Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (29) 2010

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

«Мариинка» меняет декорации
«Мариинка» меняет декорации
150 лет оваций

В начале осени Мариинский театр отметил юбилей – 150 лет со дня открытия своего здания. В праздничном гала-концерте участвовали мировые звезды первой величины – солисты труппы и гости. Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Владимир Галузин, Ольга Бородина, Натали Дессей, Денис Мацуев и многие другие отдали дань сцене-юбилярше. Оркестром управлял маэстро Валерий Гергиев. Неудивительно, что нарядный зал на Театральной площади, так много значащий для всех поклонников высокого искусства, в тот вечер был заполнен до отказа. Текст Елена Губайдуллина. Фото Евгений Ворошилов

В Юбилейный вечер на сцене Мариинки блистали звёзды первой величины (фото: Евгений Ворошилов)

Непросто было попасть в Мариинку и на следующий день, когда балет «Лебединое озеро» посетил премьер-министр России. На торжественном приеме Владимир Путин обратился к тем, кто помогает знаменитому театру: «Я поздравляю всех друзей, попечителей и партнеров Мариинского театра со 150-летием. Благодарю вас за внимание и поддержку Мариинского театра. Ваше внимание к нему подчеркивает его, как минимум, общеевропейское значение: здесь действительно очень хорошая труппа, с блестящими традициями, и последние годы под руководством Валерия Гергиева театр успешно развивается».

БАНК ВТБ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОМОЩНИКОВ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ТРУППЫ. ФИНАНСОВОЕ УЧАСТИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СПОНСОРА УЖЕ МНОГО ЛЕТ СПОСОБСТВУЕТ ПОЯВЛЕНИЮ ЯРКИХ ПРЕМЬЕР В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ

Активная творческая жизнь такого огромного театра, как Мариинский, невозможна без спонсорской поддержки. Банк ВТБ – один из основных помощников выдающейся труппы. Значительное финансовое участие генерального спонсора уже несколько лет подряд способствует появлению ярких премьер, помогает в проведении масштабных фестивалей Мариинского театра. «Мы вносим средства в фонд Мариинского театра, которые расходуются, я думаю, главным образом на новые постановки. Театр экспериментирует, много занимается современным искусством», – отметил президент – председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Истинный меценат чтит не только современные достижения, но и историю любимого театра. Благодаря поддержке банка ВТБ в 2002 году в фойе театра, носящего имя императрицы, установлены бюсты Марии Александровны и балетмейстера Мариуса Петипа, которому театр обязан своей великой славой.

 

Архитектурные па

Попасть в Мариинку в юбилейный вечер было непросто

Главный музыкальный театр Санкт-Петербурга гораздо старше дома, в котором располагается вот уже полтора десятка лет. Архитектурная история театра богата и разнообразна. Указ Екатерины Второй об учреждении в Петербурге «публичного русского комедиального зрелища» был издан в 1773 году, а здание, достойное подобных зрелищ, отстроили только спустя 10 лет. Немалые силы и средства были затрачены не напрасно: грандиозный Большой Каменный театр впечатлял своим великолепием, превосходя многие театральные здания европейских столиц того времени. Колоннада парадного фасада настраивала на возвышенный лад еще до входа в театр. Чудесным казался и зрительный зал – интерьер, богато украшенный лепниной и росписью, соперничал с убранством дворцов высшей знати. Фойе и коридоры, царская ложа, партер и ярусы освещались мириадами свечей и масляных фонарей. Все обещало волшебство и тайну. Фантастические картины, возникавшие на сцене, переносили в мир грез и иллюзий. Чудесам способствовали и подробнейшие декорации, и оптические обманы, и театральная машинерия. В балетах Шарля Дидло поэтичные танцы нередко заканчивались удивительными полетами под колосники, и только самые пытливые зрители понимали, что «в заоблачные дали» актеров поднимали невидимые тросы. Система люков, а также различные хитроумные приспособления позволяли устраивать на сцене «кораблекрушения», «землетрясения» и другие грандиозные эффекты.

Архитектурная история Мариинки богата и разнообразна. На фото: здание театра, начало XX века (фото: из фотоархива Михаила Золотарёва)

Театр был не только развлечением. Часто встречающиеся в репертуаре сюжеты из античной мифологии носили, в том числе, и нравоучительный характер. Увлечение античностью сказалось на внешнем облике здания: торжественно-монументальное творение архитектора Антонио Ринальди сравнивали с древними храмами. Здание венчала статуя богини Минервы. Покровительница искусств и ремесел, восседавшая на вершине фронтона, не только украшала, но и «защищала» театр – копье в ее руках служило громоотводом, а под крышей, неподалеку от скульп­туры, располагались водохранилища с насосами. Большой Каменный театр неоднократно перестраивался и улучшался, но, несмотря на предосторожности, не избежал самой настоящей, не бутафорской, катастрофы. В пламени, полыхавшем двое суток в самом начале 1811 года, выгорело практически все здание.

Шарль Дидло ставил балеты, прославившие Мариинку в начале XIX века (фото: из фотоархива Михаила Золотарёва)

Через семь лет театр восстановили по проекту архитектора Тома де Томона. 3 февраля 1818 года огромный зал, украшенный шелками и бархатом голубого цвета, нарядной позолотой и белой лепниной, принял первых зрителей. Давали пролог «Аполлон и Паллада на Севере» и балет Шарля Дидло «Зефир и Флора» композитора Катарино Кавоса. Вскоре к работе в театре подключился сын композитора – Альберт Кавос, выбравший профессию архитектора. Зодчий, унаследовавший от отца музыкальный слух, много внимания уделял театральной акустике и сделал немало технологических открытий. Альберт Кавос руководил ремонтами и перестройками, постоянно совершенствуя здание.

Здание Мариинского театра, только что отметившее круглую дату, построено также по его проекту. История строительства не обошлась без приключений и превращений.

В 1849 году рядом с Большим Каменным вырос театр-цирк. Кавос спроектировал его по поручению дирекции императорских театров, вдохновленной успехом и большими сборами от конных представлений. Однако интерес публики к цирку быстро угас, и тогда помещение основательно перестроили: огромную арену превратили в партер с рядами кресел, а на сцене стали играть драматические спектакли. Принять окончательный вид театру опять «несчастье помогло» – пожар, бушевавший в 1859 году, оставил стены да перекрытия. Здание отстроили быстро, всего за год. 2 октября 1860 года театр, названный Мариинским, торжественно открылся оперой Глинки «Жизнь за царя».

 

Петипа и императоры

Александр II восхищался балериной Марией Тальони (фото: из фотоархива Михаила Золотарёва)

Во вновь отстроенном театре исполнялись оперы. Балетная труппа не спешила переезжать и продолжала выступать на привычной сцене Большого Каменного, отлично механизированной для чудесных феерий. Переезд состоялся в 1886 году, когда из-за обветшавших внутренних конструкций старое здание закрыли. Вот что по этому поводу писали «Санкт-Петербургские ведомости»: «Большой театр обречен на многолетнее запустение, а балет и русская опера окончательно воцарились в Мариинском. Театр этот значительно освежили: навели новую позолоту, во всех ярусах лож газовое освещение заменили электрическим, устроили паровое отопление, значительно понизили помещение оркестра и тому подобное. <….> Сцена Мариинского театра, превосходя шириной сцену Большого, значительно уступает ей в глубине. Это обстоятельство давало повод предполагать, что многие перспективные эффекты будут теряться на новой балетной сцене. Однако в балете «Дочь Фараона», данном в честь открытия сезона, мы этого не заметили, и в декоративном отношении все осталось по-старому».

Мариус Петипа, возглавлявший петербургский балет более 30 лет, поднял его уровень на неслыханную высоту (фото: из фотоархива Михаила Золотарёва)

Театральные техники быстро привыкли к неслыханному в те годы новшеству – электричеству и умело освещали утопавшие в роскоши постановки. Императорский Мариинский театр щедро субсидировался двором, царская фамилия нередко посещала спектакли, повышая престиж театрального искусства. Венценосные особы свободно наведывались на репетиции и даже давали исполнителям высочайшие режиссерские указания. Мемуары Петипа сохранили истории о том, как Николай I разучивал с Фанни Эльслер ружейные приемы в большом па с ружьем в балете «Катарина, дочь разбойника», а Александр II настоятельно просил возобновить «Деву Дуная», которую он видел в детстве с участием Марии Тальони.

ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ И ВЫСШАЯ ЗНАТЬ УВЛЕКАЛИСЬ БАЛЕТОМ. ВЕНЦЕНОСНЫЕ ОСОБЫ СВОБОДНО НАВЕДЫВАЛИСЬ НА РЕПЕТИЦИИ И ДАЖЕ ДАВАЛИ ИСПОЛНИТЕЛЯМ ВЫСОЧАЙШИЕ РЕЖИССЁРСКИЕ УКАЗАНИЯ

Императорская семья и высшая знать увлекались балетом, любили балы и торжественные парады. В свою очередь и труппа перед высокой публикой старалась предстать в лучшем свете. Мариус Петипа, возглавлявший петербургский балет более 30 лет, поднял его уровень на неслыханную высоту. Искусство великого балетмейстера не только отвечало запросам времени, но и намного опережало его. В эпоху Петипа хочется возвращаться снова и снова. Именно поэтому около 10 лет назад в Мариинском театре реконструировали главный шедевр Петипа – «Спящую красавицу». В балетной феерии отразились и версальские маскарады Людовика XIV, и придворные балы в Зимнем дворце.

Фантазия Петипа казалась неисчерпаемой. Он мог превратить в танец блеск бриллиантов и цветение роз, фиалок и сирени, кружение метели и переливы радуги. Секреты своего творчества балетмейстер раскрывал в одной короткой фразе – «Стремись к красоте, грации и гармонии и не признавай других законов».

 

Прима-повелительница

Императорский балет отражал не только великолепие царского двора, но и его этикет, и строгую иерархию. Вокруг примы, вознесенной на недосягаемую высоту, выстраивалась сложная система «ступенек» и «подножий». Ажурные танцы кордебалета, ансамбли корифеек, па-де-катры и па-де-труа – своего рода хореографический дворец, изысканное обрамление, усиливающее триумф балерины.

Кшесинская (фото: из фотоархива Михаила Золотарёва)

Триумф, сопровождавшийся поклонением и преклонением «подданных». Пожалуй, никому не удавалось так долго и полновластно удерживать высокий театральный статус примы (на сцене и в жизни), как Матильде Кшесинской. Драматического таланта ей было не занимать – история балета богата легендами об исполнении ею Эсмеральды. Высокая работоспособность помогла потеснить серьезных соперниц – итальянских виртуозок. Кшесинская крутила 32 фуэте не хуже Вирджинии Цукки.

Помогли также знакомства в высшем свете. Жертвой капризов Матильды Великолепной оказался даже директор императорских театров Сергей Волконский. Однажды Кшесинская самовольно заменила театральный костюм, и Волконский попытался призвать к дисциплине зазнавшуюся приму. Вслед за распоряжением оштрафовать балерину директору пришлось писать рапорт об отставке.

Кшесинская охраняла свое первенство в театре. Так, ей удалось сорвать дебют сильной конкурентки – Ольги Преображенской в балете «Тщетная предосторожность». На фоне реалистичных декораций пасторального балета располагалась клетка с живыми курами. В злосчастный момент она внезапно открылась – и куры разбежались по сцене. Дебютантке было не до вариаций. Организацию «птичьего переполоха» театральная молва приписывает именно Кшесинской.

 

Бунт Шаляпина

Оперы на сцене Мариинки соседствуют с балетом уже более века

Шло время, менялись стили, вкусы, авторитеты. Единовластие примы-интриганки нарушили гениальные Анна Павлова и Тамара Карсавина. Молодой, полный сил Михаил Фокин сочинял балеты, смело и свободно переосмысливая строгие классические каноны (получив, кстати, одобрение от самого Петипа). Мариинский прощался с ХIХ веком и вступал в эпоху режиссерского театра, в эпоху синтеза искусств. С Императорским театром начали сотрудничать живописцы Константин Коровин и Александр Головин, режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд, подчинявшие искусство музыкального театра сложным художественным идеям. Великие Леонид Собинов и Федор Шаляпин привнесли в оперные партии драматизм и глубину. Рутинные спектакли, попросту демонстрирующие певцов на фоне условного места действия, еще оставались в репертуаре, но передовой публике казались вчерашним днем. Титаны русского театра понимали, что в их спектаклях нет места ничему случайному.

ФЁДОР ШАЛЯПИН ПРИВНЁС В ОПЕРУ ДРАМАТИЗМ И ГЛУБИНУ. ОН БЫЛ ВНИМАТЕЛЕН К МЕЛЬЧАЙШИМ ДЕТАЛЯМ: ТАК, ОТКАЗЫВАЛСЯ ПЕТЬ ГАЛИЦКОГО В «КНЯЗЕ ИГОРЕ» ИЗ-ЗА... ПАРИКА, КОТОРЫЙ НЕ ПОДХОДИТ К ОБРАЗУ

О том, какое значение мельчайшим деталям постановок придавал Федор Шаляпин, не раз вспоминали его современники. В мемуарах Александра Головина, много лет проработавшего в Мариинском театре, есть яркий рассказ о том, как Шаляпин отказывался петь Галицкого в «Князе Игоре». Виной происшествия стал парик, «завитой, как баран». По мнению великого баса, он совершенно не подходил к образу разгульного князя. Но роковое несоответствие выяснилось поздно. «Оркестр уже играл увертюру. Шаляпину скоро предстояло выступать, и его отказ срывал весь спектакль: заменить его было некем. Случилась настоящая паника. Увертюра приближалась к концу, пора было поднимать занавес, а Шаляпин неистовствовал. Он упорно отказывался петь… Что было делать? Как выйти из положения?» Художник рассказывал, что ему пришлось звонить директору Владимиру Теляковскому, а в это время в темном зале к дирижеру в буквальном смысле подполз сотрудник театра и передал просьбу задержать увертюру. За пультом стоял опытнейший Эдуард Направник. Пожилой дирижер пришел в ужас от неожиданного «пришельца из тьмы», но быстро сориентировался и незаметно для публики перешел к повтору увертюры. За это время удалось уговорить Шаляпина и починить разорванный им в гневе костюм. На злополучном парике бунтарь живописно взлохматил аккуратные кудри.

 

Особая страна

Описывая острое театральное происшествие, Головин рассказал не только о повышенной требовательности гения, но и о высоком профессионализме сотрудников театральных служб. В живом искусстве театра многое, если не все, зависит от слаженности и собранности тех, кого не видит зритель, – реквизиторов, костюмеров, помощников режиссеров, монтировщиков декораций… Мариинский театр – особая страна, с множеством обособленных, но тесно связанных между собой «городов». Производственные цеха, отделы и подразделения, кабинеты и репетиционные залы, библиотеки и хранилища… Площади закулисных и внутренних помещений Мариинки во много раз превосходят зрительскую часть, но их все равно не хватало и не хватает.

Мариинский театр - символ живого искусства

«Со стороны площади у Мариинского театра вырастает уже новый фасад, который по недостатку времени в этом году так и будет оставлен вчерне. Внутри театр имеет теперь оригинальный вид. Сцена заставлена лесами, под партером прямо с улицы проложена крохотная железная дорога, по которой подвозятся строительные материалы. В коридорах вместо потолка прямо видно небо, так как крыша разобрана. Дождливая погода сильно мешает работам, тем не менее нельзя не удивляться энергии, с какой они ведутся», – так в 1894 году репортер журнала «Театральная библиотека» освещал один из первых серьезных ремонтов Мариинки.

За 150 лет здание Мариинского театра неоднократно реконструировалось. В конце ХIХ века меняли перекрытия, обновляли фасад, пристраивали дополнительный корпус. В 1944 году театр пришлось восстанавливать после фашистских бомбежек. В ходе масштабной реконструкции 1960-х годов было пристроено левое крыло.

Сегодня опере и балету прославленного театра тесно в старых стенах

Сегодня опере и балету ведущего театра мира вновь тесно в старых стенах. Деятельный маэстро Валерий Гергиев, более 20 лет возглавляющий Мариинку, своей кипучей энергией заражает весь коллектив: оперные и балетные труппы выпускают свыше 10 премьер в сезон. И готовы ставить еще больше – ждут только нового здания. Оно строится неподалеку и уже неофициально названо «Мариинкой-2». В новом театре все будет организовано по последнему слову техники, а строительству не помешают ни дождь, ни снег. «Мариинку-2» предполагают открыть через год.

Символом Мариинского театра навсегда останется его неповторимый зал (фото: Евгений Ворошилов)

И все же символом Мариинского театра навсегда останется его неповторимый зал. «На свете едва ли существует более приветливое театральное помещение, нежели необычайно просторный, воздушный зал Мариинского театра, построенный с таким расчетом, чтобы с каждого места, будь то последнее кресло в ложе или самое крайнее место в «парадизе», открывалась вся сцена. Но и декоративная отделка зала Мариинского театра – в своем роде совершенство. Стиль «рококо Луи Филиппа», в котором выдержаны его орнаменты, сейчас не пользуется признанием, однако система этого декора необычайно грациозна и лишена какой-либо навязчиво­сти, а комбинация голубых драпировок лож и обивки барьеров и кресел с позолотой на общем фоне создают гармонию удивительной праздничности и в то же время уюта». Искренние и светлые впечатления художника Александра Бенуа, внука построившего театр архитектора Альберта Кавоса, разделяет каждый, кто хотя бы раз побывал в прославленном здании Мариинского театра.



21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП