Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (18) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Читателю «Братьев Карамазовых»
Мистерия по Достоевскому

ОДНИМ ИЗ ЗНАМЕНИТЫХ СОБЫТИЙ ФЕСТИВАЛЯ «БЕЛЫЕ НОЧИ — 2008» СТАЛА ПРИМЬЕРА ОПЕРЫ АЛЕКСАНДРА СМЕЛКОВА «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. СПЕКТАКЛЬ В ПОСТАНОВКЕ ВАСИЛИЯ БАРХАТОВА И ДЕКОРАЦИЯХ ЗИНОВИЯ МАРНОЛИНА ВЫЗВАЛ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС — В ЗАЛЕ ЯБЛОКУ БЫЛО НЕГДЕ УПАСТЬ.

А жиотаж понятен. Во-первых, интриговала грандиозная затея — превратить многостраничный роман-эпопею в оперу, уложить разветвленные сюжетные коллизии и мощную философию в несколько часов сценического времени осмелится далеко не каждый. Во-вторых, современные композиторы не часто приглашаются к сотрудничеству с ведущим музыкальным театром, и от опытного Смелкова ждали неожиданной трактовки произведения.

В-третьих, музыкальное руководство постановкой осуществил маэстро Валерий Гергиев, а в его интуиции и вкусе мало кто сомневается. В-четвертых, в спектакле участвовали лучшие вокальные силы Мариинки — и опытные солисты, и свежие, темпераментные молодые голоса.

Почти четырехчасовое представление завершилось бурной овацией. Но публика аплодировала не новаторству, а традиции. Аплодировала оправданным ожиданиям — тому, что музыка XXI века не исказила ни слова из века XIX. Тому, что герои Достоевского были на сцене такими, какими их представляет большинство читателей еще со школьной скамьи. Тому, что постановщики (режиссер Василий Бархатов и сценограф Зиновий Марголин) проявили внимание к смыслу и содержанию, смирив свои амбиции и тягу к самовыражению.

Вечные вопросы

Зиновий Марголин создал декорации к спектаклюКомпозитор Александр Смелков и либреттист Юрий Димитрин назвали оперу «мистерией». В сюжет романа то и дело вторгается «Легенда о Великом инквизиторе». «Поэмка», сочиненная Иваном Карамазовым, заняла важнейшее место в спектакле. Сцены, происходящие в захолустном Скотопригоньевске, чередуются c эпизодами на испанской средневековой площади, где Инквизитор допрашивает Пришедшего. Параллельное действие — философский комментарий к основному, нравственная оценка лихорадочных карамазовских перипетий. В средневековое судилище вторгаются отголоски суда над отцеубийцей Митей Карамазовым. Вечные вопросы, как и самого Достоевского, волнуют создателей оперы. Что есть высший суд и что — истина? Кто право имеет? Что есть бунт, а что — свобода? Что — слабость, подлость, вседозволенность, а что — естественная человеческая природа? Их не заслоняют ни безумство страстей героев, ни уголовная интрига. Точно найденный композиционный ход сохраняет многомерность романа Достоевского и в определенной степени компенсирует потери, вполне естественные при переводе большой книги в сжатое оперное либретто. Детский хор, звучащий как всепрощающие ангельские голоса, и непреклонно суровый бас Инквизитора (Михаил Кит) настраивают на серьезные размышления, контрастируя с суетой людских страстей и терзаний «событийных» сцен оперы.

Музыкальное напряжение

Музыкальное руководство постановкой осуществил маэстро Валерий ГергиевРезкие контрасты проявляются в самом начале оперы, в сцене, где действие разворачивается в келье старца Зосимы (Геннадий Беззубенков), который мудро и спокойно реагирует на безобразное ерничество папаши Карамазова. Психологическое противостояние будет нагнетаться на протяжении всей оперы, музыкальное напряжение приблизится к высоковольтному. Энергетический накал соответствует эмоциональной взвинченности героев, даже таких «умеренных», как послушник Алеша (исполненный Владимиром Морозом) или университетский философ Иван (элегантный и яркий Алексей Марков). А в партиях развязного Федора Павловича (Николай Гассиев) и удалого Мити (Август Амонов) музыка просто не знает удержу: подпускает ехидные пародии к пению сластолюбивого старика, кружит в вокальных откровениях его старшего непутевого сына... Музыка, построенная на интонациях XIX века, переносит слушателя во времена действия романа. Но напряженность, «сгущенное психопатство», смятение и разлад, отражающие мир «Братьев Карамазовых», почти не оставляют места мелодии. Мелодизм проявляется лишь в самых сокровенных моментах — в молитве Алеши, в мечтаниях Грушеньки и в объяснениях ее с Митей... В этих эпизодах композитор продолжает лучшие традиции русской романсовой лирики с ее выразительной кантиленой и мягким вокалом, и в то же время тонко раскрывает тайные чаяния героев.

Самые яркие и несбыточные мечты — у Грушеньки в исполнении Кристины Капустинской, красавицы, словно сошедшей с полотен Федотова, покоряющей не роковой силой, а мягкой женственностью и горделивым, почти царственным достоинством.

Катерина Ивановна оказалась персоной попроще. Певица Елена Небера не стала подчеркивать ее сословное превосходство над Грушенькой, а сосредоточилась на обиде своей героини. Уязвленность оскорбленной женщины и готовность в любую минуту разразиться истерикой значительно обеднили этот интереснейший образ Достоевского.

Герои Достоевского были на сцене такими, какими их представляет большинство читателей еще со школьной скамьиПредвестие катастрофы, взволнованность и смятение переполняют музыку оперы. Авторский голос отдан оркестру. Он восполняет то, что недосказали герои. Стонет, плачет, корит и судит или, наоборот, жестоко насмехается.

Глубинное пространство

Деревянный перестук в оркестре снижает пафос музыки, и в свои права вступает черт. Простой, обычный парень в небрежно повязанном шарфе и папироской в зубах. Черт (Алексей Попов) и Смердяков (Андрей Зорин) похожи как близнецы. Слащаво-угодливые злыдни, двойники всего мерзкого и жуткого, скапливающегося на дне души каждого, кто оказывается рядом. Но действие, срежиссированное Василием Бархатовым, переходит в пространство игры, и коварный искуситель и провокатор оказывается в придачу отменным музыкантом. Ублажает Ивана игрой на мандолине и трубе, пением сладких романсов. Разве разберешь, кто он на самом деле? Может, и вовсе — игрушка из затейливой шкатулки. Ведь на огромный ларец с секретом так похожи декорации Зиновия Марголина. На сцене — дом, поворачивающийся к зрителю то одной, то другой стороной. Стена с ажурным балконом — жилище Катерины Ивановны, похожее на клетку. Желтая стена, будто «вывернутая наизнанку», с приставленным к ней кожаным диваном — покои Федора Карамазова. Здесь даже комнаты оказываются вне здания, дом-коробка вытесняет к авансцене и свободную территорию, и людей.

Глубина — пространство мистерии. Распахиваются ворота, открывая монастырский двор с колоколенкой. Пространство тайны и вечных вопросов, пространство сомнений и смирения. Пространство, необходимое каждому пытливому читателю «Братьев Карамазовых». После появления увлекательной оперы Александра Смелкова таких читателей наверняка будет больше.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА ФОТО АЛЕКСЕЙ РЕЗВЫХ

В спектакле участвовали лучшие вокальные силы Мариинки – и опытные солисты, и свежие, темпераментные молодые голоса

Александр Смелков,
композитор

«Писать музыку на прозу Достоевского было порой мучительно»

Александр Павлович, опера, созданная по такому грандиозному роману, как «Братья Карамазовы», наверняка потребовала много времени и душевных сил?
— Я писал оперу года три. Но давно думал о Достоевском, много читал — и его книги, и о нем. Поэтому говорить о каких-то сроках невозможно — когда возник замысел, я уже был готов к его воплощению. Уже начав писать оперу, я рассказал о ней Валерию Абисаловичу Гергиеву, и он заинтересовался. Так я стал работать для Мариинского театра, что очень ответственно. Высочайший класс и солистов, и оркестра, я уже не говорю о гении художественного руководителя. Поэтому я, конечно, побаивался, старался соответствовать уровню театра.

Из множества планов сложного романа какая линия вас особенно тревожит, волнует?
— Тревожит линия мальчиков и штабс-капитана Снегирева, которые не вошли в оперу. Роман огромный, тем много, все включить в оперу невозможно. Но все, что я взял, мне близко.
Достоевский мне интересен не столько как философ, сколько в качестве художника. Я прочитал много литературы и понял: все выдающиеся мыслители под видом Достоевского писали о себе. Кроме Михаила Бахтина, который анализировал не идеи, а структуру произведений Достоевского. А такие громадные умы, как Фрейд, Сартр или Булгаков, Бердяев, Розанов, митрополит Антоний Храповицкий, размышляя о писателе, рассказывали о себе. Но если Достоевский находит отклик в таких великих умах, если столь разных людей «Братья Карамазовы» объединяют — представляете, насколько многомерен, разнопланов, бездонен этот роман.

Поэтика, художественное слово Достоевского определяли ваш музыкальный язык в этой работе?
— У Достоевского тяжелая проза. В литературоведении считается, что он не раскрывал героев через их речь, как это делал, например, Лев Толстой. Но я чувствую индивидуальные характеристики героев Достоевского, показанные через слово. Писать на эти слова музыку — тяжелый труд. Вы слышали оперу, она практически вся на Достоевском. Кое-что написал либреттист Юрий Димитрин, взято одно стихотворение Зинаиды Гиппиус. Но в основном — проза Достоевского. Тяжелый язык для музыкального воплощения. Это было настолько мучительным, что я даже впадал в отчаяние. Но написать, заменив что-то, было бы неверно. Достоевский необычен.

Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Валерий Гергиев наверняка был не просто исполнителем, а скорее вашим партнером, в какой-то степени соавтором?
— Конечно. Уже после того как он решил заказать мне оперу, он все время спрашивал о ней, слушал какие-то фрагменты, постоянно интересовался. Я сочинял для конкретной труппы и при написании видел в тех или иных образах определенных актеров. Конечно, Валерий Абисалович направлял весь процесс, а в последние дни работы гениально одухотворял, все собирая. Это, безусловно, великий музыкант.

Вы довольны постановкой?
— Мне нравится спектакль. Но всегда есть то, что хочется изменить. И в постановке, может быть, что-то будет шлифоваться, и я сам в будущем подчищу, доработаю музыку. Жизнь спектакля — живой процесс.

Беседовала Елена Губайдуллина


 

Комментарии

05.02.2009 13:16:06 | Щенникова Елена
Уважаемый Александр Павлович! Примите наши поздравления с успехом!Мы очень рады за Вас! (Ваши бывшие насмешницы в городе Волочке! Ира,Лена.

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП