Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (27) 2010

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Танцы на перроне
В Мариинке поставили «Анну Каренину»

БАЛЕТ АЛЕКСЕЯ РАТМАНСКОГО «АННА КАРЕНИНА» ОБЕЩАЕТ СТАТЬ БЕЗУСЛОВНЫМ ХИТОМ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ. ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПРОШЛА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ В РАМКАХ IX ПАСХАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ. ГЛАВНЫМ СПОНСОРОМ ФЕСТИВАЛЯ ПО ТРАДИЦИИ ВЫСТУПИЛ БАНК ВТБ. ТЕКСТ АНТОНИНА ВЕЛИЧКОВА

Еще до премьеры было ясно: «Анна Каренина» – гвоздь сезона. Алексей Ратманский – самый известный сегодня русский хореограф. Любая его премьера становится событием. Он востребован по всему миру, и большую часть его расписания занимает Нью-Йорк – столица современного балета. Ратманский несколько лет проработал главным балетмейстером Большого театра, но теперь Москва и Петербург вынуждены становиться в очередь. Впрочем, ожидание лишь подхлестывает зрительское нетерпение.
«Анну Каренину» Ратманский поставил еще в 2004 году для Датского королевского балета в Копенгагене. Наиболее увлеченные российские балетоманы отправились тогда «на разведку» и вернулись с восторженными рассказами. Дальнейшая судьба спектакля полностью оправдала эти оценки: «Анну Каренину» включили в репертуар балетные театры в Хельсинки, Варшаве, Вильнюсе – труппы пусть и не первой величины, но профессионально крепкие и уважаемые. А главное, за все постсоветские годы еще ни один русский балетный спектакль не имел такого успеха за пределами России.

Русский, современный, кассовый

Для самой Мариинки «Анна Каренина» – идеальный выбор. Нет сомнений, что балет Ратманского станет новой визитной карточкой театра и оттеснит любимое туристами «Лебединое озеро» в разряд консервативно-предсказуемых развлечений. В рецептуре Ратманского сошлись сразу несколько слагаемых успеха. Действие происходит в Петербурге, балет поставлен по мотивам самого известного на Западе русского романа. Несколько лет назад новый перевод произведения Льва Толстого даже стал одним из американских бестселлеров. «Анна Каренина» изящно примиряет кассу и искусство: это абсолютно современный балет, который остается понятным и доступным, но без скидок на «массового зрителя». И, наконец, этот балет дает возможность прекрасным мариинским балеринам продемонстрировать то, что им так редко удается в современных постановках, сосредоточенных на телесной виртуозности, – игру. В их распоряжении – сложная, но при этом яркая и броская, идеально срежиссированная роль, десять любовных дуэтов с превосходными танцами, источник актерского вдохновения в виде романа Льва Толстого. О чем еще может мечтать балерина? Мариинский театр не поскупился и в первые два спектакля поставил своих примадонн – Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину. Впрочем, билеты на новую «Анну Каренину» и без того было практически невозможно раздобыть.
До того как поднялся занавес, бинокли зрителей были направлены на ложу для гостей: там сидели Майя Плисецкая и Родион Щедрин – именно этой легендарной паре присутствовавшие были обязаны премьерой.

Успех априори

Родион Щедрин написал балет «Анна Каренина» еще в 1971 году. За три года до этого он опробовал тему в музыке к фильму «Анна Каренина», где Майя Плисецкая сыграла роль надменной и язвительной княгини Бетси Тверской. А операторы, ловя в фокус знаменитый силуэт балерины, шептались: «Вот кому надо было играть Анну». В костюмах по моде 1870-х годов Плисецкая была фантастически хороша. Так что мысль о полнометражном балете по мотивам романа Толстого родилась сама собой. В той «Анне Карениной» Майя Плисецкая стала еще и хореографом, а костюмы для прославленной примы создал сам Пьер Карден.
Сегодняшний петербуржский спектакль не похож на первую «Анну» даже музыкально. «Это новая трактовка моего балета, написанного еще в начале 1970-х годов. Каждый балетмейстер по-своему интерпретирует музыкальный материал, если он это позволяет. Например, Чайковский в «Лебедином озере» написал такую большую партитуру, что ее можно было бы использовать на два-три вечера, и все балетмейстеры делают спектакли по своему вкусу и замыслу», – поясняет Родион Щедрин. Ратманский – один из его любимых хореографов. И любовь взаимна: за «Конька-Горбунка» на музыку Щедрина, поставленного в Мариинке в прошлом сезоне, Ратманский недавно получил «Золотую маску». А уж Валерий Гергиев за дирижерским пультом премьеры «Анны Карениной», по словам Щедрина, и вовсе выигрыш априори.

Осторожно, поезд отправляется

Праздничный настрой, царивший в зале на премьере «Анны Карениной», поутих вскоре после начала спектакля. По замыслу хореографа и дизайнера посреди сцены кукольным домиком стоит вагон поезда: персонажи входят и выходят, следуя причудливой динамике мизансцен, а двери то на миг открывают роскошества купе первого класса, то закрываются наглухо, изображая недоступный простым смертным бастион тепла и уюта посреди заснеженного перрона.
Вагончик должен был стоять или плавно катиться по рельсам. Но на премьере, совершая поворот, он внезапно сошел с рельсов и медленно стал сползать в сторону оркестровой ямы. Публика, несколько секунд пребывавшая в иллюзии, что таков замысел автора, испуганно ахнула. Спектакль остановили, занавес опустили, Валерий Гергиев объявил технический антракт. И пока непокорный вагон водворяли на место, прогуливавшиеся в фойе театралы шутили, что от исландского вулкана страдают не только самолеты, но и бутафорские поезда.
Однако надо отдать должное технической команде Мариинки: аварию ликвидировали, вновь подняли занавес, и через несколько минут о курьезном инциденте было забыто. Декорации и вправду хороши, по-современному легки и лаконичны. На огромный закругленный экран транслировались то интерьеры бальных залов и гостиных, то виды Петербурга и Венеции.
При взгляде на русские березки и колонны, возникшие в спальне Вронского будто прямиком из царскосельского дворца, зрители начали обмениваться снисходительными улыбками и ироничными взглядами. Однако охотно простили постановщикам расписной «русский колорит», ведь изначально балет был адресован западноевропейской публике. В сравнительно недавней кинопостановке «Анны Карениной» (с Софи Марсо в главной роли) Вронский и вовсе носил погоны советского офицера.
Так что немного «клюквы» придавало балету Ратманского особый шарм.

Тихий восторг

В своей постановке хореограф последовал сценарию Щедрина: действие сведено к любовным дуэтам Анны и Вронского. В балете Ратманского их целых десять! А окружающий мир с его круговертью поездов, гостиных, перронов, балов, скачек и брошенных супругов – лишь фон для влюбленных. Но хореография такова, словно это не десять дуэтов, с каждым из которых можно запросто выступить на концерте, а один, но длиной в целый спектакль, построенный на нюансах и полутонах.
Непредвиденная остановка спектакля подействовала на артистов сильнее, чем на зрителей. Кажется, до самого конца балета они так и не смогли полностью собраться, что необходимо для сложной хореографии Ратманского. Впрочем, артисты явно вошли во вкус в сцене скачек, где офицеры в фуражках лихо изображали молодцеватых кентавров. Но это единственная подчеркнуто «громкая» сцена во всем балете, сотканном как будто из мимолетных жестов и па. Зрители почувствовали этот тон и ритм. Публика в зале на премьере была внимательной и деликатной. Здесь никому бы в голову не пришло хлопать в такт танцу, как случается на других спектаклях.

Триумф на «бис»

На фоне некоторой растерянности ансамбля Диана Вишнева была единственной, кто твердо решил не обращать внимания на премьерные накладки. Балерина изумительно провела спектакль. И все же критики единодушно сошлись во мнении, что если уж искать ее героиню в произведениях Толстого, то скорее в «Войне и мире», чем в «Анне Карениной». А в партитуре женских образов романа импульсивная Китти была бы ей явно ближе по темпераменту, хотя роль совершенно не соответствовала статусу примы и актерскому масштабу Вишневой. Анна у Вишневой получилась юной максималисткой, опрометчиво выданной замуж за пожилого сухаря (кстати, в отличном исполнении Ислома Баймурадова). Холодные петербургские гостиные вызывали у нее протест, как у американских девчонок 1960-х вызывали протест огромные родительские «кадиллаки». В любовь с красивым, лощеным столичным кавалером она кидалась, словно в омут, но было ясно, что премьерный спектакль для балерины – проба шага. Вишнева – очень умная актриса, и ее роль будет созревать прямо на сцене, от выступления к выступлению. Поэтому смотреть «настоящую» Вишневу в «Анне Карениной» стоит в следующем сезоне.
Как бы то ни было, Диана Вишнева «разогрела» зал. Когда занавес опустился, публика долго аплодировала, вызывая танцоров на поклон. Диана сияла своей знаменитой улыбкой.
И в очередной раз, когда поднялся занавес, зал замер от восторга: на сцене обнимались две Анны – Вишнева и Плисецкая. Легендарная муза балета покинула ложу для гостей и вышла поздравить молодую преемницу. По словам Родиона Щедрина, Майя Михайловна была черезвычайно довольна исполнительницей.
Во втором составе была заявлена Ульяна Лопаткина, а еще через один – молодая Екатерина Кондаурова, которая обещает стать настоящим открытием этой премьеры. Кандидатура
Ульяны Лопаткиной на роль Анны вызвала у театралов куда больше скепсиса: вышколенную и в высшей степени серьезную балерину трудно представить в роли грешной жены и самоубийцы.
Пока наиболее упорные балетоманы отбивали ладони, а часть зрителей уже устремилась в гардеробы, на сцене наконец появился ожидаемый всеми Алексей Ратманский. Публика восторженно встретила распорядителя этого торжества, а за кулисами все вздохнули с облегчением: у Алексея Ратманского, по слухам, было совсем не праздничное настроение. Предпремьерная гонка в Мариинском театре – уже сама по себе испытание плюс злополучный вагон, и хореографу совсем не хотелось выходить на поклоны. Тем не менее под шквал аплодисментов, держа под руку Майю Плисецкую, с которой хореографа связывает давняя дружба (для празднования юбилея легендарной артистки в Большом театре он сочинил гениальный концерт-поздравление, который вспоминают в Москве до сих пор), Алексей Ратманский оттаял, его лицо озарила улыбка, и под сводами мариинского зала наконец воцарилось ощущение триумфа, которого достоин этот балет.

Евгения МАМСУРОВА,

вице-президент ВТБ

Мы давние партнеры Мариинского театра. И, позволю себе сказать, партнеры глобальные: ВТБ присутствует на афишах театра во всех его выступлениях по всему миру.
Пасхальный фестиваль – особая для нас история. Ему только девять лет, но он уже прошел огромный путь. Фестиваль начинался как праздник для Москвы, а сейчас это праздник для десятков городов и миллионов людей. Поражает разнообразие музыки, которая звучит на протяжении полутора месяцев. Радует, что люди, которые раньше, возможно, не очень хорошо знали классическую, симфоническую, хоровую, камерную музыку, с нашей помощью приобщаются к ней. И мы гордимся статусом главного спонсора Пасхального фестиваля.



21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП