Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (27) 2010

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Броня крепка и танки наши быстры
«Уралвагонзавод»: цена победы

КРИЗИС И БЫВШЕЕ РУКОВОДСТВО ДОВЕЛИ КРУПНЕЙШЕГО В РОССИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ – ОАО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД» ФАКТИЧЕСКИ ДО БАНКРОТСТВА. ОБЩАЯ СУММА ЗАДОЛЖЕННОСТИ КОМПАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕД БАНКОМ ВТБ, В РАЗГАР КРИЗИСА ПРЕВЫШАЛА 66 МЛРД РУБ. НОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЗЯЛ КУРС НА ЖЕСТКУЮ ЭКОНОМИЮ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ДОЛГОВ. ЭТУ ПОЛИТИКУ ПОДДЕРЖАЛИ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ НЕГАТИВНО ВОСПРИНЯЛИ ПЛАНИРУЕМУЮ ОПТИМИЗАЦИЮ ШТАТА, БАНКИ ТРЕБОВАЛИ ВОЗВРАТА КРЕДИТОВ. ОДНАКО ПРАКТИКА ПОКАЗАЛА: КУРС ВЫБРАН ВЕРНЫЙ. НЕ ТОЛЬКО ВЫЖИТЬ, НО И РАСШИРИТЬ ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЮ ПОМОГЛО ФИНАНСИРОВАНИЕ ВТБ. ТЕКСТ МАКСИМ ЛОГВИНОВ

Преимущества российской бронетехники, произведенной на легендарном «Уралвагонзаводе» оценены многими странами. Уже много лет она стоит на вооружении наших союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке. Один из последних контрактов, который в данный момент находится на стадии переговоров, предусматривает поставку 150 танков Т-90С в Саудовскую Аравию. Сумма контракта не разглашается, но с учетом послепродажного обслуживания она «тянет» не менее чем на полмиллиарда долларов, подсчитали эксперты.

Летом текущего года «Уралвагонзавод» обещал представить широкой публике первый в мире промышленный образец танка пятого поколения – Т-95. Он разрабатывается уже много лет, но детальные сведения о нем до сих пор остаются секретными. Как, собственно, нет и фотографий нового изделия, которое, «чтобы никто не догадался», называют «объектом 195». Эта машина, по прогнозам экспертов, должна превзойти всех предшественников и конкурентов. Вот только о сроках начала промышленной сборки, как и о тактико-технических характеристиках «объекта», пока ничего неизвестно.

Сотрудники «Уралвагонзавода» ревностно охраняют свои секреты. Корреспонденту «Энергии успеха» так и не удалось даже одним глазком взглянуть на сборочный цех предприятия. Начальник экономического управления завода Александр Нейгебауэр в шутку пообещал чересчур любопытным путевку «лет на десять в места не столь отдаленные». Впрочем, шутки шутками, а к соблюдению мер безопасности на «Уралвагонзаводе» относятся весьма серьезно – как-никак флагман отечественного бронетанкового машиностроения.

Банк в помощь

Несмотря на выдающиеся достижения в производстве новых образцов самых современных вооружений, предприятию не удалось без потерь преодолеть минное поле финансового кризиса. «С ним столкнулись все без исключения компании отрасли, падение производства у отдельных наших коллег достигало 50%. Упали объемы перевозок, в том числе на экспорт. Это сказалось и на нашем заводе, так как основная его специализация в гражданской отрасли – продукция железнодорожного машиностроения: грузовые платформы, полувагоны и цистерны», – рассказывает директор по экономике и финансам Руслан Кондрашов.

Долги предприятия росли как снежный ком и к началу прошлого года составляли несколько десятков миллиардов рублей. «Уралвагонзавод» уверенно двигался к банкротству. Чтобы не допустить этого, государство инициировало смену руководства компании.

В середине апреля прошлого года новым генеральным директором предприятия стал бывший топ-менеджер Газпрома и «Итеры» Олег Сиенко. Он сменил Николая Малых, который руководил «Уралвагонзаводом» 12 лет. По словам Руслана Кондрашова, цели предыдущего руководства были амбициозны, но не всегда экономически обоснованны. Помимо основной продукции предприятие должно выпускать 5000 тракторов и 3000 экскаваторов, считало прежнее руководство.

При этом маркетинговое исследование не проводилось, а следовательно, не было и четкого понимания, кому продавать и за какие деньги. «Они хотели построить город-сад, как у Маяковского, а получили грандиозные долги», – резюмирует директор по экономике и финансам «Уралвагонзавода».

Новые топ-менеджеры уже год разбираются с доставшимся «наследством». Первым делом они объявили мораторий на выплату долгов. Предприятие активно договаривалось с кредиторами о реструктуризации задолженности. «В тот момент многие понимали: виноват кризис, и решить вопрос возврата долгов можно только за столом переговоров», – вспоминает Руслан Кондрашов. И кредиторы откликнулись на беду клиента. В том числе банк ВТБ, «который вошел в наше положение и не только провел пролонгацию, но и поддержал завод дополнительными кредитными ресурсами», добавляет Кондрашов.

Сегодня сумма долга предприятия перед банком составляет 7 млрд руб. Часть средств предоставлена под государственную гарантию, часть – под поручительство «Рособоронэкспорта». На стадии подписания договора находится зарплатный проект на 10 000 карт, в перспективе – расчетно-кассовое обслуживание предприятия в банке, документарные операции.

В настоящий момент «Уралвагонзавод» рассматривает возможность расширения сотрудничества с ВТБ и в части увеличения лимита кредитования. «ВТБ – стратегический для нас партнер, имеющий обширную практику внешнеэкономической деятельности. Мы осуществляем поставки нашей продукции военного назначения через «Рособоронэкспорт», но имеем возможность самостоятельно продавать часть изделий за рубеж. В этом смысле опыт ВТБ нам крайне полезен», – заключает Руслан Кондрашов.

Досталось в наследство

Однако трудности с обслуживанием кредитов – далеко не единственная проблема, с которой столкнулось новое руководство. Со времен прежних менеджеров за предприятием тянется целый шлейф официальных долгов, проблемных кредитов и задолженности сомнительного происхождения.

Новому руководству завода не всегда удавалось находить общий язык и с представителями местных властей. Эдуард Россель, занимавший в момент смены главы завода пост губернатора Свердловской области, считал ошибочным отказ УВЗ от выпуска некоторых видов гражданской продукции. «Прежнее руководство делало ставку на наращивание мощностей, номенклатуры, освоение рынка. Было создано конструкторское бюро, налажено производство коммунальных машин, строительной техники, сельскохозяйственных тракторов... А теперь транспортное КБ сокращается, остановлено производство экскаваторов, коммунальных машин, тракторов», – сетовал губернатор в прошлом году.

Тем не менее новые управленцы «Уралвагонзавода» прекратили выпуск продукции, которая не находила сбыта, и заявили о грядущей оптимизации штатной численности. Это необходимая мера, которая должна помочь предприятию выжить, говорят на заводе.

Спекулянтам на орехи

Благодаря жесткому и рациональному подходу нового руководства ситуация на предприятии постепенно начинает выправляться. «Мы видим, что на рынке появляется спрос, но, к сожалению, цены на нашу продукцию увеличиваются пока не такими темпами, как хотелось бы», – отмечает директор по экономике и финансам Руслан Кондрашов. В докризисный период средняя цена на цистерны производства «Уралвагонзавода» превышала 2 млн рублей без учета НДС. А сегодня предприятие только-только выходит на отметку 1,5 млн руб. В то же время поставщики из металлургической отрасли уже вовсю «раскочегарились», задирая цены на свою продукцию до уровня «хлебных» лет. «Мы тоже рас­сматриваем варианты увеличения цен, но нужно понимать, что предприятие относится к достаточно сложной отрасли, в которой все периодически пытаются влезть в твою рентабельность: со стороны сырья – металлурги, со стороны отпускных цен – перевозчики и т.п.», – сетует топ-менеджер завода.

Однако, учитывая стабильность пакета заказов и его возросший объем, компания планирует в ближайшее время договориться с металлургами, чтобы «Уралвагонзавод» мог определять цены на сырье, как минимум, с годовым горизонтом. Дело в том, что сейчас эти цены привязывают к быстро меняющимся котировкам на мировом рынке, соответственно, планировать деятельность невозможно, так как неизвестно, сколько будет стоить металл завтра. При этом контракты с покупателями у «Уралвагонзавода» долгосрочные: цикл производства по вагонам составляет от одного до двух месяцев, а по механосборке – от девяти до десяти месяцев. «Надеюсь, что нам удастся заключить с металлургами контракты хотя бы на ближайшие два-три квартала», – резюмирует Руслан Кондрашов.

Для достижения консенсуса предприятию пришлось пустить в ход «тяжелую артиллерию». Генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко направил письмо на имя вице-премьера Игоря Сечина с жалобой на высокие цены на металл и сложности при заключении долгосрочных контрактов с российскими металлургами. Руководитель предприятия предложил зафиксировать внутренние цены на сталь до 1 апреля 2011 года или же ввести 15-процентную экспортную пошлину, снизив одновременно пошлины на импорт.

1 апреля председатель правительства Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе провести проверку общих рыночных условий в металлургической отрасли. Пока рано делать прогнозы относительно исхода данного разбирательства, но эксперты уверены, что металлургам придется пойти на компромисс в вопросе цен на сырье для «Уралвагонзавода».

Утром – долги, вечером – танки

Вопреки сомнениям некоторых скептиков, «Уралвагонзавод» не намерен ограничиваться производством вагонов, цистерн и танков и планирует значительно расширить номенклатуру выпускаемой продукции. Главное, чтобы на нее был спрос. В частности, речь идет о мобильных буровых установках для ремонта скважин. Эта продукция крайне необходима нефтяникам и газовикам, но покупают они пока в основном китайские образцы, так как не все российские аналоги соответствуют требованиям безопасности.

Что касается продукции оборонного назначения, то в текущем году будет заключен контракт по сервисному обслуживанию бронетанковой техники в войсках. Раньше этим занимались сами во­оруженные силы. Теперь принято решение ликвидировать ремонтные батальоны, которые существуют внутри войсковых подразделений. Ремонтировали технику офицеры и солдаты срочной службы, и качество работ оставляло желать много лучшего. Отныне этим будут заниматься специалисты «Уралвагонзавода».

Еще одно направление работы – утилизация бронетанковой техники. По самым приблизительным оценкам, на складах Минобороны скопилось более 10 000 единиц техники, которая подлежит утилизации. Есть над чем работать. Существуют и другие сегменты рынка, которые «Уралвагонзаводу» еще предстоит занять. Главное сейчас – погасить хотя бы часть существующей задолженности. В этом предприятию решило помочь государство, которое выделяет около 14 млрд руб. для увеличения уставного капитала компании. Практически все эти деньги, по словам Руслана Кондрашова, пойдут на выплаты по долгам предприятия. А дальше уже рукой подать и до промышленного выпуска пока секретного Т-95.

ОАО «НПК «Уралвагонзавод» преобразовано из одноименного ФГУП в 2008 году. Уставный капитал составляет 14,3 млрд руб., 100% акций принадлежат государству. Выпускает полувагоны, платформы, цистерны и вагоны-хопперы, а также танки Т-90С. По итогам 2008 года выручка компании составила 37,5 млрд руб., валовая прибыль – 4,985 млрд руб., чистый убыток – 6,115 млрд руб. Отчетность за 2009 год пока не опубликована. Кредиторская задолженность по состоянию на конец 2009 года – около 50 млрд руб., дебиторская – около 18 млрд руб.

Там, где пехота не пройдет

Легендарный танк Т-34 торжественно проедет по улицам Екатеринбурга в день празднования 65-й годовщины Победы, сообщили в городской администрации. «Тридцатьчетверка», признанная лучшим танком времен Второй мировой войны, не случайно традиционно открывает военный парад на Урале. Именно здесь, на «Уралвагонзаводе», в годы войны было выпущено более 30 000 этих боевых машин. Экскурсовод заводского музея бронетехники с гордостью демонстрирует один из первых образцов Т-34, а также всю линейку продукции завода со времен Великой Отечественной войны и до наших дней.

В экспозиции представлены даже те образцы, которые не были приняты на вооружение и существуют в единственном экземпляре. Здесь же посетители могут увидеть и знаменитый «летающий» танк Т-90, и одну из последних его модификаций, которую выставили в музее после показательных испытаний в пустыне. «Тогда по танку выпустили порядка тридцати ракет и снарядов, но ни одна не попала в цель: сработали системы активной защиты, установленные на танке», – замечает старожил завода.



21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП