Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (15) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Мариинская дива        
Балетный карнавал на сцене московского театра

ЕЕ НАЗЫВАЮТ «НЕПОВТОРИМОЙ» И «БОЖЕСТВЕННОЙ», НАГРАЖДАЮТ ПРЕСТИЖНЫМИ ПРЕМИЯМИ И ПРИСУЖДАЮТ ВЫСШИЕ ТИТУЛЫ. ТО, ЧТО УЛЬЯНА ЛОПАТКИНА — ОДНА ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ БАЛЕРИН СОВРЕМЕННОСТИ, ПРИЗНАЮТ АБСОЛЮТНО ВСЕ. КРИТИКИ И БАЛЕТОВЕДЫ СОРЕВНУЮТСЯ В ЗАМЫСЛОВАТЫХ ЭПИТЕТАХ, ПЫТАЯСЬ ВЫВЕСТИ ФОРМУЛУ ЕЕ УНИКАЛЬНОСТИ. ФАНАТЫ ПРИСТРАСТНО ОБСУЖДАЮТ КАЖДЫЙ ШАГ ДИВЫ. А НА СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ С ЕЕ УЧАСТИЕМ СТРЕМЯТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДАВНИЕ ПОКЛОННИКИ, НО ДАЖЕ ДАЛЕКИЕ ОТ ИСКУССТВА ЗРИТЕЛИ.

Неудивительно, что московский гала-концерт примы Мариинского театра, организованный при поддержке банка ВТБ, вызвал повышенный ажиотаж. Билеты, несмотря на дороговизну, были раскуплены в одночасье. Зал Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко оказался переполнен. В Москве Ульяна Лопаткина бывает достаточно регулярно, танцуя в гастрольных спектаклях Мариинки и сборных концертах. Но ее персональный гала в столице состоялся впервые.

Событию предшествовала краткая пресс-конференция, на которой выступила педагог Ульяны Лопаткиной Ирина Чистякова. Она рассказала, что ее знаменитая ученица старается постоянно открывать для себя что-то новое, танцевать разную хореографию. Потому и программу концерта построила по принципу разнообразия. Долго готовиться к первому московскому бенефису не удалось, так как востребованная во всем мире балерина много гастролирует. Совсем недавно прилетела из Америки и сразу же вошла в плотный репертуарный график родного петербургского театра. Тем не менее она очень внимательно отнеслась к составу выступающих на своем гала. Ульяне не безразличны те, кто танцует с ней на одном вечере. Концерт для нее не только возможность показать публике свое искусство, но еще и своеобразный энергетический обмен.

Серьезность намерений бенефициантки подтвердилась уже в первом отделении. Вечер начался с фрагмента «Павлова и Чекетти» из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик» на музыку Петра Чайковского. Ульяна Лопаткина танцевала этот отрывок, еще будучи выпускницей Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой, уже тогда удивляя своих педагогов полной отрешенностью от суеты и невероятным погружением в музыку. Целомудренный образ белой балерины, плавно парящей над задумчивой мелодией, до сих пор наиболее полно выражает художественную суть мариинской дивы — грустную лирику и смутное предчувствие трагедии. Ворожбу ее плавных и тающих линий окутывает неземной холодок. В каждом взгляде, в каждом движении — погруженность в себя и царственная недоступность. Именно такой предстала Ульяна Лопаткина в лучших номерах московского гала, исполненных со своим постоянным партнером Иваном Козловым.

Она была глубокой и точной в философских «Трех Гносианах» Ханса ван Манена на музыку Эрика Сати. А в «Гибели розы» Ролана Пети казалась тревожным видением, возникающим из знаменитого адажиетто Густава Малера.

Недосягаемость королевы подчеркивала «свита». Участники концерта (солисты Большого и Мариинского театров), в соответствии с обещанным «обменом энергиями», танцевали номера, имеющие противоположные настроения. Игриво порхали в па-де-де из «Праздника цветов в Дженцано» Августа Бурнонвиля Екатерина Образцова и Владимир Шкляров. Экзотическую легенду о птице из «Снов о Японии» Алексея Ратманского выразительно «рассказывал» пластичный Дмитрий Гуданов. Вызывающе-эстрадной атмосферой нэпманских ресторанов дышало танго из «Золотого века» Юрия Григоровича в страстном исполнении Надежды Грачевой и Артема Шпилевского. В пестрый калейдоскоп концерта вписалась и заводная «Тарантелла» Джорджа Баланчина, лихо разыгранная Ниной Капцовой и Денисом Медведевым, и ликующее па-де-де Дианы (Екатерина Осмолкина) и Актеона (Владимир Шкляров) в постановке Агриппины Вагановой.

Разной старалась быть и бенефициантка. Царица бала перевоплощалась то в жестокую, неумолимую Смерть в «Юноше и Смерти» Ролана Пети, то в шустрого уличного модника в «Танго» Астора Пьяццолы в постановке Николая Андросова, то в роковую Кармен, сочиненную хореографом Альбертом Алонсо. Чрезвычайно требовательная к себе балерина ставит перед собой все новые и новые актерские задачи. Танцевальных трудностей Ульяна Лопаткина не знает. Ей удаются и классика, и вольные движения современного танца, и стремительные ритмы чечетки. Но ее несхожие роли напоминают искусно сделанные маски причудливого балетного карнавала, а не живые характеры. Танец безупречен всегда, но драматических красок порой не хватает. Изменяя своей коронной романтике, Лопаткина так и не достигает «презренной прозы». Поэтому в ее Кармен нет естественной для цыганки грубости, Смерть лишена мистики и демонизма, а бойкий мальчишка из «Танго» похож на переодетого принца. Но непривычная, пусть и не всегда «правильная» Лопаткина тоже интересна. В разносторонних актерских исканиях угадываются будущие роли, в которых она могла бы стать единственной и неповторимой. Как знать, не появится ли рядом с замечательной балериной прозорливый и талантливый балетмейстер? Быть может, он увидит в ней загадочные порывы Валькирии? Или гармонию мадонны с полотна эпохи Возрождения? Либо противоречивость Дианы из «Собаки на сене» Лопе де Вега? Индивидуальность Ульяны Лопаткиной достойна хореографии, поставленной специально для нее. Но пока российская балерина номер один благородно и стильно танцует классику прошлого и позапрошлого веков. И вполне закономерно собирает аншлаг, превращая свой гала-концерт в художественное событие.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЕВИЧ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП