Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (29) 2010

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Эволюция революционера
Эволюция революционера
Петр Кончаловский в своем творчестве прошел путь от бунтаря до классика

Выставка «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда» оказалась одной из самых интересных экспозиций Третьяковской галереи за последнее время. Этот масштабный проект стал не только собранием работ живописца, но явился также смелой попыткой исследования художественного метода мастера. Организаторы экспозиции сосредоточились на раннем периоде творчества художника, представив ряд малоизвестных работ из его личного архива, из Русского музея, Фонда Петра Кончаловского, а также частных собраний. Официальным спонсором выставки выступил банк ВТБ. Текст Елена Губайдуллина. Фото Игорь Василевич

ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ ПОЗНАВАЛИ ТВОРЧЕСТВО КОНЧАЛОВСКОГО: РАЗДЕЛЯЛИ ПОИСКИ ХУДОЖНИКА, СОЧУВСТВОВАЛИ ЕГО СОМНЕНИЯМ, ВОСТОРГАЛИСЬ ОТКРЫТИЯМ И ОЗАРЕНИЯМ

Путешествуя по просторным залам Инженерного корпуса, неспешно переходя от картины к картине, приближаясь к полотнам и удаляясь от них, посетители выставки познавали творчество Кончаловского: разделяли поиски художника, сочувствовали его сомнениям, восторгались открытиями и озарениями. Свои догадки можно было подтвердить размышлениями самого художника: цитатами Петра Петровича Кончаловского об искусстве организаторы сопроводили каждый раздел выставки, посвященный различным периодам творчества мастера.

1907–1910 годы. Художник с семьей живет во Франции, много работает, участвует в выставках, жадно впитывает художественные впечатления. Картины Гогена, Ван Гога, Матисса заставляют многое переосмыслить в творчестве, а полотна Сезанна становятся ориентиром на годы вперед. Кончаловский переводит на русский язык книгу о Сезанне – и тайны творческого метода великого француза будут вдохновлять его на протяжении всей жизни. Преклоняясь перед сезанновским видением мира, он пытался освоить метод кумира в цветопередаче и построении пространства, в поиске точки опоры всей композиции. Однако изучение новаторских методов Сезанна не помешало становлению собственного почерка. Стремительность кисти, энергия, сила и свет отличают французские пейзажи Кончаловского.

«С Петром Петровичем я был на «ты», - так открыл выставку своего деда режиссёр Андрей Кончаловский (фото: Александр Панов)

Индивидуальны и остры работы испанской серии, где бой быков напоминает танец, а диковатое народное фанданго изображено как схватка. Картины Кончаловского той поры похожи на артистичные жесты, не терпящие возражений и туманных трактовок. Недаром артистическое объединение, одним из лидеров которого был Кончаловский, называлось просто и ясно для его современников – «Бубновый валет». До 1917 года так называли каторжников, проходивших по политическим статьям. А на карточном жаргоне бубновым валетом именовали плутов и мошенников. Это был ответ на претенциозность и утонченность, характерные для художественной жизни того времени. «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи… Существующая живопись казалась сплошь тривиальной, мещанской; хотелось живописи, приближавшейся по стилю к средневековым фрескистам; вспоминали Джотто, Кастаньо, Орканья и других мастеров. Это был для нас всех своего рода период «бури и натиска», – поясняет Петр Кончаловский.

Один из таких вызовов – знаменитый портрет художника Г.Б. Якулова, иронично изображенного в образе воинственного восточного князя. Картина и сейчас производит сильное впечатление, а эмоции ее первых зрителей и вовсе зашкаливали: «Один «остряк» из зрителей прямо написал под портретом на выставочной стене – «дурак». Вот как просто и откровенно тогда было», – признавался художник в своих воспоминаниях.

ПОРТРЕТЫ ЖЕНЫ И ДЕТЕЙ КРАСНОРЕЧИВО ПОДТВЕРЖДАЮТ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ДЛЯ ХУДОЖНИКА. ВСЕ СВОИ РАБОТЫ КОНЧАЛОВСКИЙ ПРЕДСТАВЛЯЛ НА СУД СУПРУГИ. И, ЕСЛИ ОНА НЕ ОДОБРЯЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ, КАРТИНА БЕЗЖАЛОСТНО ЗАГРУНТОВЫВАЛАСЬ

Яркие и вызывающие полотна дореволюционного Кончаловского сегодня уже не провоцируют зрителей на дерзости, скорее располагают к глубоким размышлениям. Картины, написанные в разное время на одну тему, рассказывают не только об эволюции художника, но и о его личностных качествах, жизненных принципах. Сопоставление трех семейных портретов, размещенных на выставке друг подле друга, – находка автора экспозиции Ирины Вакар. Полотна красноречиво подтверждают значение для художника семейных ценностей. Все свои работы Кончаловский представлял на суд супруги – Ольги Васильевны, дочери великого Сурикова. И если она не одобряла художественный замысел, то картина безжалостно загрунтовывалась. Очевидно, какую огромную роль в жизни мастера сыграли его жена и дети – Михаил и Наталья.

Портреты родных Кончаловский писал всю жизнь. С годами он отказался от эпатирующей условности и все больше обращался к канонам академической живописи. Но Кончаловский-авангардист виден даже в самых зрелых, самых реалистичных работах художника. Не перекликается ли спокойный, миролюбивый образ на портрете Алексея Толстого начала 40-х годов ХХ века с давним скандальным изображением Якулова? Изменился стиль письма, но остался парадокс восприятия героя – соединение пиетета и иронии, гиперболизм в деталях.

Глава ВТБ Андрей Костина на открытии выставки (фото: Александр Панов)

Кончаловский знал цену добротным вещам, умел постигать их суть. Натюрморты, представленные на выставке, во всей полноте раскрывают любовь художника к красоте предметного мира. От ранних «Хлебов» и «Бегоний», дразнящих резкими контрастами, до поздних, тщательно выписанных «Сирени», «Пионов», «Яблок в решете» и «Всякой снеди» – огромный путь трудов, поисков, размышлений.

«Для меня неоспоримо одно: картина может быть создана лишь в эпоху полноты развития художественной жизни и определенной устойчивости понятий в искусстве, в эпоху полного владения тем художественным методом, который дает живописи полноценную качественность и вместе с тем способен охватывать и отражать самый дух своей эпохи», – считал Петр Петрович Кончаловский. Его монографическая выставка, устроенная Третьяковской галереей, подтверждает тезис мастера.

Кончаловский-авангардист виден даже в самых зрелых и реалистичных работахОбраз Алексея Толстого на портрете лишь на первыйвзгляд кажется спокойным и миролюбивым


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП