнение первого свидания на фестивале тонко передали Мария Ширинкина и Филипп Степин. Об обретенном счастье пластично рассказали Алина Сомова и Евгений Иванченко. А самый драматический диалог достался Ульяне Лопаткиной и Даниле Корсунцеву.

Пространство для творчества


Анжелен Прельжокаж родился в семье албанцев, выходцев из Черногории. Учился современному танцу в парижской Schola Cantorum, у Мерса Каннингема в Нью-Йорке. Как хореограф дебютировал с балетом «Колониальные авантюры» (1984, Монпелье). В 1985 году основал свою компанию в Шампиньи-сюр-Марн (деп. Валь-де-Марн), ставшую в 1989 году Национальным хореографическим центром Валь-де-Марн. Кавалер ордена Почетного легиона. Прельжокаж уверен, что абстрактные балеты дают большее пространство для творчества. При этом хореограф признается, что ему интересно работать с танцовщиками, которые способны пуститься в новую авантюру, готовы к любым экспериментам.

Кармен под занавес

Находкой фестиваля стало выступление звезд мирового балета в дуэте с российскими исполнителями. Бразильянка из лондонского Ковент-Гардена, потрясающая лирическая балерина Роберта Маркез станцевала «Баядерку» с Владимиром Шкляровым. После успеха на гастролях в Канаде Владимир был переведен в статус ведущего танцовщика театра.

В «Дон-Кихоте» с Денисом Матвиенко блеснула балерина Эшли Баудер из New York City Ballet. Громкие овации сорвали солисты «Жизели» Алина Кожокару и Йохан Кобборг, которых уже знает и любит русская публика. Настоящим открытием оказалось выступление талантливого танцовщика из Штутгарта Фридмана Фогеля.

Фестиваль завершился грандиозным гала-концертом. Его украшением стала кубинка Вингсэй Вальдес, сочетающая виртуозную технику и искренность артистической экспрессии. Под занавес она блистательно станцевала «Кармен-сюиту».

Основу балета «В ночи» составляют три дуэта, повествующие о превратностях судьбы

Овации сорвали солисты «Жизели» Алина Кожокару и Йохан Кобборг

Кубинка Вингсэй Вальдес блистательно станцевала «Кармен-Сюиту»



21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП