Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (15) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Новый дом у реки
Театр – пространство для поиска

В СЕРЕДИНЕ СЕЗОНА В ЖИЗНИ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОСКВЫ ПРОИЗОШЛО ДВА ВАЖНЫХ СОБЫТИЯ. ОДИН ИЗ САМЫХ ЯРКИХ И ИНТЕРЕСНЫХ ТЕАТРОВ — «МАСТЕРСКАЯ П. ФОМЕНКО» — НАКОНЕЦ-ТО ПЕРЕЕХАЛ В БОЛЬШОЕ НОВОЕ ЗДАНИЕ. НОВОСЕЛЬЕ ОТМЕТИЛИ ПРЕМЬЕРОЙ — «БЕСПРИДАННИЦЕЙ» В ПОСТАНОВКЕ ПЕТРА ФОМЕНКО. ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ РОЖДАЛСЯ УЖЕ В НОВЫХ СТЕНАХ «МАСТЕРСКОЙ». МЕЖДУ ТЕМ АФИША ЗДАНИЯ НА НАБЕРЕЖНОЙ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО ПОСТЕПЕННО ЗАПОЛНЯЕТСЯ НАЗВАНИЯМИ, ХОРОШО ЗНАКОМЫМИ ТЕАТРАЛАМ, — РЕПЕРТУАР ПЕРЕЕЗЖАЕТ В НОВЫЙ ДОМ. О ТОМ, ЧТО ОБРЕЛИ «МАСТЕРСКАЯ П. ФОМЕНКО» И ЕЕ ЗРИТЕЛИ, РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТОР ТЕАТРА АНДРЕЙ ВОРОБЬЕВ.

Андрей Воробьев, директор театра `Мастерская П.Фоменко`Андрей, по месту своей основной прописки, в маленьком пространстве бывшего кинотеатра «Киев», вашему театру давно стало тесно. «Мастерская П. Фоменко» часто выступала на арендованных площадках, много гастролировала и успела познакомиться с разными театральными зданиями. Наверняка хотелось перенять все лучшее?
Действительно, цыганский образ жизни — тяжелый, но и полезный опыт. Театр играл на многих замечательных площадках, в том числе на лучших сценах мира, в хороших академических театрах Москвы, других городов России. Мы примерно представляли, какую сцену хотели бы заполучить. Но архитектору Сергею Гнедовскому предстояло построить не просто театральное здание, но здание для уже существующего коллектива со сложившимся репертуаром. Первое, что он сделал — просмотрел спектакли театра. Познакомился с актерами, техническим персоналом. В работе над проектом принимали участие главный художник театра Владимир Максимов, завпост Константин Лебедев, художник по свету Владислав Фролов, звукорежиссер Дмитрий Белобров и, конечно, я. Безусловно, учитывались пожелания Петра Наумовича Фоменко — величайшего режиссера нашего времени, человека очень непростого. Надо было сделать так, чтобы все устраивало театр, было красиво, удобно, и в то же время учесть требования по нормам пожарной, технической безопасности. Мне кажется, Сергей Гнедовский отлично справился со своей задачей и даже сделал невозможное.

Чем необычно ваше новое здание?
В нем есть два театральных зала — большой и малый, оба трансформеры. И в том и в другом можно кардинально менять положение зрительных мест, сцену и поддерживать эти изменения светом, звуком, машинерией. И в зрительской части многое предусмотрено для творческого поиска, спектакли могут проходить и в фойе. У нас нет лепнины, сверкающих люстр, хрусталя, везде преобладают театральные технологии. Даже фойе освещают обыкновенные театральные прожекторы. А центр зрительской части напоминает о том прекрасном месте, где зародился мировой театр, — о Древней Греции. Это стилизованный фрагмент древнегреческого амфитеатра. Там можно просто сидеть и дожидаться начала спектакля. Но можно и смотреть представление, идущее в малом зале. Или наоборот — зрителей разместить напротив, а на ступеньках амфитеатра играть какую-нибудь античную пьесу или представлять фантазии по комедии дель арте.

В театре есть два театральных зала – большой и малый, оба трансформерыА как может меняться большой зал-трансформер?
Мы решили, что 450 зрительных мест — предельный максимум. Сейчас мест в большом зале примерно столько, но предусмотрено уменьшение их количества. Семь рядов партера полностью демонтируются, и на их месте может быть устроена оркестровая яма, в которой легко разместится малый симфонический оркестр. Можно сравнять всю площадь партера с уровнем планшета сцены, приблизить ее к амфитеатру, существенно увеличив площадь сцены, ее глубину, и играть на оставшиеся восемь рядов амфитеатра и ложи. При этом все сценические возможности сохранятся, потому что над партером у нас находится так называемый акустический козырек, под ним — необходимое количество штанкетных подъемов для декораций. Вновь образованная площадка, естественно, будет поддержана светом, звуком.

Какие постановочные преимущества новой сцены использовались при выпуске «Бесприданницы»?
Фоменко применял приемы театра теней, на которых построил многие мизансцены и атмосферу этого спектакля. С моей точки зрения, рьер-экран, прожектор «Пани», видеопроекторы — это современные технологии, чаще используемые молодыми режиссерами.
И Фоменко, обладая колоссальнейшей палитрой режиссерских знаний и способностей, мог бы в принципе обойтись без этого. Но несмотря на свой огромный опыт, он интересуется современными технологиями, любит их использовать. Новая сцена великолепно оборудована и удобна. Хотя было трудно, многое требовалось освоить, не все было налажено. Пришлось потратить немало сил, пока все системы согласуются между собой. Петр Наумович проявил большую выдержку, характерную для человека его поколения.

Театру удается около 13 000 зрителей в год приглашать на свои спектакли бесплатноЧто у вас в ближайших планах?
На большой сцене Евгений Каменькович будет ставить «Улисса» Джойса. В Малом экспериментальном зале Фоменко репетирует «Триптих» по Пушкину. Пока не знаю, как Петр Наумович обыграет особенности архитектуры. Торцевая стена состоит из демонтирующейся деревянной перегородки, раскрывающейся на зрительское фойе. А длинная стена полностью сделана из окон с видом на Москву-реку и на Сити.

Новое здание «Мастерской П. Фоменко», красиво вписанное в берег Москвы-реки, сравнивают с пришвартованным кораблем. Но соседство с водой, наверное, доставляет проблемы?
Абсолютно никаких. Нет ни сырости, ни шума от третьего транспортного кольца, ни комаров. Нас пугали тем, что площадка не располагает к строительству, что это опасный оползневый склон и все здание театра может рухнуть в реку. Мы очень внимательно отнеслись к предостережениям, хотя они были необоснованны. Естественно, провели все расчеты, подключили научно-исследовательские институты, провели бурение, исследовали плотность земли, проверили грунтовые воды, построили специальное укрепление для этого участка. Такое отношение к делу дает свои результаты. Все в порядке, никаких проблем нет.

Андрей, вы рассказали о здании, фойе, залах и сцене. А что за кулисами?
Там два репетиционных зала, небольшое спортивное помещение, где можно заниматься фехтованием, бальными танцами, тренингом. Есть место для тренажеров — артисты и сотрудники театра могут поддерживать себя в хорошей физической форме. Есть достаточное количество гримерок, каждая из которых оборудована индивидуальным санузлом, душевой кабиной, зеркалами, гримерными столиками, маленькими диванчиками для отдыха актеров. То есть быт налажен. Есть служебный буфет. Достаточно кабинетов для административно-технического и инженерного персонала. Почти все декорации театра, реквизит, мебель для спектаклей, костюмы размещаются в просторных складских помещениях, которые занимают в общей сложности 720 квадратных метров. Наконец, работает своя прачечная, и мы можем сами приводить в порядок сценические костюмы. А под зданием находится двухъярусный подземный паркинг примерно на 76 машино-мест, с удобным подъездом для грузового транспорта и специально разработанной системой безбарьерного доступа инвалидов. Человек на инвалидном автомобиле может заехать на подземную стоянку, оставить там машину, пересесть в инвалидную коляску и на лифте подняться в зрительскую часть и в зал.

В театре предусмотрены льготы для инвалидов?
Нет. Но у нас разные цены на билеты — от 50 до 3000 руб., самые разные категории зрителей могут попасть на один и тот же спектакль. Кроме того, мы давно ведем благотворительную деятельность при поддержке наших меценатов, в первую очередь банка ВТБ, Внешэкономбанка, компании «Мосэнерго», Национального резервного банка — наших друзей, которые оказывают нам финансовую помощь. Благодаря этому театру удается около 13 000 зрителей в год приглашать на свои спектакли бесплатно. Среди них — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, школьники, студенты, малообеспеченные люди. Мы сотрудничаем с благотворительными фондами, фондами социальной поддержки. Следует отметить также роль правительства Москвы в этом важном вопросе. Специальные программы «Билет бесплатного группового посещения» и «Всей семьей в театр», разработанные Департаментом культуры города Москвы при участии Людмилы Швецовой, помогают учащимся столичных школ посещать театры города, в том числе и наш.

Театр - это особый мир, особая семья, где все подчинено главному - творческому процессуС появлением нового здания увеличился штат театра. Изменился ли коллектив?
В старом здании у нас работало около 100 человек, но мы уже давно начали увеличивать штатное расписание. Набирали сотрудников для того, чтобы они успели обжиться в нашем коллективе и в новое здание вошли как свои, стали членами этой семьи. Сейчас у нас около 230 человек, а штатное расписание предполагает 300 единиц. Чтобы содержать и обслуживать огромное здание, необходим большой технический персонал. Тем не менее и инженеры, и рабочие, и техники должны прекрасно понимать, что работают не на фабрике и не в каком-то обыкновенном учреждении. Театр — это особый мир, особая семья, где все подчинено главному — творческому процессу. Если люди не участвуют в нем, не горят им, то все разваливается моментально. А театральный спектакль очень хрупок, зафиксировать его невозможно, он сиюминутен. И театр всей своей энергетикой должен поддерживать этот спектакль. Поэтому важен коллектив единомышленников. Мы не спешим набирать людей, а довольно внимательно присматриваемся к своим будущим сотрудникам.

Старое здание остается за театром?
Правительство Москвы пошло нам навстречу, предоставив право на творческий эксперимент. В старом здании работает наша стажерская студия, которую мы набрали весной прошлого года. Это 20 актеров и 3 режиссера — молодые люди, недавно окончившие театральные институты. Для многих из них начался первый сезон в их жизни в стенах профессионального театра. С ними работают наши актеры, режиссеры во главе с Петром Наумовичем Фоменко. Мы решили, что очень важно предоставить им профессионально оборудованные театральные площадки, нашу творческую поддержку для первых проб и даже ошибок. Пока все, что происходит в нашей стажерской студии, — закрытый процесс. Но если появится интересный, яркий результат, мы его обязательно покажем публике.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП