Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 (30) 2011

| Корпоративные СМИ ВТБ


БЛИНЫ С ПЕТРУШКОЙ

Театральная Масленица в Мариинке. Фото: НАТАША РАЗИНА

Театральная Масленица в Мариинке

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ПРОСТИЛСЯ С ЗИМОЙ ЗАТЕЙЛИВО И КРАСОЧНО. С 28 ФЕВРАЛЯ ПО 6 МАРТА ПРОШЕЛ 7-Й ФЕСТИВАЛЬ «МАСЛЕНИЦА». В ЕГО ПРОГРАММУ ВОШЛИ СПЕКТАКЛИ ИЗ ПОСТОЯННОГО РЕПЕРТУАРА ТЕАТРА, МНОГИЕ ИЗ КОТОРЫХ СОЗДАНЫ ПРИ АКТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ БАНКА ВТБ. ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА. ФОТОГРАФИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ МАРИИНСКИМ ТЕАТРОМ


Петрушка, Балерина и Арап напоминают старинных марионеток. Фото: НАТАША РАЗИНАВпраздник Масленицы, зародившийся еще в языческие времена, принято весело провожать зиму и встречать весну. Точный смысл стародавних обрядов сегодня знают, наверное, только этнографы. Хотя об обязательных блинах (символе солнца) и сжигании соломенного чучела, олицетворяющего зиму, известно каждому. Как и то, что целую неделю, предшествующую посту, испокон веку полагалось гулять и веселиться.

Императорские театры во время весеннего праздника организовывали тематические фестивали. В афишу масляной недели включали наиболее заметные постановки года, подгадывали премьеры, устраивали бенефисы известных артистов – любимцев публики. Причем спектакли давали не только вечером, но и днем.

Мариинский театр в 2004 году возродил традицию проведения фестиваля «Масленица». В современном прочтении это все тот же незабываемый и яркий праздник, объединяющий фольклорные традиции, а также интересные находки классического театра.

Весну 2011 года Мариинка встретила сказочными постановками и комическими оперными представлениями. «Снегурочку» и «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Петрушку» и «Соловья» Стравинского, «Волшебную флейту» Моцарта, «Золушку» Прокофьева, «Любовный напиток» Доницетти, «Щелкунчика» Чайковского и балет на музыку Лядова «Предчувствие весны» можно посмотреть и вне фестиваля. Следующие один за другим в рамках праздничной афиши спек такли в полной мере раскрывают уникальную репертуарную линию Мариинки.


МАРИИНСКИЙ ТЕАТР В 2004 ГОДУ ВОЗРОДИЛ ТРАДИЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ «МАСЛЕНИЦА». В СОВРЕМЕННОМ ПРОЧТЕНИИ ЭТО ВСЕ ТОТ ЖЕ НЕЗАБЫВАЕМЫЙ И ЯРКИЙ ПРАЗДНИК


«Терзая слух, ласкать душу» 

Фестиваль открылся балетом «Петрушка». Еще в 1911 году для этого спектакля дягилевской антрепризы великий Бенуа МАРИИНСКИЙ ТЕАТР В 2004 ГОДУ ВОЗРОДИЛ ТРАДИЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ «МАСЛЕНИЦА». В СОВРЕМЕННОМ ПРОЧТЕНИИ ЭТО ВСЕ ТОТ ЖЕ НЕЗАБЫВАЕМЫЙ И ЯРКИЙ ПРАЗДНИК сочинил сценарий, костюмы и декорации. Век спустя шедевр Стравинского, Бенуа и Фокина был восстановлен в сцене Мариинки американцем Гэри Кристом.

Колоритная ярмарочная толпа – купцы, ряженые, цыгане, подвыпившие мужички и нарядные барышни – контрастный фон для кукольной трагедии, разыгравшейся в балаганчике Фокусника.

Петрушка, Балерина и Арап напоминают старинных марионеток, но, несмотря на кукольную пластику, ведут себя совсем как люди. Нехитрая история их взаимоотношений разрастается до высокого символа. Трогательный, тонко чувствующий поэт – Петрушка отвергнут Прекрасной дамой – Балериной ради грубой самодовольной Силы в лице Арапа.

Несчастный герой сломлен и убит. Его судьба предрешена властной рукой Кукловода. И все же забитое существо отваживается на протест и даже после гибели все еще грозит Фокуснику, возвышаясь над празднующей толпой, вторя жестами пронзительному голосу гобоя.

Балетмейстер Михаил Фокин назвал музыку Игоря Стравинского примером того, как можно «терзая слух, ласкать душу». Об изменчивой и противоречивой атмосфере «Петрушки» точнее не скажешь.


Оперы великого сказочника 

«Снегурочка» Римского-Корсакова в постановке режиссера Александра Галибина и сценографа Георгия Цыпина. Фото: НАТАША РАЗИНАКак нельзя лучше вписалась в концепцию фестиваля и «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова. Дело не только в буквальной иллюстрации языческого праздника (в одном из эпизодов оперы берендеи прощаются с Масленицей, приветствуя весну).

Куда важнее выбранная тема – сражение холода и солнца, глубинная основа всей оперы. В ней сплелись и отражение древних представлений о мироздании, и повод для философских размышлений.

В «Снегурочке», влекущей богатством мелодий и прихотливой игрой оркестровых красок, сочетаются сложный симфонизм и подлинно народные песни. Есть в опере и буйство стихий, и призывное ликование пробуждающейся природы, и волнующая таинственность фантастического леса… Есть и лихой юмор, страсть и боль, чарующая нежность.

Постановка режиссера Александра Галибина и сценографа Георгия Цыпина обнажила контрасты оперы. Главная героиня – дитя Мороза и Весны попала в мир людей.

Она меняется внутренне, стремясь познать глубину человеческих страстей.

При этом Снегурочка словно проверяет каждого, с кем ее сводит судьба. Увы! Все, кроме, пожалуй, царя Берендея, терпят в испытаниях фиаско. Героиня тает, искупая своей страстью заклятье грозного бога солнца Ярилы. Тепло и прежний порядок возвращаются в слободку. Но эта жертвенная смерть – дополнительное напоминание зрителям о тесной связи светлых и темных сил. Исчезающая тень Снегурочки движется по изогнутой дуге Месяца, который нехотя уступает власть Солнцу…


Игра красок и звуков 

Другая включенная в афишу «Масленицы» знаменитая опера Римского-Корсакова – «Сказка о царе Салтане» – выглядит более традиционно. Владимир Фирер, оформивший спектакль, взял за основу эскизы Ивана Билибина. Знаменитый русский художник в 1920–1930-е годы неоднократно обращался к «Салтану», создавал декорации к оперным постановкам (в том числе в Мариинском театре), а еще раньше рисовал иллюстрации к сказке Пушкина.

Русский лубочный стиль, веселый и праздничный, сочные краски оказались созвучны опере Римского-Корсакова. В «Сказке о царе Салтане», волшебной и шутовской одновременно, в итоге всем достается по заслугам: зло, зависть и глупость наказаны, терпение и любовь вознаграждены, справедливость торжествует.

Режиссер Александр Петров не стал противоречить привычному смыслу произведения собственными мудреными концепциями и сосредоточился на сказочных приключениях, игре красок и звуков. Оркестровые морские пейзажи, колюче-вихревой «Полет шмеля», преисполненная добрым волшебством симфоническая картина «Три чуда», небесные трели и причитания Царевны-Лебеди... Знакомая каждому с детства музыка заново покорила сердца слушателей.


Масленица в старом Петербурге

Масленица в старом Петербурге. Фото: ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА М. ЗОЛОТАРЕВАПлощадь, на которой находится Мариинский театр, в начале ХVIII века являлась центром народных гуляний и карнавалов, в том числе проводов Масленицы. Балаганы не выводили из Петербурга до самого конца ХIХ века. До начала 1870-х годов их размещали на Адмиралтейской площади, позднее – на Марсовом поле, и лишь в конце столетия гулянья переместили на окраину, к Семеновскому плацу.

Балаганы считались достоянием простого люда. Высшая знать провожала Масленицу с аристократическим изяществом – участвовала в грандиозных костюмированных балах в Зимнем дворце, в графских и княжеских особняках.

Императорские театры также не оставались в стороне от общего веселья. Как правило, на Масленицу представления смотрела царская семья. Директор императорских театров Владимир Теляковский зафиксировал в своем дневнике 1 февраля 1902 года приезд в Мариинский театр на балет «Баядерка» Николая II.

Согласно документу, государь тогда заметил своему окружению: «Я справляю Масленицу, а потому теперь днем в театре».

Российский император присутствовал также на бесплатных благотворительных спектаклях для студентов и учащейся молодежи, традиционно проводившихся на Масленицу в ведущих театрах.

Он даже лично беседовал со студентами. Императрица в это время встречалась с воспитанниками Театрального училища и раздавала коробки конфет всем без исключения.


Сны в стиле Гофмана 

Авторский «Щелкунчик» эпатажного Михаила Шемякина – пожалуй, самый парадоксальный спектакль в афише «Масленицы». В этой постановке Шемякин выступил как сценограф и постановщик.

Пластическое решение разработал Кирилл Симонов.

В «Щелкунчике» сохранены партитура Петра Чайковского и сценарный план Мариуса Петипа. Однако знакомая вроде бы балетная сказка представлена чередой жутковатых гротескных картин. Главный заводила волшебства Дроссельмейер – теперь не привычный добрый дядюшка с подарками, а настоящее исчадие ада.

Чародей развлекается как может: крыс превращает в людей, а людей – в безобразных животных. Сговорившись с кардиналом Крыселье, Дроссельмейер всячески стремится погубить юную Машу. Даже Щелкунчик в его злодейских руках уже не рождественский подарок, а коварная приманка.

Главная героиня словно застряла в кривом зазеркалье. Эта пугающая множественность пространства – главная интрига шемякинской постановки. Преображенный вальс снежинок – грандиозная находка художника. Мечется дикая, черная вьюга, увлекая Щелкунчика и Машу к тьме и смерти... Но сказка есть сказка – и все заканчивается хорошо. В финальный дивертисмент Михаил Шемякин вложил всю свою неистощимую художественную фантазию.


Любовь на фоне грузовиков 

Недавняя премьера театра – «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти в постановке французского режиссера Лорана Пелли (он же – автор костюмов и декораций) – гимн озорному веселью. Бойкая комедия о любви, обмане и наивной преданности мечте окутана облаком легких, летящих мелодий, словно искрящихся на южном солнце.

Шарлатан Дулькамаре продает дешевое вино за немалые деньги, выдавая зелье за волшебный эликсир. Ловкий обманщик артистично обводит вокруг пальца деревенских покупателей, не оставляя сомнений в чуде. И у многих есть основания верить мошеннику. Ведь простачок Неморино после изрядной порции любовного эликсира оказался первым парнем на деревне и обратил-таки на себя внимание строптивой красавицы Адины, о которой нежно вздыхал. А неожиданно свалившееся на него наследство – всего лишь совпадение.

Действие новой постановки Мариинского театра стилизовано под фильмы неореализма. На сцене – стога сена, трактора и грузовики послевоенных моделей. Но реалистичная обстановка ничего не упрощает в этой невероятной истории, напротив, лишь усиливает абсурдность происходящего.


Золушка 2000-х 

50-53_Afisha_Mari3.jpgБалет Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Алексея Ратманского – еще одна сказка, события которой нарочито перекликаются с днем сегодняшним.

Декорации Ильи Уткина и Евгения Монахова воспроизводят на сцене архитектуру современных дворцов. Королевский бал напоминает модную презентацию. Фея похожа на привокзальную попрошайку, отец Золушки – на забубенного пьяницу.

Принц путешествует по сомнительным клубам.

Казалось бы, современный быт на сцене не оставляет лазейки для волшебства.

Но действие направляет музыка Сергея Прокофьева, открывая новые пространства и смыслы в, казалось бы, самом привычном. Даже простые предметы начинают вести себя странно: люстра превращается в часы, неподвижные лестницы – в лабиринты. Герои также действуют вопреки общепринятым нормам поведения. Так, Золушка берет инициативу в свои руки и ради счастья с Принцем «роняет» второй башмачок прямо избраннику на голову. Что поделаешь, на дворе XXI век – девушки в открытых состязаниях завоевывают право стать принцессой.

При всей авангардности и ироничности постановки балет рассказывает о вечных человеческих ценностях – любви и чуде, о том прекрасном, что есть в каждом из нас. И окончательной победой над унынием реальности становится финальный танец балетной труппы Мариинского театра, который звучит красноречивее любых слов.


Картина маслом 

О приходе весны возвестил оркестр под управлением Валерия Гергиева. Фото: ВАЛЕНТИН БАРАНОВСКИЙНа Масляной неделе в Мариинке обычно устраивают не только спектакли, но и уникальные концерты. В этот раз солист оперы баритон Василий Герелло исполнил старинные русские романсы. Концерт из цикла «В мире легенд и преданий» стал своего рода «экскурсией» по великолепной тетралогии Вагнера. В Белом фойе театра у Царской ложи играли академические камерные ансамбли и квинтет из Русского оркестра имени В.В. Андреева. Центральным событием фестиваля стал концерт оркестра под управлением Валерия Гергиева, исполнившего музыку Глинки, Чайковского, Прокофьева и Щедрина. Солировала молодая скрипачка Алина Ибрагимова.

Под занавес Масленицы закатили бал.

По традиции, на студенческом масленичном балу в Санкт-Петербургском университете собрались студенты разных вузов. Звучала музыка в исполнении оркестра и солистов Мариинского театра. Артисты балета провели для собравшихся мастер-класс по бальным танцам.




21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП