Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 5 (17) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Во время проведения Пасхального фестиваля улицы Москвы оживлялись звоном церковных колоколов
Колокола и струны
Грандиозные симфонии и народные песни

ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ВЕСЕН ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ СТАНОВИТСЯ ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ. ПРОВОДИМЫЙ С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II, ОН ТЕСНО СВЯЗАН С ТРАДИЦИЯМИ ПРАВОСЛАВИЯ, НО НЕ ЗАМЫКАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ЦЕРКОВНОЙ КУЛЬТУРЕ. ТАК, ПРОГРАММА VII МОСКОВСКОГО ПАСХАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ, ЗВУЧАВШЕГО ОТ СВЕТЛОЙ ПАСХИ ДО ДНЯ ПОБЕДЫ, ПОРАЗИЛА СВОЕЙ НАСЫЩЕННОСТЬЮ, РАЗМАХОМ И РАЗНООБРАЗИЕМ ДАЖЕ ИСКУШЕННЫХ МЕЛОМАНОВ.

9 мая на Поклонной горе для ветеранов играл оркестр Валерия ГергиеваНесмотря на постоянную столичную прописку, Пасхальный фестиваль не ограничился Москвой. Концерты проходили также в Краснодаре, во Владикавказе, в Казани и еще в более чем 20 городах России. Музыка звучала и в лучших концертных залах, и в храмах, а улицы оживлялись звоном церковных колоколов (один из разделов фестиваля так и называется — «Звонильная неделя»). Грандиозные симфонии и народные песни, масштабные оперы и камерные сочинения, выступления блестящих солистов с мировым именем и лучших зарубежных и российских хоров... Успеть на все не удалось даже самым расторопным слушателям, каждый вечер проходило по несколько интереснейших концертов, и афиши не раз озадачивали ценителей музыки проблемой выбора.

Значительная часть концертов нынешнего Пасхального фестиваля была благотворительной. Благодаря спонсорам (в том числе и активной финансовой подержке банка ВТБ) хорошую музыку в живом исполнении смогли услышать ветераны — 9 мая оркестр Валерия Гергиева играл на Поклонной горе в их честь. Сбор и гонорары одного из гала-концертов в Большом зале Московской консерватории были перечислены на развитие музыкальных школ во Владикавказе — родном городе Валерия Гергиева.

Давно замечено, что классическая музыка не только настраивает слух, но и воспитывает чувства. В сбивчивой, перепутанной жизни порой трудно отличить главное от второстепенного, действительно ценное — от фальшивки, проходное и ненужное — от необходимого. Рядом с высоким искусством многие жизненные явления оказываются на своих истинных местах, и нередко выясняется, что позитивного и светлого вокруг гораздо больше, чем отрицательного. Концерты Пасхального фестиваля не раз подтверждали эти наблюдения.

Ярким солнечным днем в храме Григория Неокесарийского в Дербицах, что на Большой Полянке, пел Хор Софийских мальчиков. Их часовое выступление — всего одна страница в большой хоровой программе Пасхального фестиваля. Но сколько тепла и простодушной искренности передал этот замечательный коллектив слушателям, заполнившим храм до отказа! Духовные песнопения, исполненные чистыми детскими голосами, естественно сочетались с атмосферой старинного московского храма, в котором в далекие времена крестили царского наследника, будущего Петра  I.

Профессиональные хоры, развивающие традиции церковной музыки, возвращаются в храмы (на карте московского Пасхального фестиваля их было более десяти). А музыка, возникшая в церкви, давно стала достоянием концертных залов. Одним из замечательных событий VII Пасхального фестиваля стал концерт бельгийского ансамбля Collegium Vocale Gent. Его руководитель Филипп Херрвег преклоняется перед старинными звучаниями, поэтому его музыканты играют музыку Иогана Себастьяна Баха на аутентичных инструментах. Звучали «Пасхальная оратория», кантата «Так возлюбил Бог мир» и «Оратория на Вознесение». Большое пространство Концертного зала им. П.И. Чайковского казалось небольшой, уютной комнатой, музыканты и певцы ансамбля — радушными хозяевами, знакомящими гостей с удивительной гармонией композитора, настаивая не на величии музыкального гения, а на доброте и сострадательности его музыки.

Пасхальный фестиваль — это не только классика, но и обращение к истокам, представление музыки разных народов. Так, посетители одного из концертов в Центре Павла Слободкина могли сравнить особенности хорового пения Северной Осетии-Алании и Грузии. Осетинский «Арион», руководимый Ольгой Джанаевой, звучал приподнято и торжественно. Народные песни, молитвы, игры и даже воинственные танцы настраивали на праздничный лад. А юношеский ансамбль «Мдзлевари» приоткрыл слушателям заманчивые тайны грузинского многоголосного пения. Мальчики и юноши под руководством Кахи Онашвили пели о любви и о войне, о радостях и нелегкой крестьянской доле, о вере и терпении. Старинные грузинские песни в исполнении «Мдзлевари» восхищали своей красотой и чистым благородством.

Каждый концерт обширной программы оказался своеобразной жемчужиной. Но, конечно же, главным героем был оркестр Мариинки. А художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев — его самым активным участником.

Храм Григория Неокесарийского в Дербицах был до отказа заполнен слушателями Хора Софийских мальчиков225-летний юбилей Мариинского театра стал одной из памятных дат фестиваля. Вторая веха — столетие со дня кончины русского музыканта Николая Римского-Корсакова — определила лейттему программы, ее логическое начало и естественное завершение. Произведения Римского-Корсакова звучали этой весной в Москве особенно часто, представляя оркестр Гергиева во всем артистическом блеске и профессиональном могуществе. Хотя за две недели фестиваля он переиграл едва ли не всю мировую музыкальную энциклопедию. Гергиеву подвластны разные музыкальные стили. Его оркестр способен управлять камнепадом звуков и переводить тончайшее пианиссимо в тишину. Вдохновение превращает дирижерскую палочку маэстро в своеобразную машину времени, перенося слушателей в далекие эпохи и страны. На VII Пасхальном фестивале играли произведения Антонина Дворжака и Фредерика Шопена, Бориса Тищенко и Модеста Мусоргского, Михаила Глинки и Анри Дютийе...

Исполнили несколько симфоний Густава Малера, в том числе Восьмую, называемую «симфонией тысячи голосов», близкую Гергиеву своей философией. Казалось бы, все музыкальные ресурсы исчерпаны. Оркестр Мариинского театра провел двухнедельный музыкальный марафон, играя и утром, и вечером, переезжая из города в город. Но дирижер, не ведающий усталости, с каждым концертом набирался новой энергии для следующих исполнительских подвигов. Энергия созидания, воплощавшаяся в звуки, неизменно передавалась публике. Может быть, поэтому на выступлениях Валерия Гергиева всегда аншлаг?

Масштабный музыкальный праздник логично завершило победительное «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Его радостно-настойчивые темы будто говорили, что основные художественные свершения впереди, и следующий Пасхальный фестиваль может стать еще богаче.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА

Старинные грузинские песни в исполнении

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП