Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 (28) 2010

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Небесный скороход
«Уральские авиалинии» идут на обгон

В ПЕРИОД КРИЗИСА РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ МАССОВО СОКРАЩАЛИ ОБЪЕМЫ ПЕРЕВОЗОК. ОДНАКО «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ» ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВТБ СМОГЛИ НЕ ТОЛЬКО НЕ «СБАВИТЬ ОБОРОТЫ», НО И СУЩЕСТВЕННО УВЕЛИЧИТЬ ДОЛЮ РЫНКА. ПРИ ЭТОМ КОМПАНИЯ ПЛАНИРУЕТ В 2010 ГОДУ УДВОИТЬ ЧИСЛО AIRBUS В СВОЕМ ПАРКЕ И В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ВОЙТИ В ПЯТЕРКУ КРУПНЕЙШИХ АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ СТРАНЫ. О ТОМ, КАК «УРАЛЬСКИМ АВИАЛИНИЯМ» УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПЕРИОД КРИЗИСА И ЗА СЧЕТ ЧЕГО ПРЕДПРИЯТИЕ ПЛАНИРУЕТ НАРАЩИВАТЬ ОБЪЕМЫ ПЕРЕВОЗОК В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ЖУРНАЛУ «ЭНЕРГИЯ УСПЕХА» РАССКАЗАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ СЕРГЕЙ СКУРАТОВ. ТЕКСТ АНТОН ПОЛЯКОВ

Сергей Николаевич, как ваша компания встретила пик недавнего кризиса?
Безусловно, кризис не прошел для нас незамеченным. Как, впрочем, и для всех на рынке. Спад оказался значительно глубже, нежели в памятном 1998 году. Этому способствовал ряд субъективных и объективных факторов. В первую очередь следует отметить беспрецедентную панику, которая началась в банковских кругах по поводу возможных невозвратов кредитов. И мы, «Уральские авиалинии», надежные заемщики, не допустившие ни одной просрочки за последние полтора десятка лет, были вынуждены с большим трудом привлекать заемные ресурсы. Правительство, конечно, поддержало банковский сектор и предоставило ему финансирование, но до конечных потребителей этих средств – предприятий деньги доходили долго и тяжело.

Насколько снизились объемы перевозок вашей компании в период финансовой нестабильности в стране?
Если в целом по отрасли за 2009 год снижение составило около 9%, то наши объемы не упали. Более того, в октябре – декабре 2009 года мы увеличили объем перевозок пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 24%. В 2010-м мы также ощущаем рост пассажиропотока. Так, в январе этого года мы перевезли на 53% больше людей, чем в том же месяце прошлого года. В феврале рост составил 35%, в марте – 32%. Всего за первый квартал 2010 года прирост пассажиропотока составил 40%. Мы ожидаем, что в целом 2010 год закончится ростом числа пассажиров на 25%.

За счет чего вам удалось добиться таких результатов?
Многие факторы оказали влияние. Во-первых, несмотря на кризис, мы сумели существенно увеличить парк Airbus. Во второй половине 2009 года получили шесть новых лайнеров. Поставка была задержана примерно на полтора месяца, вследствие чего мы не смогли вывести новые машины на маршруты в период летнего пика сезона. Это, разумеется, негативно сказалось на показателях нашей компании. Тем не менее увеличение парка Airbus в два раза (до двенадцати машин к концу минувшего года) дало существенный позитивный эффект: нам удалось продемонстрировать значительное увеличение объемов перевозок.
Вторым направлением, благодаря которому мы увеличили долю рынка, стало расширение географии полетов. Мы стали создавать мини-базовые аэропорты (помимо Екатеринбурга), из которых «Уральские авиалинии» будут осуществлять значительную часть перевозок. Начали полеты из Санкт-Петербурга, открыли направления из Москвы и Самары. Диверсификация рынка по географическому признаку позволила обеспечить загрузку наших рейсов, в том числе новых лайнеров.

Какие последствия кризиса вы наблюдаете в отрасли помимо снижения пассажиропотока и банкротства ряда игроков?
Некоторые авиакомпании откровенно демпингуют. Ряд перевозчиков пытается увеличить долю рынка за счет уменьшения стоимости билетов – ниже уровня рентабельности. Результатом этой политики является то, что другие авиакомпании также вынуждены снижать тарифы, чтобы не остаться «за бортом». На первом этапе это бесспорный плюс для пассажиров, однако в дальнейшем подобная тактика может обернуться как против них, так и против самих авиаперевозчиков.

Как вы оцениваете перспективы рынка в период выхода отрасли из кризиса?
Перспективы рынка достаточно радужные. У граждан проснулся отложенный спрос на авиаперевозки. Нарастающий с начала года (за пять месяцев 2010-го) прирост пассажиропотока нашей авиакомпании держится на уровне 40%. Это непривычные для отрасли цифры. Когда я разговариваю с иностранцами и озвучиваю данный показатель, они смотрят на меня с недоверием. И это неудивительно: на Западе высокими темпами прироста пассажиропотока за квартал можно считать, например, 5%, но никак не 40. Это фантастические для них цифры.
Продолжаются разговоры о консолидации рынка. Некоторые говорят о том, что две-три компании могут чуть ли не монополизировать отрасль. Я считаю это неправильным. На рынке должно быть не менее 30 перевозчиков. Кстати, в любой западной стране работают именно столько авиакомпаний, и этот показатель позволяет поддерживать достаточный уровень конкуренции. Конечно, о многих местных авиаперевозчиках в той же Германии или Франции наши соотечественники никогда не слышали. Существует расхожее мнение, что в Германии работает одна Lufthansa, а между тем AIRBerlin подбирается к ней вплотную
и в скором времени может стать крупнейшей немецкой авиакомпанией.

Но AirBerlin – авиакомпания сегмента лоу-кост, а отечественный рынок в этом смысле пока еще слабо развит…
Лоу-кост в чистом виде, как в Европе, то есть снижение расходов авиакомпании всеми возможными и разумными средствами, в России маловероятен. У нас монополизирован рынок авиационного керосина. Посредники закладывают чрезвычайно большую маржу в цену заправки топлива и его хранения. Значит, на выходе мы получаем одну из самых высоких в мире цен на авиационный керосин, а это существенная часть стоимости билета. Тут не поможет ни отсутствие обедов для пассажиров, ни использование «вторичных» аэропортов и «неудобного» времени вылета – цена перелета все равно будет значительной. Нужно немедленно ввести госрегулирование тарифов на хранение и услугу по заправке топливом в аэропортах и убрать спекулятивную составляющую.

В чем должна заключаться помощь государства региональным авиакомпаниям? Речь идет о субсидировании ставок по кредитам, отмене ввозных пошлин на самолеты или о чем-то еще?
В первую очередь пошлины. В текущем году наша авиакомпания заплатит таможенных пошлин и НДС на сумму 1,3 млрд руб. – огромные деньги. Мы могли бы пустить их на развитие компании, увеличение количества самолетов и расширение географии перевозок. Ведь сейчас, если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, наша страна весьма слабо обеспечена внутренними перевозками. Так, «Оренбургские авиалинии» ориентируются в первую очередь на чартерные рейсы за рубеж. На севере Тюменской области работает «Ютэйр», на Урале – «Уральские авиалинии», и это уже 1600 км от Москвы. Еще через 1600 км – авиакомпания «Сибирь» с базовым аэропортом в Новосибирске. Дальше только «ВладивостокАвиа». Из крупных авиакомпаний пространство от Урала до окраин покрывают только «Уральские авиалинии», «Сибирь» и «ВладивостокАвиа».

Каким в среднесрочной перспективе видите место вашей компании?
В настоящее время мы седьмые по перевозкам, в ближайшие год-два рассчитываем занять шестую или пятую строчку рейтинга. В апреле мы получили еще два Airbus, и теперь у нас 14 машин. В течение двух лет мы планируем нарастить парк до 20 лайнеров такого класса.

За счет каких средств идет увеличение парка?
Это и заемные деньги, и собственные средства авиакомпании. На увеличение парка приходится расходовать собственную прибыль. Но в первую очередь это, конечно же, заемные ресурсы. В том числе банка ВТБ.

Ваше сотрудничество с банком началось фактически в разгар финансового кризиса. Как строились взаимоотношения в столь непростой период?
Нужно отдать должное партнерам – коллектив банка быстро сориентировался в изменившейся обстановке. Не говоря уже о том, что ВТБ как инновационный банк стремится кредитовать высокотехнологичные отрасли, в том числе авиацию. Несмотря на тяжелое время в начале и середине кризиса, мы нашли понимание у партнеров и получили не только заемные ресурсы, но и госгарантии. Особо отмечу: заявку на предоставление госгарантий подавали сразу несколько авиакомпаний, но до финиша дошли только три игрока – мы, «Сибирь» и «Трансаэро». Процесс был непростым, но нам очень помог ВТБ: команда банка помогла правильно подготовить всю необходимую и весьма обширную документацию в рекордно короткие сроки. Еще раз отмечу, что с этой кредитной организацией нам работать значительно легче, чем со многими другими, в том числе крупными государственными, финансовыми структурами.

Кто был инициатором получения госгарантий? Вы обратились к банку с просьбой помочь в их получении или банк сам предложил поучаствовать в этом процессе?
Движение было двусторонним. ВТБ понимал, что мы качественные заемщики и вернем ссуду. К тому же в банке отдавали себе отчет, что маржа бизнеса авиаперевозок не такая значительная, как у нефтяников или металлургов, и составляет всего 5–7%. И ВТБ сделал нам интересное кредитное предложение, в то время как отдельные банки, получив помощь от государства, выделяли финансирование бизнесу под суперкоммерческие проценты. При существующей рентабельности бизнеса авиаперевозок мы не могли себе позволить пользоваться столь дорогими займами.

 

АЛЕКСАНДР ПАРАМОНОВ
Управляющий филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге

СТАВКИ ПО КРЕДИТАМ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫШЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ. НО ВСЕ РАВНО МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ВПОЛНЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ УСЛОВИЯ. В ЧАСТНОСТИ, «УРАЛЬСКИМ АВИАЛИНИЯМ» МЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СТАВКУ НА 2% НИЖЕ, ЧЕМ СБЕРБАНК

Какие еще совместные с ВТБ проекты у вас есть помимо кредитных сделок?
Мы работаем с банком достаточно давно. Одним из последних совместных проектов стал выпуск кобрендинговых карт с ВТБ24. С их помощью можно не только оплатить товары и услуги, но и накопить бонусные баллы, которые обмениваются на премиальные полеты.
ВТБ по-настоящему фантастически сработал в вопросе замены обеспечительных депозитов резервными аккредитивами. Иными словами, когда мы приобретаем за рубежом самолеты по лизинговым схемам, то в качестве обеспечения должны положить значительные средства на депозит. Эти деньги фактически лежат мертвым грузом, не «работают», а значит, не приносят прибыли. Банк ВТБ помог нам изменить схему: теперь вместо депозитов, на которые приходилось класть «живые» деньги, наши поставщики получили гарантии в виде аккредитивов.

Через какие компании вы оформляли договоры финансовой аренды авиалайнеров? Рассматривалась ли в качестве оператора компания «ВТБ-Лизинг»?
В сделке участвовали сразу несколько иностранных компаний. С «ВТБ-Лизинг» мы встречались и уже обсуждали возможность совместной работы, но контракт пока не подписан. При этом очень надеемся на то, что сможем договориться и лизинговое подразделение группы ВТБ предложит нам интересные условия сотрудничества.
Договоры лизинга мы заключали еще до кризиса, примерно за восемь месяцев до того момента, когда финансовые проблемы добрались до России. Тогда наблюдался поступательный рост рынка в целом и объемов перевозок в частности. Взяв лайнеры в лизинг, мы рассчитывали на продолжение роста рынка.

Чего вы в первую очередь ждете от банков, с которыми сотрудничаете?
Оперативности. Например, необходимо вовремя пересматривать стоимость кредитов в зависимости от изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сейчас некоторые кредитные организации затягивают рассмотрение данного вопроса на месяцы, а хотелось бы, чтобы это происходило за одну-две недели после принятия решения Центробанком.
На мой взгляд, провести анализ экономического состояния компании можно в считанные часы, особенно если банк работает с ней достаточно давно. Зачем тянуть с принятием решения? На примере предоставления госгарантий нашей компании взаимная выгода оперативного решения заметна наиболее ярко. При этом госгарантии нам обещал не только ВТБ, но и Сбербанк, и Газпромбанк. Но ВТБ оказался быстрее, а значит,
выиграл в конкурентной борьбе.

ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»

Cоздано в 1993 году на базе Свердловского авиапредприятия. По результатам 2009 года авиакомпания занимает 7-е место в рейтинге ведущих авиаперевозчиков РФ по количеству перевезенных пассажиров и по пассажирообороту. В 2009 году услугами «Уральских авиалиний» воспользовались 1 497 443 пассажира.

Авиакомпания выполняет полеты:

  • по городам России – 32 направления (связь между парами городов). В 2009 году было открыто пять новых рейсов;
  • по городам СНГ – 8 направлений (связь между парами городов). В 2009 году было открыто 10 новых рейсов;
  • в страны дальнего зарубежья – 45 направлений, из них 13 – на регулярной основе.

Парк воздушных судов авиакомпании – это 23 пассажирских самолета:

  • ИЛ-86 – 4 шт.
  • ТУ-154Б – 7 шт.
  • ТУ-154М – 4 шт.
  • АН-24 – 3 шт.
  • Аэрбасы – 14 (лизинг)

Расчетный счет в банке ВТБ открыт 28.02.2008.
Кредитная история ведется с марта 2008 года.
Кредитный лимит – на сумму 1,2 млрд руб., срок сделок в рамках лимита – два года.
Лимит до 01.12.2012.
Текущий объем кредитования – 500 млн руб., вся сумма выдана под госгарантию.
Резервные аккредитивы – на сумму $4,4 млн.



21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП