Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (18) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Идеальный мир
Идеальный мир
«Картины Федора Матвеева – это торжественность, красота и покой»

В ЗАЛАХ ИНЖЕНЕРНОГО КОРПУСА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ РАЗВЕРНУЛАСЬ ВЫСТАВКА «ФЕДОР МАТВЕЕВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИТАЛИИ». ЭКСПОЗИЦИЯ ВЕРНУЛА ЗРИТЕЛЮ ИМЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ХУДОЖНИКА-КЛАССИЦИСТА, ТОНКОГО МАСТЕРА ЛАНДШАФТНОЙ ЖИВОПИСИ. ИЗЫСКАННОЕ СОБЫТИЕ МОСКОВСКОЙ ОСЕНИ СТАЛО ВОЗМОЖНО БЛАГОДАРЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ БАНКА ВТБ.

Каждый посетитель выставки, рассматривая пейзажи, испытывает редкое в наши дни чувство умиротворенияКраткий, торжественный вернисаж соответствовал приподнятому духу картин Матвеева. Музыканты трио «Рахманинов» играли «Патетическое трио» Михаила Глинки, также как и живопись Матвеева, навеянное итальянскими впечатлениями. Сотрудники галереи и почетные гости вернисажа говорили о немалом значении художника для русской культуры и были единодушны в своем восприятии его возвышенного творчества. Наверняка каждый посетитель выставки, рассматривая пейзажи Федора Матвеева, испытывает редкое в наши дни чувство умиротворения. Но «путешествие» по картинам этого художника — занятие не только успокаивающее, но и занимательное. Внимательно разглядывая пейзажи, вникая в детали и сравнивая полотна с историческими документами — гравюрами и фотографиями, можно попытаться ответить на вопросы викторины и даже выиграть ценные призы. В рамках работы выставки организована сцециальная программа для школьников с увлекательными экскурсиями и играми. Одну из игр многим захочется приобрести на память — виртуальный конструктор на основе картин Федора Матвеева «Сочини пейзаж!» интересен не только детям, но и взрослым.

Главной героиней вернисажа стала старший научный сотрудник Третьяковской галереи Светлана Усачева, исследователь творчества Матвеева и куратор выставки. Коллеги вполне заслуженно назвали ее новой научной звездой, ведь в процессе работы над выставкой и альбомом, посвященном творчеству Федора Матвеева, молодой искусствовед открыла немало новых сведений о жизни и творчестве художника. С некоторыми открытиями Светлана Усачева поделилась с читателями «Энергии успеха».

Третьяковская галереяСветлана Владимировна, выставка пейзажей Федора Матвеева приурочена к 250-летию со дня рождения художника. Между тем широкой публике его имя мало что говорит. Почему так сложилось?
Долгое время, когда в силу тех или иных причин, социальных или эстетических, к академизму относились плохо, Федор Матвеев считался «одиозным представителем академического искусства», «вечным учеником западноевропейских живописцев» и не привлекал внимания ни исследователей, историков искусства, ни тем более широкой публики. А между тем Федор Матвеев — великолепный мастер, безусловно, заслуживающий монографической выставки. Но хочу сказать, что такая выставка — всегда испытание, тем более для художника, представляющего одну эпоху, один жанр, да еще и такой строгий и во многом отстраненный от реальной жизни, как стиль классицизм, о котором уже давно писали — «Искусство строгое и холодное, требующее не только грамотного и образованного художника, но и грамотного и образованного зрителя». По сути дела первая выставка Матвеева — своеобразное возвращение замечательного художника специалистам и зрителям. Хотелось бы, чтобы именно зрителям он пришелся по душе. Несмотря на то что вас будут окружать исключительно ландшафты, построенные по классическому строгому едино-образному принципу, они необычайно увлекательны. С их помощью можно совершить неторопливое, красивое путешествие, познакомиться с удивительной страной и с XVIII столетием. Это своеобразное путешествие в Италию XVIII века.

Матвеев был забыт искусствоведами и публикой, как вы открыли творчество художника для себя?
Это моя научная работа, достаточно длительная. Я занимаюсь творчеством Федора Матвеева более десяти лет, поскольку вообще занимаюсь пейзажис-тами XVIII столетия. К выставке вышел альбом — первое монографическое издание, посвященное этому художнику. В нем, кстати, опубликован каталог его произведений, я собрала все сведения об их местонахождении, что тоже является частью моей научной работы. Уже в первые годы увлечения Матвеевым я ощутила его очарование и полюбила его творчество. Иначе просто не может быть — если ты чем-то занимаешься, ты должен это любить. Я поняла, что художник он великолепный, что его нужно вернуть в историю русского искусства и показать зрителям.

Светлана Усачева, старший научный сотрудник Третьяковской галереи и куратор выставкиВ чем секрет очарования живописи Федора Матвеева?
Когда смотришь на его картины, поражаешься не только мастерству художника, но и его умению существовать в пределах своего стиля без схоластики и скуки, быть живописцем необычайно органичным, свободным. Есть такое выражение: «виртуозен в строгих пределах». Вот Матвеев виртуозен в рамках строгих правил. За его картинами никогда не ощущается какой-либо скучной схемы, однообразия. Он так умело строит композицию, что она каждый раз кажется новой, единственной, необычайно живой. В это пространство хочется и хочется погружаться. В его картинах присутствует особый стереоскопический эффект — своеобразное окно в мир, мир безусловно идеальный. И конечно, обособленный от реальной действительности, хотя и построенный на натурных впечатлениях. В зале графики представлены его путевые альбомы. Это первые натурные впечатления художника, которые он делал по ходу своих странствий. Художники той поры нередко зарисовывали с натуры только элементы ландшафта — деревья, части склонов, архитектурные сооружения, а Матвеев, как правило, всегда сразу изображал целостный вид — это уже пространство. Художник-классицист, он видел мир как целое, уже гармоничное, уже совершенное. А затем в мастерской появлялись эти идеальные во многом пейзажи, но они по-прежнему сохраняют живое ощущение красоты Италии. И мне кажется, зритель тоже не может не почувствовать эту красоту. На выставке собрано около 80 произведений — живопись и графика из одиннадцати музейных собраний. Великолепные работы представлены и из частных коллекций. Одна из них уникальная — это самая ранняя картина Матвеева, написанная в 1778 году, когда он еще учился в Академии художеств и получил за нее малую золотую медаль. «Пейзаж с пастухами, пасущими скот» был обнаружен сравнительно недавно.

В зале графики представлены путевые альбомы художникаКаким образом вам удалось найти этот пейзаж?
Примерно десять лет назад он появился на антикварном рынке и попал в одно из частных собраний. И вот благодаря владельцу Владимиру Семенихину, который, кстати, участвовал в издании альбома к этой выставке, мы можем показать зрителям эту картину. А саму выставку спонсировали Анатолий Иванович Новиков и банк ВТБ. Выставка сейчас очень дорогостоящее мероприятие. Привезти вещи, сделать дизайн-проект стоит огромных денег. Без помощи меценатов и спонсоров музею такие расходы подчас непосильны. Поэтому я хочу выразить искреннюю признательность банку ВТБ, который сыграл судьбоносную роль для Матвеева и, по сути, тоже принимает участие в возвращении этого художника зрителю.

А вы были в Италии Матвеева?
Как это ни грустно, в Италии я была только один раз и только в Риме. Поэтому для меня, как и для посетителей выставки, это путешествие глазами Федора Матвеева. Но когда я разыскивала виды, которые он изображал, то руководствовалась всевозможными гравюрами, ранними фотографиями. И благодаря всей этой информации мне удалось многое расшифровать, как говорят в музейной практике, «атрибутировать». Поэтому теперь большинство «итальянских видов» — виды конкретных местностей, в которых художник бывал. Кстати, Библиотека иностранной литературы предоставила для выставки роскошные альбомы конца XIX — начала XX века, где есть гравюры, первые фотографии тех же видов, что писал Матвеев.

Пейзажи Матвеева передают неповторимую красоту ИталииНаверняка во время ваших изысканий возникали даже детективные истории.
Детективных историй масса. Но я вам расскажу музейную. На выставке в зале графики есть четыре роскошные работы, выполненные гуашью, больших размеров из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и из Иркутского художественного музея. Все датируются 1805 годом и, видимо, выполнены художником на заказ. У всех работ общие названия — «Итальянский вид», «Пейзаж с водопадом» и так далее. Когда готовилась выставка, моей задачей было собрать их все вместе в экспозиции. Но глядя на эти ландшафты, я все время ловила себя на мысли, что это не Италия, ну не так выглядит итальянский ландшафт! Матвеев при всем своем стремлении к идеальности все же очень хорошо передавал рельеф местности, ее особенности. И — о чудо! Совершенно случайно обнаружилась гравюра с видом, напоминающим изображение на одной из гуашей. Оказалось, что это водопад Лаутербруннен недалеко от Берна. Стало быть, это не итальянские, а швейцарские виды. Так получилась одновременно и атрибуция, и реставрация. Работа из Иркутского музея прибыла к нам задолго до открытия выставки, наши реставраторы привели ее в порядок, и она, можно сказать, заблистала. И теперь эти гуаши впервые демонстрируются вместе.

Вы сказали о больших работах Матвеева, выполненных гуашью, а меня привлекла самая маленькая — «Пейзаж с фигурами». Кажется, что художник рисовал ее под лупой.
Это свойство матвеевской манеры — с одной стороны, монументальность и целостность видения, с другой — необычайное внимание к деталям. Деталям очень увлекательным, подробностям очень мелким. И на любом крупном пейзаже вы увидите крошечные детали где-то в глубине, которые прекрасно читаются, которые можно долго рассматривать. А что говорить о небольших рисунках, акварелях, где все нарисовано еще более подробно, обстоятельно и необычайно легко. И при этом — ни тени занудности. Легкость его карандаша удивительна. Конечно, кроме всего прочего, он еще и великолепный рисовальщик академической выучки.

У вас есть любимая картина, из представленных на выставке?
Я работаю в Третьяковской галерее, должна бы проявить патриотизм, но я вам покажу свою любимую картину — она из Рыбинского музея. Это роскошные водопады! Кстати, здесь тоже произошла атрибуция. Картина значилась как итальянский вид, итальянский пейзаж, а я, благодаря гравюрам, обнаружила более конкретную географию. Это вилла Д’Эсте в Тиволи. Матвеев, сочинив во многом околичности переднего плана, немножечко изменив ракурс водопадов, изобразил реальный архитектурный комплекс. В картине меня прельщает умение художника писать необычайно красивые дали, позволяющие почувствовать глубину пространства, гармонию динамики и статики. Для классицизма свойственна остановленность движения, то есть мир должен быть неизменен, гармоничен, совершенен, в нем нет ни малейшей дисгармонии. И даже в мотиве падающей воды Матвеев ухитряется сочетать оба свойства — динамику и статику, придав пейзажу завершенность, торжественность, красоту и покой.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЕВИЧ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП