Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 4 (22) 2009

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Дело техники
Инфраструктура для каспийских нефтяников

КРУПНЕЙШИМ КЛИЕНТОМ АСТРАХАНСКОГО ФИЛИАЛА БАНКА ВТБ ЯВЛЯЕТСЯ ГРУППА КОМПАНИЙ «КАСПИЙСКАЯ ЭНЕРГИЯ» (CNRG GROUP). ХОЛДИНГ ПРОИЗВОДИТ УНИКАЛЬНЫЕ БУРОВЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ НА ШЕЛЬФЕ И СТРОИТ КОММЕРЧЕСКИЕ СУДА. ВСЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЛОЩАДКИ «КАСПИЙСКОЙ ЭНЕРГИИ» РАСПОЛОЖЕНЫ В АСТРАХАНИ. ЭТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ РЕГИОНА. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР CNRG ИЛЬЯ КОКАРЕВ РАССКАЗАЛ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КОМПАНИИ С ВТБ.

В начале 1990-х годов Каспий был обойден вниманием нефтяников: считалось, что основные запасы региона, сосредоточенные на участке между Азербайджаном и Туркменией, были разведаны и добыты еще во времена СССР. Центр и север дна Каспийского моря рассматривались как малоперспективные — их подробное изучение началось лишь в середине 1990-х. Итоги исследований были ошеломляющими: богатейшие месторождения выдвигали регион на третье место в мире по нефтегазовым запасам. Мировое нефтяное сообщество, до этого активно развивающее месторождения Западной Сибири, переключило свое внимание на обнаруженные богатства Каспийского моря. Один только ЛУКОЙЛ запланировал к 2020 году добывать на Северном Каспии 30 млн тонн нефти и 18 млрд кубометров газа в год.

Такие существенные объемы добычи требуют соответствующей инфраструктуры и оборудования — различных судов, нефтяных танкеров, буровых платформ. Это отлично понимал Илья Кокарев. Бывший совладелец Северского трубного завода, он оставил свой бизнес в 2001 году после того, как получил выгодное предложение по продаже активов. Новым направлением приложения сил для бизнесмена стало судостроение. Ставка была сделана на заказы нефтяных компаний, работающих на Каспийском шельфе. Соответственно и судостроительные активы приобретались там же — в Астрахани. За семь лет бывшему металлургу удалось консолидировать в своих руках значительные ресурсы, начиная с конструкторских бюро и заканчивая сервисными предприятиями. В 2006 году разрозненные структуры были объединены в Группу компаний «Каспийская Энергия». Ключевыми направлениями ее деятельности стали проектирование, строительство и установка в море технических средств для освоения морских нефтегазовых месторождений. Сегодня CNRG — единственная в России компания, способная участвовать в реализации проектов нефтяников «под ключ» — от проектирования до установки в море.

Поверили в бизнес

Илья Кокарев утверждает, что «Каспийская Энергия» — единственная в России компания, которой удалось выстроить всю цепочку предприятий, участвующих в процессе офшорного судостроения. При этом подчеркивает, что термин «офшорное судостроение» не имеет никакого отношения, например, к налоговому раю на Британских Виргинских островах или какому-нибудь другому финансовому заповеднику. В данном случае слово «офшорный» означает лишь то, что компания строит буровые установки, которые затем используются в море.

Объем заказов группы превышает сегодня полмиллиарда долларов. Значение «Каспийской Энергии» для Астраханской области и России, в целом, трудно переоценить: доля компании в региональном валовом продукте составляет 10,1%, а в судостроении и вовсе 75% (см. врез «Главная роль»). Однако так было далеко не всегда.

«Еще несколько лет назад наш бизнес находился в зародышевом состоянии и как нельзя кстати была помощь ВТБ. В январе 2006 года нам был предоставлен кредит на приобретение и модернизацию основных средств — плавкрана «Волгарь», — вспоминает Илья Кокарев. Он особо подчеркивает, что, благодаря участию ВТБ, его компании удалось восстановить самый большой кран на Каспийском море, который стал основой производственной базы группы и сейчас активно эксплуатируется. «С тех пор банк ВТБ принимал участие практически во всех крупных проектах, реализуемых группой», — продолжает генеральный директор «Каспийской Энергии». CNRG сотрудничает и с другими банками, но, по словам Ильи Кокарева, даже в стране, не говоря уже об Астраханской области, не так много коммерческих банков, которые могут предоставить столь крупные кредиты и финансировать строительство буровых платформ. Тем более, мало какая из кредитных организаций соглашается вкладывать деньги в обновление основных средств. «Повторюсь, в банке тогда оценили нашу бизнес-стратегию как эффективную, несмотря на то, что у нас не было международного аудита, да и вообще группа только формировалась. Нам открыли кредитную линию на $7 млн», — добавляет Илья Кокарев.

Отголоски кризиса

Активный рост CNRG замедлился лишь в последний год — по объективным экономическим причинам. С прошлогодних максимумов цены на нефть упали более чем в два раза. Это заставило многие отечественные нефтяные компании потуже «затянуть пояса» и отказаться от реализации ранее анонсированных проектов. Если еще год назад они строили амбициозные планы покорения шельфа северных морей и масштабной зарубежной экспансии, то теперь их аппетиты куда скромнее: хватило бы денег на поддержание добычи на уже разрабатываемых месторождениях.

Аналитики и эксперты строят различные, зачастую диаметрально противоположные прогнозы относительно сроков окончания кризиса и его глубины. С высокой долей определенности сегодня можно сказать только одно: кризис не закончился, и его отголоски будут еще долго сказываться на различных отраслях даже после того, как экономика пойдет в гору. «Что касается офшорного судостроения, то мы имеем четко очерченный круг заказчиков, и диверсификация бизнеса у нас крайне ограничена. Тем не менее непосредственно на нашу работу сильного влияния кризис не окажет, — полагает Илья Кокарев. — Единственное, от чего мы зависим достаточно серьезно, это цены на углеводороды. Если мировые цены на нефть упадут ниже отметки $30-35 за баррель, то нефтяные компании могут полностью отказаться от реализации своих инвестиционных планов, тогда это, естественно, отразится и на нашем портфеле заказов». Когда падает цена на нефть, добывающие компании отказываются сначала от разведочного бурения, потом от эксплуатационного, затем — от площадного строительства. Минимальный уровень, до которого нефтяники могут свернуть свои инвестиционные программы, это ремонт скважин.

Еще примерно на год CNRG заказов хватит. Что будет дальше, зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. «С точки зрения классического судостроения рынок практически перестал существовать. На нем присутствуют лишь военные и государственные заказы, а все коммерческие компании фактически заморозили свои проекты», — констатирует генеральный директор «Каспийской Энергии». Некоторые заказчики еще строят суда обеспечения, буксиры, но по-настоящему крупных заказов нет с прошлого года. Когда ситуация изменится в лучшую сторону, сказать пока сложно. И хотя цены на нефть держатся значительно выше прогнозного уровня, нефтяные компании все еще испытывают сильное влияние мирового финансового кризиса, а значит, будут экономить на всем, в том числе, на перспективных программах по освоению новых месторождений.

Стойкий проект

Несмотря на тяжелое положение в отрасли, в конце июля на «Астраханском Судостроительном Производственном Объединении» (ООО АСПО, входит в CNRG) было торжественно завершено строительство буровой платформы ЛСП-1 и начата его транспортировка к месторождению им. Ю. Корчагина в Каспийском море. Платформа построена по заказу НК ЛУКОЙЛ и является первой ледостойкой буровой технологической платформой в Каспийском море. Дело в том, что северная часть этого моря зимой покрывается льдом, и осуществлять бурение, используя обычные платформы, становится крайне сложно и опасно. По словам генерального директора «Каспийской Энергии» Ильи Кокарева, «реализация «под ключ» проекта ЛСП-1 российской компанией — стратегически важный этап развития отечественного офшорного судостроения, подтверждающий конкурентоспособность на мировом рынке наших инженерных и производственных компетенций». К тому же выполнение заказа ЛУКОЙЛа позволило обеспечить занятость нескольких тысяч астраханцев, а сумма налоговых отчислений в региональный и федеральный бюджеты за весь период строительства (почти 3 года) составила около 2,2 млрд руб. Реализация проекта состоялась, в том числе, и при кредитной поддержке ВТБ. В сентябре 2007 года для CNRG была открыта кредитная линия на $1,167 млн по ставке LIBOR (3m)+6,5% со сроком погашения в марте 2010 года. В конце декабря была открыта еще одна кредитная линия уже на $7 млн по ставке LIBOR (3m)+6,15% со сроком погашения в июне 2010 года.

Повышая планку

Опыт успешного сотрудничества с ЛУКОЙЛом дает «Каспийской Энергии» шансы поучаствовать и в других проектах корпорации, тем более что нефтяная компания намерена приступить к освоению еще одного крупного месторождения нефти и газового конденсата на Каспии. Для начала бурения потребуются дополнительные платформы, и, учитывая положительный опыт сотрудничества, компания Илья Кокарева вполне может получить от ЛУКОЙЛа новые заказы. «Недавно прошла коммерческая часть тендера на месторождение имени Филановского. Если наша компания окажется среди победителей, то, вполне возможно, мы обратимся в ВТБ с просьбой открыть еще одну кредитную линию для реализации новых проектов», — не исключает Илья Кокарев. Напомним, что месторождение имени Филановского в несколько раз больше месторождения имени Корчагина. Если для запуска разработки последнего потребовалось три платформы, то для месторождения имени Филановского только на первом этапе необходимо наличие пяти платформ. Оно должно быть запущено уже в 2014 году, поэтому вопрос с финансированием строительства встанет совсем скоро.

CNRG изначально создавалась с расчетом на то, чтобы в дальнейшем выйти на мировой рынок. Уже сейчас конструкторские бюро, входящие в состав группы, выполняют заказы из-за рубежа. Но доставшиеся «в наследство» от бывших владельцев производственные мощности нуждаются в глубокой модернизации; обновление оборудования позволит компании конкурировать с зарубежными производителями и поставлять свою продукцию в другие страны. В CNRG сформирован план масштабной модернизации предприятий, входящих в группу. «На его выполнение потребуются десятки миллионов долларов», — признается Илья Кокарев. Однако глава «Каспийской Энергии» планирует постепенно привести технологический уровень группы в соответствие с международными стандартами. В частности, в ходе реализации проектов в рамках запуска месторождения имени Филановского намечено модернизировать южный стапель. Благодаря этому можно будет отгружать из цеха блоки весом в 12 000-13 000 тонн вместо 1 600 тонн, перемещаемых сейчас. «Для CNRG это будет своеобразным технологическим прорывом. Мы надеемся, что по пути дальнейшего развития и совершенствования «Каспийская Энергия» будет идти в партнерстве с банком ВТБ», — резюмирует Илья Кокарев.

ТЕКСТ МАКСИМ ЛОГВИНОВ

CNRG: справка о компании

Группа компаний «Каспийская Энергия» (CNRG Group) создана в 2006 году. Ключевыми направлениями ее деятельности являются проектирование, строительство и установка в море технических средств для освоения морских нефтегазовых месторождений. ГК «Каспийская Энергия» — единственный российский подрядчик, работающий на условиях EPCI: Проектирование/Engineering, Закупки/Procurement, Строительство/Construction, Морские операции/Installation.
Входящие в состав группы предприятия объединены по дивизиональному принципу: инженерная компетенция сосредоточена в ООО «Центр Морских Технологий «Шельф», включающем ЦКБ «Коралл» (Севастополь), КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), КБ «Каспий» и КБ «Астрамарин» (Астрахань). Производство — ООО «Астраханское Судостроительное Производственное Объединение» (АСПО). Сервисный дивизион — оператор судов и плавучих кранов для морских операций ООО «Крейн Марин Контрактор». Управление проектами группы осуществляет ООО «Каспийская Энергия Проекты». В 2008 году консолидированная выручка группы компаний «Каспийская Энергия» составила 11,5 млрд руб., прибыль — 497,7 млн руб.

Основные показатели деятельности ООО «Группа КНРГ», тыс. руб.

  2008 2007 2006
Выручка 6 973 674 1 567 458 199 174
Прибыль за год 257 053 248 260 40 220
Денежные потоки от:      
операционной деятельности 425 126 208 331 867 297
инвестиционной деятельности 1 036 016 629 957 367 142
финансовой деятельности 588 379 437 460 12 807

Главная роль

Доля CNRG в валовом региональном продукте:
  • По судостроению: 75%
  • В общем: 10,1%
Среднемесячная з/п за 6 месяцев 2009 года:
  • По региону: 13 040 руб.
  • По CNRG: 25 200 руб.
Доля в налоговых поступлениях за 2008/2009 годы:
  • Местный бюджет: 27,9%/51%
  • Областной бюджет: 7,8%/8,7%
  • Консолидированный региональный бюджет: 7,8%/8,7%

Каспийские кредиты ВТБ

Заемщик Цель кредита Дата
выдачи
Дата
погашения
Валюта Сумма
лимита
Задолженность
на 05.08.2009,
тыс. руб.
Крейн Марин
Контрактор
Приобретение и модернизация основных
средств (плавкран «Волгарь»)
19.01.2006 19.08.2010 USD 7 550 000 82 247
Крейн Марин
Контрактор
Финансирование текущей деятельности,
покупка судна и модернизация
баржи-платформы «Севан»
12.09.2007 30.06.2010 USD 6 640 000 206 161
Крейн Марин
Контрактор
Финансирование текущей деятельности
и расходов капитального характера
25.12.2007 03.12.2009 RUR 174 306 578 174 307
Крейн Марин
Контрактор
Финансирование текущей деятельности,
расходы по модернизации баржи «Севан»
28.07.2008 02.07.2010 RUR 51 000 000 51 000
Итого по Крейн Марин Контрактор 513 715
Группа CNRG Затраты, связанные с основной
деятельностью (ЛСП-1)
13.09.2007 31.03.2010 USD 1 167 000 36 233
Группа CNRG Затраты, связанные с основной
деятельностью (ЛСП-1)
25.12.2007 04.06.2010 USD 6 667 234 207 007
Итого по группе CNRG 243 240
Всего по холдингу 756 956

Ценный источник

Ввод в эксплуатацию месторождения имени Юрия Корчагина запланирован на март 2009 года. Месторождение расположено в 180 км от Астрахани и 240 км от Махачкалы. Глубина моря в этом районе достигает 11-13 метров. Запасы месторождения по категориям 3Р оцениваются в 570 млн баррелей нефтяного эквивалента. Максимальный уровень добычи нефти и газового конденсата в год составляет 2,3 млн тонн и 1,2 млрд кубометров соответственно.


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП