Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (24) 2009

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Синергетика

Сочинский волнорез
Побеждая в честной борьбе

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ГИГАНТ ООО «СОЧИМОРСТРОЙ» — СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ». ИМ ПОСТРОЕНЫ ОСНОВНЫЕ ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ, ОТ АДЛЕРА ДО НОВОРОССИЙСКА. ПРИ ЭТОМ ЕДИНСТВЕННЫМ БАНКОМ, С КОТОРЫМ СОТРУДНИЧАЕТ «СОЧИМОРСТРОЙ», ЯВЛЯЕТСЯ ВТБ. ОЛИМПИЙСКИЙ СТАТУС СОЧИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ И МЕНЯЮЩИЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СТАВЯТ ПЕРЕД ПАРТНЕРАМИ НОВЫЕ, СЛОЖНЫЕ И МАСШТАБНЫЕ ЗАДАЧИ.

На территории Краснодарского края находятся важнейшие морские порты России. Они обеспечивают переработку около 40% внешнеторговых грузов страны, перевозимых морским флотом. Из восьми портов, расположенных в регионе, Сочи, Анапа и Геленджик специализируются на пассажирских перевозках; Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 000 тонн; а крупнейшие российские порты Новороссийск и Туапсе принимают суда с осадкой 12 и более метров. Неудивительно, что отрасль гидротехнического строительства (мосты, плотины, волнорезы, портовые сооружения) имеет для экономики Краснодарского края стратегическое значение. Ведущее предприятие этой отрасли в регионе — компания «Сочиморстрой», давний партнер и клиент банка ВТБ.

«Мы работаем для всех»

Сегодня «Сочиморстрой» входит в «КОРПОРАЦИЮ ИНЖТРАНССТРОЙ». «ИНЖТРАНССТРОЙ» берет на себя все задачи по маркетингу, продвижению и работе с поставщиками, позволяя своей гидротехнической «дочке» сосредоточиться на основной деятельности.

Головной офис «Сочиморстроя» находится в Сочи, однако деловая активность предприятия распространяется далеко за пределы Черноморского региона. В сферу интересов компании входят также Ленинградская область, Приморье. Важная особенность финансовой политики «Сочиморстрой» заключается в том, что предприятие стремится платить налоги там, где ведет работы. Обычно это достигается путем открытия филиалов и структурных подразделений на территориях соответствующих муниципальных образований. «Ведь мы работаем для всех — и для Кингисеппа, и для Находки, и для Сочи», — говорит глава компании Александр Карандин. По его оценке, выплачиваемый компанией в Сочи и Находке налог на прибыль сопоставим с платежами всей строительной отрасли.

Предприятие «Сочиморстрой» было создано в 2002 году. В течение пяти лет обороты компании выросли в 100 раз — с 24 млн до 2,2 млрд руб. Стремительный рост замедлился лишь в прошлом году в связи с ухудшением мировой экономической конъюнктуры. Выручка ООО «Сочиморстрой» упала на 15% и составила 1,9 млрд руб.

Компания ответила на это оптимизацией своего кадрового состава. В начале нынешнего года на должность генерального директора вернулся Александр Карандин, до этого занимавший пост заместителя мэра Сочи по строительству. С его приходом началась перестройка в системе руководства компанией. Некоторые управленческие должности были сокращены, примерно 50% всего административно-управленческого персонала перемещено на другие позиции, усилены экономические, финансовые и кадровые службы. К тому же компания смогла подключиться к реализации олимпийского проекта. Итогом комплексной работы стал рост выручки до 2,7 млрд руб. только за первое полугодие 2009 года — это больше, чем за весь 2007 год, бывший до сих пор самым удачным в истории предприятия.

Пионерные инвестиции

Новейшая техника и инновационные технологии, в закупку которых «Сочиморстрой» вкладывает огромные средства, обеспечивают конкурентоспособность компании. По словам Александра Карандина, «Сочиморстрой» располагает «самым современным оборудованием из того, которое есть в мире». Прежде всего, это продукция немецких компаний, таких как Liebherr, Hydrohammer, Muller.

Предметом законной гордости «Сочиморстрой» является умение вести работы так называемым пионерным способом. Традиционно строительство гидротехнических сооружений осуществляется с воды, с помощью плавсредств. Соответственно, если на море шторм, работы приходится приостанавливать. При такой технологии строительство может осуществляться лишь несколько месяцев в году. На Черном море этот период обычно длится шесть-семь месяцев, на Балтийском — еще меньше. Технология же, которую использует «Сочиморстрой», позволяет работать не с воды, а с суши.

Этот способ основан на применении мощного гусеничного крана грузоподъемностью 280 тонн. Кран передвигается по балкам, которые он укладывает перед собой. Благодаря такому способу предприятие не зависит от настроения моря. Объекты по этой технологии можно строить практически круглый год за исключением периода сильнейших штормов.

«Сочиморстрой» располагает и своим техническим флотом в составе семи судов. Недавно компания приобрела уникальную 500-тонную платформу. Ее построили на немецкой фирме ThyssenKrupp по заказу ООО «Сочиморстрой» и под используемую предприятием технологию производства. Платформа успешно отработала в Находке, и теперь ее переводят в Черное море, на олимпийский объект в порт Мзымту. До конца года флот «Сочиморстрой» должен пополниться еще одним водолазным ботом, который заложен на Чкаловской судоверфи. За него компания уже заплатила 26 млн руб.

Точки соприкосновения

Несмотря на столь значительные и регулярные траты, кредитными банковскими продуктами «Сочимострой» не пользуется. Это объясняется особенностью финансирования гидротехнического строительства. В жилищном секторе подрядчики, как правило, возводят дома за счет привлеченных заемных ресурсов и рассчитываются с кредиторами уже после продажи квартир. В гидротехнической отрасли все иначе: главным источником финансирования строительных работ являются деньги заказчиков, перечисляемые авансом. Собственные средства компании немедленно вкладываются в производство и закупку техники, однако авансы заказчиков на короткое время остаются на счете компании. Именно потому возникает вопрос об их временном размещении. А поскольку деньги в сущности «чужие», особенно важным становится аспект надежности банка. «Мы ведь строители, у нас деньги не свои, у нас деньги заказчика. Поэтому нам очень удобно работать с ВТБ: мы абсолютно уверены в сохранности средств», — поясняет Александр Карандин.

Сотрудничество ООО «Сочиморстрой» с банком ВТБ началось с первого дня существования компании. По словам Александра Карандина, выбор банка предопределили как репутация последнего и его рейтинг, так и хорошие отношения, сразу сложившиеся между руководителями компании и сочинского филиала (ныне допофиса) ВТБ. Круг продуктов, предоставляемых банком ООО «Сочиморстрой», включает в себя такие традиционные услуги, как расчетно-кассовое обслуживание, паспорта сделок, конверсионные операции. В 2009 году «Сочиморстрой» начал активно пользоваться банковскими услугами, связанными с размещением временно свободных денежных средств, в частности долгосрочными депозитами и «овернайтом». К таким инструментам привлечения капитала, как облигации или кредитные ноты, «Сочимострой» обращаться не планирует: увеличение размеров бизнеса не является самоцелью для компании. По мнению Александра Карандина, 1 000 сотрудников — это предельные размеры, при которых предприятие сохраняет управляемость, а оптимальным является штат из 400–500 единиц персонала. «Дальнейшее развитие сотрудничества между ВТБ и «Сочиморстроем» может осуществляться за счет расширения числа финансовых инструментов, позволяющих размещать временно свободные средства», — уверен Андрей Назаренко, управляющий краснодарским филиалом ВТБ. Точки соприкосновения компании и группы ВТБ есть также и по продуктам «ВТБ-Лизинг».

Приложение сил

В настоящее время «Сочиморстрой» проводит строительные работы на 14 объектах, среди которых можно выделить глубоководный нефтеналивной причал в порту Туапсе. Заказчиком проекта выступает компания «Туапсенефтепродукт» — дочерняя структура корпорации «Роснефть». Сумма договора по данному объекту превышает 3 млрд руб. Однако в нынешнем году, в связи с кризисом, «Роснефть» заморозила финансирование строительства. «Мы провели большую подготовительную работу, но финансирование пока отсутствует, — рассказывает Александр Карандин. — Я знаю, что руководство «Туапсенефтепродукта» активно работает над возобновлением строительства. Мы надеемся, что это произойдет в 2010 году».

Кроме того, «Сочиморстрой» занимается возведением гидротехнических сооружений пункта маневренного базирования корабельно-катерного состава в Геленджике. Сумма контракта по проекту превышает 1,2 млрд руб.

В этом году в рамках олимпийского строительства «Сочиморстрой» должен был освоить 800 млн руб. бюджетных средств. Три четверти из них (600 млн руб.) освоены с опережением плана уже к 1 октября. В частности, «Сочиморстрой» по заказу «Росморпорта» занимается строительством грузового района порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье реки Мзымта. В дальнейшем объект будет перепрофилирован под яхтенные нужды. В рамках этого проекта «Сочиморстрой» приступил к возведению оградительного мола портового комплекса, который должен защищать порт как в период строительства олимпийских объектов, так и в дальнейшем. Мол должен быть сдан в эксплуатацию к середине 2010 года. 90% всех необходимых для строительства конструкций были смонтированы еще к 1 сентября. Об объемах и сложности проводимых работ говорит уже то, что строительство ведется под водой на глубине до 15 метров, причем на необходимые для возведения железобетонные сваи потребуется 15 000 тонн металла. Сумма договора по этому контракту — 1,3 млрд руб.

Наконец, «Сочиморстрой» участвует в строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). В рамках этого проекта компания возводит нефтепорт «Козьмино». Остальные подразделения ООО «КОРПОРАЦИИ ИНЖТРАНССТРОЙ» заняты подготовкой коридора коммуникаций и другими работами. Общая сумма контракта, подписанная «ИНЖТРАНССТРОЙ» по ВСТО, превышает 4 млрд руб. «Мы сделали невозможное: всего за девять месяцев был выполнен основной объем работ — и это с учетом транспортной схемы, — рассказывает глава «Сочиморстрой». — Непосвященному трудно понять все сложности, когда для такого строительства имеется только одна нитка железных дорог: непонятно, как организовать подвоз, как обжиться. Нет электроэнергии. Но нам удалось решить все проблемы».

Близится к завершению строительство контейнерного терминала в порту «Усть-Луга». «Не хочется уходить с Балтики, где мы смогли выполнить столь сложные и интересные проекты, — говорит генеральный директор «Сочиморстрой». — Мы работали в Приморске, Усть-Луге, на «Морском фасаде Санкт-Петербурга». Если началом нашей компании можно считать Тамань, где в 2005 году всего за девять месяцев удалось построить эстакаду в море длиной 1,8 километра, то окончательное наше становление произошло именно на Балтике. Лидерами отрасли всегда считались балтийские гидростроители, а мы смогли подтвердить свой высокий профессионализм на «их» территории».

Уверенность в будущем

Несмотря на столь внушительный портфель строящихся объектов, гидростроители не могли не ощутить дыхания финансового кризиса. В Сочи он проявился, прежде всего, в усилении конкуренции. На Черном море «Сочиморстрою» нет равных, однако из-за кризиса, приведшего к общему снижению объемов гидротехнического строительства, Черноморским побережьем начали интересоваться многие предприятия сходного профиля из других регионов страны, например петербургские компании «ГТ Морстрой» и «БМГС».

«Мы не боимся конкуренции. И готовы выигрывать и побеждать в честной борьбе», — говорит Александр Карандин. При этом руководство «Сочиморстрой» уверено, что кризис позволит предприятию еще более успешно участвовать в организуемых тендерах. «В сложные времена предпочтение отдается сильным компаниям, имеющим собственные производственные мощности. Не посредникам, а тем, кто реально работает, причем качественно и в сжатые сроки, — объясняет Карандин. — Поэтому для нас кризис оказался даже полезен».

Один из перспективных проектов для «Сочиморстрой» — участие в реконструкции пассажирского порта Сочи.

Хотя тендер на реконструкцию порта еще не объявлен, в компании уже начинают подготовку: продумывают логистические схемы, предполагаемые к использованию технологии, состав машин и механизмов. «Для нас участие в реконструкции городского порта — вопрос чести, — не скрывает глава предприятия. — Мы уверены, что выиграем тендер. Сочи — наш родной город, и все наши силы будут брошены на этот проект».

О перспективах спроса на услуги гидростроителей можно судить и по вниманию властей к этой сфере. Так, недавно были приняты «Стратегия социально-экономического развития транспортного комплекса и связи Краснодарского края на период до 2020 года» и федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» (см. врезы «Источник роста» и «Все для Сочи»). Хотя реализация этих программ во многом будет зависеть от мировой рыночной конъюнктуры, активное развитие транспортной и, в частности, портовой инфраструктуры предусматривается при любом сценарии. Работа для гидростроителей найдется всегда. «Сочиморстрой» еще долгие годы будет надежным партнером нашего банка, — заявляет управляющий краснодарским филиалом ВТБ Андрей Назаренко. — Динамичное развитие предприятия позволяет говорить об этом с уверенностью».

ТЕКСТ АНДРЕЙ СУПРАНОВИЧ

Вышли в плюс

Показатели деятельности «Сочиморстрой»

Год Численность
сотрудников (чел.)
Выручка
(млн руб.)
Прибыль
(млн руб.)
2007 370 2 218,9 - 28,9
2008 511 1 881,3 - 4,7
2009 (6 мес.) около 900 2 726,6 274,2

Источник роста

Динамика развития водного транспорта Краснодарского края согласно «Стратегии социально-экономического развития транспортного комплекса и связи Краснодарского края на период до 2020 года»

Показатели Ед. изм. 2006 год 2020 год Темпы роста:
2020 год
к 2006 году
Грузооборот портов (без КТК) млн тонн 120,0 230 в 1,9 раза
Морские перевозки грузов млн тонн 1,6 10 в 6 раз
Морские перевозки пассажиров тыс. пассаж. 250,0 500 в 2 раза
Налоги в консолидированный бюджет края млн руб. 2 997,0 8 600 в 2,9 раза

Государственная поддержка

Федеральные власти и гидротехническое строительство

В 2008 году на реализацию подпрограммы «Внутренние водные пути» по реконструкции судоходных гидротехнических сооружений из федерального бюджета выделено 4,58 млрд руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2007 году. Реконструкция велась на 43 объектах, по 19 объектам проводились проектно-изыскательские работы.
На 1 января 2009 года число судоходных гидротехнических сооружений с пониженным, неудовлетворительным и опасным уровнями безопасности уменьшилось на 10,5%.
В 2009 году запланировано завершить реконструкцию на 9 объектах, приступить к разработке комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей по 8 бассейнам.

Все для Сочи

Из «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года»:

«Реализация транспортной стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения... Реконструкция аэропорта и морского вокзала в Сочи повысит качество обслуживания пассажиров в традиционном курортном регионе, будет способствовать повышению его привлекательности как места отдыха».


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП