Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (18) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Итальянский пейзаж (Южный день). 1805 г.
Путешествие в страну-мечту
Мириады впечатлений

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ КАРТИН ФЕДОРА МАТВЕЕВА — СВОЕОБРАЗНАЯ МАСКА, ЗАКРЫВАЮЩАЯ ОТ ЗРИТЕЛЯ ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА. НО ТОЛЬКО ПРИ ПЕРВОМ ВПЕЧАТЛЕНИИ, ПОСЛЕ БЕГЛОГО ОСМОТРА. НА САМОМ ДЕЛЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ, РАСПОЛАГАЮЩИЕ К СПОКОЙНОЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ, ТАЯТ В СЕБЕ ВСЮ ГАММУ ЧУВСТВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И ЧАЯНИЙ МАСТЕРА.

«Вид на Лаго Маджоре», «Пейзаж с Везувием», «Водопад. Сицилия», «Озеро Альбано»... Пышные кроны деревьев похожи на тяжелый занавес, четкие могучие стволы будто освещены софитами. Ярусы зеленых массивов уходят в бесконечность, чарующие дали и сверкающие водопады кажутся специально созданными для волшебной феерии. А изображенные на картинах простолюдины, герои античных мифов и даже солдаты кажутся персонажами фантастических пьес. При этом от внимательного взгляда не скроется ни безмятежность солнечных дней или легкая тревога багровых закатов, ни сумрак теней и гримасы древесных коряг. Счастье мерещится вдали — именно там, с прекрасных холмов сбегают прохладные ручьи, зеленеют леса и сады, возвышаются роскошные замки... Но манящая местность будет отдаляться все дальше и дальше от путника, а под ногами возникнут новые коряги и непреодолимые водные глади. Цель путешествия прекрасна, но недостижима. К сожалению, понимание этой горькой истины придет к художнику только в конце пути. А вначале мир для него полон надежд, радостей и увлекательных открытий.

Пейзаж с отцом Психеи, жертвующим у храма Аполлона. 1799 г.Судьба художника была предопределена для него еще в раннем детстве. В 1764 году шестилетний Федор поступил в Воспитательное училище Петербургской Академии художеств. Отец мальчика, солдат лейб-гвардии Измайловского полка Михайло Матвеев, вряд ли осознавал значимость своего решения. Житейские проблемы занимали его куда больше, — казенное обеспечение Воспитательного училища сулило бедному семейству некоторое облегчение в постоянной нужде. Об этих тяготах Федор не забудет и в юности. Через пятнадцать лет, окончив учебу с золотой медалью и отправляясь в Рим как пенсионер Академии, он позаботится о родителях, оставив на их содержание по пятнадцать рублей в год из своей пенсии (в XVIII веке это была приличная сумма).

Талант и усердие Матвеева не допускали сомнений в том, что живопись — его призвание. Успехи предрекали блестящую будущность, трехлетний пенсион в Италию казался величайшей наградой. Молодой, счастливый художник отправлялся в страну-мечту, обещавшую массу впечатлений, совершенно не предполагая, что уезжает навсегда. Оказавшись среди великих памятников и роскошной природы, он торопился запечатлеть увиденное. И трех лет, отведенных Академией художеств на пенсион, художнику не хватило. Несмотря на прекратившуюся выплату пенсии, Матвеев задержался в Италии. А вскоре, решив вернуться на Родину, столкнулся с разного рода обстоятельствами, препятствующими этим намерениям.

«Судьба продает дорого то, что обещает дать», — сказано будто про Федора Матвеева, испытавшего всю горечь существования на чужбине. Средства на жизнь живописец добывает, работая для богатых русских заказчиков: князей Трубецкого, Вяземского, Юсупова, и нередко сопровождая их в путешествиях по Италии и Швейцарии. Но подобные заработки не могли быть регулярными, у художника появляются долги, он не знает, как вернуться в Россию. В 1788 Матвеев посылает очередной рапорт в Петербург с отчаянной просьбой о помощи: «Прошу вторично Императорской Академии Художества Совет не оставить меня здесь в погибели, а по крайней мере доставить мне способы, чтобы возвратиться в отечество, а не потеряться, видя себя здесь близ конца своей погибели». В тот год его долги оплатил князь Юсупов.

Переписка Матвеева с Академией художеств растягивается на десятилетия. Живописец отправляет на родину свои картины и рапорты, указывая суммы на обратный путь. Уже есть семья, и денег требуется все больше. В письмах из Петербурга то отказывают, то предлагают «рассчитаться с заимодавцами по возвращении своем в отечество», что для нуждающегося художника невозможно. В 1799 Федор Матвеев принял участие в борьбе за независимость Италии и даже был арестован. Павловскую Россию этот поступок не мог не насторожить. Только в 1818 году император Александр I, узнав о бедственном положении Матвеева, назначил ему пожизненную пенсию. А за одиннадцать лет до этого художник заочно удостоился звания академика. Последние годы жизни Федор Матвеев провел вместе с Орестом Кипренским — опекуном и наставником русских пенсионеров в Риме.

Печаль его торжественных пейзажей все усиливается. Хотя, возможно, так кажется нам, уже знающим факты биографии Матвеева, собранные в хронику в альбоме, изданном к его первой персональной выставке. Последняя строчка в хронике скупа и трагична: 1826 год — «Умер в Риме, похоронен на кладбище Тестаччо. Точная дата смерти неизвестна». Чуть выше выдержка из письма художника Сильвестра Щедрина брату Аполлону: «Старик Матвеев каждую неделю имеет лихорадку, хотя об нем и нет тебе надобности слышать, но мы его любим, он добрый человек».

Выставка в Третьяковской галерее, организованная к 250-летнему юбилею Федора Матвеева, доказала, что «надобность слышать» о его прекрасном творчестве в наше суетное время велика как никогда.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЕВИЧ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП