Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (17) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Тенденции

Перспективный альянс
Европейская консолидация банков и страховщиков

В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ ИНТЕГРАЦИЯ БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НАЧАЛАСЬ ЕЩЕ В 1990-Е ГОДЫ, ПОЛОЖИВ НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЮ НОВОГО СЕГМЕНТА ФИНАНСОВОГО РЫНКА — BANCASSURANCE, ИЛИ БАНКОВСКОГО СТРАХОВАНИЯ. В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ СОВМЕСТНО БАНКАМИ И СТРАХОВЩИКАМИ, ЗАВОЕВЫВАЛИ ВСЕ БОЛЬШУЮ ДОЛЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА. ОДНАКО ЭКСПЕРТЫ НЕ СПЕШАТ НАЗЫВАТЬ ТАКУЮ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ И РАСХОДЯТСЯ В ОЦЕНКАХ ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ВОВСЕ С ПОДОЗРЕНИЕМ СМОТРЯТ НА НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.

Увеличению продаж продуктов в банкостраховании во многом содействовали стихийные бедствияВ отличие от стран континентальной Европы, где процесс консолидации банковского, страхового и пенсионного рынков начался гораздо раньше, британские банки всерьез задумались о необходимости интеграции со страховщиками лишь к концу 1990-х годов. Этому, в частности, способствовало снижение Банком Англии базовых учетных ставок — тогда понизились процентные ставки по долгосрочным банковским вкладам, что, в свою очередь, привело к уменьшению числа вкладчиков: граждане были вынуждены искать альтернативные способы сбережения своих средств. Чтобы вернуть утраченные позиции, банки начали активно приобретать игроков страхового и пенсионного рынков. Заключая альянсы со страховщиками, кредитные организации также рассчитывали существенно расширить клиентскую базу и получить дополнительный канал продаж банковских продуктов. В результате к настоящему времени все ведущие банки Великобритании имеют статус универсальных, предлагая клиентам широкий спектр финансовых услуг, включая страховые и пенсионные.

Первые шаги

Пионером в Соединенном Королевстве в этом направлении выступил пятый крупнейший английский банк Lloyds TSB, в июне 1999 года объявивший о приобретении страховой компании Scottish Widows за 7 млрд фунтов стерлингов. Новый универсальный банк и по сей день является одним из лидеров в области страхования жизни и пенсионного обеспечения. Спустя несколько месяцев примеру Lloyds последовал банк NatWest — в декабре 1999 года он приобрел за 10,7 млрд фунтов стерлингов контрольный пакет акций четвертой крупнейшей страховой компании Legal & General. Эта сделка далась банку непросто: государственные антимонопольные органы активно противились новым слияниям в банковской отрасли, где уровень консолидации был и без того очень высок. В свою очередь, инвесторы всерьез сомневались насчет способности NatWest выстроить банковскую модель, аналогичную существовавшей в Южной Европе (в частности, в Испании и Португалии). Однако результаты поглощения полностью оправдали усилия NatWest: по итогам сделки банк обогнал по объему активов крупнейший в Англии банк Barclays, заняв третье место в списке лидирующих финансовых институтов Великобритании. В свою очередь, Legal & General также выиграла от этого альянса, получив доступ к широкой филиальной сети банка — компания существенно увеличила свое присутствие на территории Соединенного Королевства.

Консервативный подход

К 2005 году консолидация финансовых институтов в Великобритании была практически завершена. Лидером продаж банковских и страховых продуктов стала группа HBOS, в которую вошли банки Halifax и Bank of Scotland. Сразу за ней шли Lloyds TSB, HSBC, Royal Bank of Scotland, Abbey и Nationwide. При этом на долю универсальных финансовых услуг приходились почти 18% всех финансовых услуг (соответствующий показатель 2001 года составлял 6%). Однако дальнейшее развитие партнерства фининститутов существенно тормозилось следующим фактом: банки, продающие страховые и пенсионные продукты, были обязаны сотрудничать с одним единственным страховщиком. Ситуация изменилась в июне 2005 года, когда был принят закон, отменяющий ограничения на количество партнеров-страховщиков у банков. Таким образом, потребители получили возможность более широкого выбора финансовых услуг.

Тем не менее, по мнению финансового аналитика британской исследовательской компании Datamonitor plc Инго Нахбаура, в настоящее время большинство банков по-прежнему придерживаются традиционной схемы и сотрудничают лишь с одной страховой компанией. Это объясняется тем, что только крупные банки, такие как Barclays, Lloyds или Royal Bank of Scotland, могут позволить себе широкие партнерские сети. Впрочем, по мнению Инго Нахбаура, граждане становятся более финансово грамотными и ищут наиболее выгодные услуги, отвечающие их индивидуальным требованиям. В свою очередь, банки, стремясь соответствовать этим требованиям, разрабатывают новые продукты и повышают качество обслуживания. А значит, все больше кредитных организаций будут расширять список партнеров-страховщиков.

Вихрь продаж

Крупнейший британский банк Barclays принял решение развивать концепцию финансового супермаркета лишь в 2005 году, однако уже два года спустя вошел в тройку ведущих универсальных банков страны. Своим успехом Barclays обязан прежде всего беспрецедентному маркетинговому ходу. Так, если новый клиент обращался в банк с целью купить полис страхования жилья, и стоимость этого полиса в результате расчетов оказывалась выше, чем в других компаниях, Barclays снижал тариф на 100 фунтов стерлингов и в придачу выдавал клиенту бонус в размер 50 фунтов стерлингов. В результате число клиентов, застраховавших жилую недвижимость в Barclays, удвоилось, достигнув 1 млн человек, а опыт британского банка переняли многие другие крупные финансовые институты. Впрочем, на этом Barclays не остановился: год спустя под действие этой программы подпадали уже не только новые, но и существующие клиенты банка. По словам директора по маркетингу Barclays Insurance Марка Тилла, подобные шаги позволили банку существенно укрепить позиции в новом для фининститута сегменте.

Однако увеличению продаж Barclays продуктов по страхованию жилья во многом посодействовала и стихия: в результате торнадо, пронесшегося над Лондоном в конце 2006 года, оказались разрушенными более сотни зданий, а десятки людей получили различные травмы. Как отмечает Марк Тилл, торнадо заставил многих граждан Великобритании впервые серьезно задуматься о необходимости страхования жилья — до этого доля незастрахованных жилых помещений составляла порядка 30%. «Этот случай стал звонком для тех, кто до сих пор не позаботился о защите своего дома», — говорит Марк Тилл.

Надо отметить, что, несмотря на масштаб бедствия (зимой 2006 — 2007 годов порядка 60% заявлений о страховых случаях, поступивших в Barclays, были связаны с последствиями торнадо, а общий объем ущерба составил 300 млн фунтов стерлингов), банку удалось довольно оперативно урегулировать все претензии клиентов. Для этого Barclays использовал программу, разработанную как раз на случай подобных форс-мажорных обстоятельств. Так, банк привлек дополнительных менеджеров по урегулированию убытков, а также увеличил число сотрудников колл-центра. Предпринятые меры позволили Barclays круглосуточно находиться на связи с пострадавшими и оперативно обрабатывать поступающие заявления об убытках.

Помимо рынка страхования жилья Barclays Insurance активно усиливает свои позиции в сегментах страхования кредитов, а также автострахования. Кроме того, в отличие от своих основных конкурентов — Royal Bank of Scotland и Lloyds TSB, первый из которых концентрируется на развитии технологии прямого страхования, то есть страхования силами собственных сотрудников, а второй — осуществляет продажи через широкую сеть представительств, — Barclays Insurance намерен развивать оба этих направления, увеличивая количество реп-офисов и параллельно наращивая объем операций прямого страхования.

В интересах потребителя

Много споров среди экспертов вызывает довольно распространенная в Великобритании практика, когда банки встраивают в кредитный продукт механизм страховой защиты. По сути, банки обязывают клиентов приобретать полисы страхования кредитов (такие договоры гарантируют возврат средств банку, выдавшему кредит, в случае неплатежеспособности заемщика — например, вынужденной потери работы или временной потери трудоспособности).

В конце прошлого года Barclays объявил о запуске новых информационных технологий, позволяющих его подразделению по кредитам First Loans упростить процесс перенаправления клиента от кредитных брокеров напрямую в отделение продаж Barclays. Таким образом банк рассчитывал увеличить объем продаж полисов страхования кредитных платежей (PPI, Payment Protections Insurance). Запуск этого проекта возмутил защитников прав потребителей, уже давно выступающих за отмену подобной практики. Старший аналитик британской Ассоциации потребителей Тереза Фритц утверждает: «Мы против того, чтобы кредиты предлагались в одном пакете с PPI, поскольку это вынуждает заемщиков выплачивать проценты не только по самому кредиту, но еще и по страховому полису». При этом в случае досрочного погашения кредита средства, затраченные заемщиками на выплату страховой премии, в большинстве случаев не компенсируются. Кроме того, банк-кредитор, включающий страховой полис в кредитный пакет, лишает таким образом заемщиков права выбора страховой компании.

Граждане становятся финансово грамотными и ищут наиболее выгодные услугиСо своей стороны, Barclays утверждает, что, перенаправляя клиентов в свои отделения продаж, он предоставляет заемщикам квалифицированные консультации по поводу покупки полиса PPI. По словам Джеймса Кука из кредитно-карточной компании Barclaycard, каждому заемщику сотрудники FirstPlus объясняют преимущества страхового продукта и обосновывают необходимость его покупки. «Клиентов FirstPlus не вынуждают приобретать полис страхования кредитов», — подчеркивает он.

Однако отчет, выпущенный недавно британским Управлением финансовых услуг (FSA; орган, регулирующий финансовый рынок в Великобритании), свидетельствует о том, что большинство банков, практикующих подобные схемы, не могут четко объяснить, какими преимуществами для клиентов обладает встроенный в кредитный продукт механизм страховой защиты. Более того, заместитель председателя британской Комиссии по конкуренции Питер Дэвис считает, что стоимость полиса PPI часто превышает совокупную сумму процентов по кредиту. Любопытно, что недовольство такими программами выражают даже кредитные брокеры. Например, крупнейший в Великобритании кредитный брокер Ocean Finance разослал банкам официальное письмо, информирующее их о том, что с января 2008 года он прекращает продажи полисов PPI в комплекте с потребительскими кредитами, а вместо этого будет предлагать своим клиентам широкий выбор программ по страхованию кредитов. В письме говорится о сомнениях руководства Ocean Finance в том, что данный пакет услуг разработан с учетом интересов заемщиков. Но несмотря на недовольство со стороны государственных органов и общественных организаций, банки намерены продолжать развивать программы, в которых в кредитный продукт встроен механизм страховой защиты. Всего же на сегодняшний день в Великобритании было продано около 20 млн полисов PPI.

Финансовая комбинация

В настоящее время банковско-страховые альянсы активно появляются на рынках Европы и США. Тем не менее, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет доля универсальных финансовых услуг вырастет незначительно. Так, к 2010 году этот показатель достигнет не более чем 18,5%. Эксперты отмечают, что развитие рынка универсальных финансовых услуг тормозят в основном такие факторы, как сложность интеграции страхового и банковского бизнеса (этот процесс под силу только крупным компаниям), а также ужесточающееся налоговое и антимонопольное законодательства. Поэтому, несмотря на активное сотрудничество банков и страховщиков, такие альянсы пока что не смогут конкурировать с независимыми игроками, по-прежнему доминирующими на рынках страхования жизни и пенсионного обеспечения.

ТЕКСТ ЛАРИСА БЕЛЯЕВА


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП