Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (15) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Бизнес на взлете      
ВТБ помогает российской гражданской авиации расправить крылья

В 2007 ГОДУ ПАССАЖИРОПОТОК НА РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЯХ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДОСТИГ 45 МЛН ЧЕЛОВЕК — ЭТО САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЗА ВЕСЬ ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ТЕМПЫ РОСТА ОТРАСЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ СЕМЬ ЛЕТ ВДВОЕ ПРЕВЫСИЛИ ОБЩЕМИРОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ, ОДНАКО ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ОСТРО НУЖДАЮТСЯ В СОВРЕМЕННЫХ САМОЛЕТАХ И АЭРОПОРТАХ. ЧТОБЫ КОНКУРИРОВАТЬ С ЗАПАДНЫМИ КОМПАНИЯМИ, АВИАСТРОИТЕЛЯМ, ПЕРЕВОЗЧИКАМ И ОПЕРАТОРАМ АЭРОПОРТОВ НЕОБХОДИМА МОЩНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА, ОКАЗАТЬ КОТОРУЮ ПОД СИЛУ ТОЛЬКО СОЛИДНЫМ ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ, ТАКИМ КАК ГРУППА ВТБ.

Девятого февраля 2008 года российской гражданской авиации и компании «Аэрофлот», из которой выросли все отечественные авиаперевозчики, исполнилось 85 лет. За прошедшее время отечественная авиация успела пережить этапы расцвета и стремительного падения. После катастрофического для российских авиаперевозок периода конца 1990-х, когда пассажирооборот по сравнению с 1991 годом уменьшился втрое, сегодня в отрасли наметились явные изменения к лучшему. Россияне начали больше летать. Рост объема авиаперевозок в РФ не остановил ни глобальный спад в отрасли после терактов 11 сентября 2001 года, ни рост цен на авиационное топливо. Общая тенденция налицо: спрос на услуги гражданской авиации в нашей стране огромен, и он будет расти.

Однако проблемы отрасли также очевидны: отсутствует достаточное количество современных воздушных судов, безнадежно отстает от мирового уровня наземная инфраструктура — аэропорты, построенные еще в советское время, устарели и не отвечают современным требованиям. В таких условиях авиакомпаниям приходится прилагать массу усилий, чтобы удержать клиентов.

И в этом российским перевозчикам и авиастроителям все большую поддержку оказывают отечественные банки, которые всерьез заинтересовались перспективным рынком. ВТБ реализует программу развития клиентского бизнеса в транспортной отрасли, в том числе гражданской авиации, которая учитывает важнейшие интересы государства и бизнеса. Цель программы — позиционирование ВТБ в качестве одного из ключевых банков по обслуживанию предприятий гражданской авиации. Для этого в структуре банка создано специализированное отраслевое подразделение.

Помогать летать

«Основная стратегическая задача российских перевозчиков — выживание в жесткой конкурентной борьбе с иностранными авиакомпаниями. В такой ситуации ВТБ как международная группа может помочь отечественным компаниям укрепить свои позиции на рынке РФ и расширить географию полетов за рубежом», — рассказывает Денис Бирюков, управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами ВТБ.

Самолеты российским авиаперевозчикам нужны как воздух. Авиапарк советских машин стремительно стареет и сокращается, а оставшиеся в строю самолеты серьезно проигрывают иностранным лайнерам в экономичности. По словам Дениса Бирюкова, один из самых распространенных в РФ самолет Ту-154 при меньшем количестве перевезенных пассажиров потребляет в два раза больше топлива, чем самолеты Boeing 737. Отечественные авиастроители в настоящий момент пока еще не в состоянии удовлетворить потребность авиаперевозчиков в воздушных судах, а первые поставки по уже заключенным контрактам с западными производителями начнутся лишь через несколько лет.

Однако россиянам нужно летать сейчас, и, чтобы покрыть дефицит техники, национальные авиакомпании закупают подержанные самолеты иностранного производства. Стоимость такой машины может составлять от $10 млн до $60 млн в зависимости от типа и возраста воздушного судна.

Очевидно, что без финансовой поддержки приобретение новых лайнеров даже для самых крупных компаний невозможно. Специалисты группы ВТБ отлично понимают особенности авиационного бизнеса. Не случайно в настоящий момент банк оказывает финансовую помощь своим клиентам в приобретении целого ряда авиалайнеров. Так, с компанией «Трансаэро» существует согласованная программа на поставку десяти самолетов Boeing 777, 747 и 767 по лизинговым схемам. Причем их число может быть увеличено в дальнейшем. Также при участии компании «ВТБ-Лизинг» профинансирована и подписана сделка с UTair на поставку пяти Boeing 737. Параллельно рассматривается возможность приобретения еще трех самолетов. Ведутся переговоры с авиакомпанией ГТК «Россия» и другими авиаперевозчиками.

«И это только начало бурного развития бизнеса, — убежден банкир. — Команда группы ВТБ в 2007 году проделала огромную подготовительную работу по выходу в авиационный сегмент рынка. Был проведен полномасштабный анализ ситуации, подготовлены уникальные продукты. В 2008 году можно будет говорить о первых результатах этой работы — новых сделках. Основной прирост кредитного портфеля и лизинговых сделок мы ожидаем в 2008 — 2010 годах».

 Что касается финансирования текущей деятельности, то здесь ВТБ также помогает российским авиатранспортным компаниям. На нужды отечественных авиаторов банк выделяет значительные суммы. Так, в 2007 году финансовым учреждением было одобрено лимитов на общую сумму более 10 млрд руб., из которых на группу компаний «Волга-Днепр» и S7 приходится по 2,5 млрд руб., на UTair и «Трансаэро» — по 1,5 млрд руб. По дочерним банкам установлено лимитов и подписано мандатов на сумму более $130 млн, в рамках которых профинансировано сделок на сумму более $80 млн.

По большому счету компании группы ВТБ — российские и зарубежные дочерние банки, лизинговые компании — сотрудничают почти со всеми крупнейшими авиаперевозчиками РФ.

Помогать строить

Темпы развития, а точнее, восстановления рынка авиационных перевозок в России впечатляют. За последние несколько лет рынок устойчиво растет на 15 — 17% в год. Однако говорить о завершении кризиса отечественной авиации можно будет только тогда, когда в стране начнется массовое производство собственных пассажирских самолетов нового поколения. Отечественное авиастроение ожидает скорый качественный скачок развития. Первый среднемагистральный самолет Superjet, над которым работает компания «Гражданские самолеты Сухого», должен быть поставлен стартовому заказчику в 2008 — 2009 годах. Региональный самолет Superjet — это именно то, чего с нетерпением ждут на рынке, несмотря на регулярные переносы сроков сдачи самолета и неизбежные риски, которые берут на себя покупатели новой, еще не обкатанной техники.

ВТБ имеет прямое отношение к реализации проекта. Во-первых, банк активно кредитует компанию «Сухой» — объем финансирования составляет более 10 млрд руб. Во-вторых, новые лайнеры, плод совместных разработок российских и иностранных специалистов, несомненно, станут объектом лизинговых сделок. «Банк ВТБ и компания „ВТБ-Лизинг“ заинтересованы в активном участии в финансировании этого проекта. У нас формируется предварительный портфель заказов авиакомпаний на покупку самолетов и необходимого дополнительного оборудования», — рассказывает Денис Бирюков. С рядом российских авиакомпаний уже заключены рамочные контракты на приобретение Superjet. Планируется подписание соглашений с «Дальавиа» на поставку 6 самолетов, с «Аэрофлот-Норд» на приобретение 16 самолетов «Сухого». Всего же на сегодняшний день, по данным компании «Гражданские самолеты Сухого», подтверждено 73 заказа на поставку данной модели.

Сотрудничает ВТБ и с другими отечественными авиастроителями. Важнейший клиент банка в этой отрасли — «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). На этом заводе собирают одни из самых надежных российских пассажирских и грузовых самолетов — Ил-96. Последний самолет — Ил-96-300 для авиакомпании ГТК «Россия» — был сдан в Воронеже 18 декабря 2007 года. Этот лайнер станет авиационной резиденцией для первых лиц государства. «Мы предоставляем ВАСО кредиты в различных видах, валютах и формах, используя весь потенциал банка. Сейчас у нас установлен лимит в размере 1 млрд руб. на ВАСО, — отмечает Денис Бирюков. — Часть денег из этого лимита будет потрачена на закупку отечественного и импортного оборудования». В будущем, по словам банкира, ВАСО не исключает возможности использования лизинговых схем для закупки новой техники.

Воздушная инфраструктура

Не только приобретение новых самолетов волнует участников российского авиабизнеса. Другая причина для беспокойства — состояние отечественных аэропортов. За последние 15 лет их число сократилось более чем в три раза — с 1302 до 351. Причем функционировать перестали аэровокзалы не только регионального и местного значения, расположенные в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. По различным причинам закрылись вполне востребованные направления. При этом в столичном регионе действующие аэровокзалы уже не справляются с выросшим пассажиропотоком.

Вызывает тревогу не только сокращение числа аэропортов, но и качество предоставляемого ими сервиса. Не секрет, что большинство из них не отвечают современным требованиям обслуживания пассажиров.

Решение проблем для российских компаний — операторов аэропортов также сопряжено со значительными капиталовложениями. ВТБ предлагает им сотрудничество в области финансирования реконструкции аэровокзальных комплексов, ВПП, а также поставок аэронавигационного оборудования. Клиентами банка уже являются международный аэропорт Шереметьево, группа «Ист-Лайн», Хабаровский аэропорт. В настоящее время банк ведет переговоры о возможном сотрудничестве с компаниями «Аэропорты Юга» (входит в состав группы «Базовый элемент» и управляет аэропортами в Краснодаре, Анапе, Сочи и Геленджике) и «КД-Авиа», управляющей аэропортом Храброво. С учетом пассажиропотока инвестиции ВТБ в этот сектор могут составить более $500 млн только в ближайшие два года.

Стоит отметить, что ВТБ далеко не всегда ограничивается ролью кредитора, когда речь идет о российском авиарынке. Так, в проекте по строительству терминала Шереметьево-3 банк выступает в качестве акционера.

Обратимся к предыстории проекта: в 2007 году все терминалы московского международного аэропорта Шереметьево 1, 2 и новый терминал «С» обслужили 14,4 млн пассажиров, достигнув предела своей пропускной способности. Некоторые перевозчики даже перевели свои рейсы в более современные терминалы Домодедова. Такая ситуация не устраивала и компанию «Аэрофлот», использующую Шереметьево в качестве базового аэропорта. Поэтому в 2005 году крупнейший авиаперевозчик России совместно с ВТБ и Внешэкономбанком начал строительство нового современного терминала Шереметьево-3. Его проектная площадь составит 195 000 кв. м, что на 15 000 кв. м превышает площади всех трех действующих в Шереметьеве терминалов.

Первые пассажиры смогут воспользоваться возможностями Шереметьева-3 уже в марте 2009 года. И это станет важным событием не только для столичных пассажиров и компании «Аэрофлот», но и для ВТБ, которому принадлежит 25% плюс одна акция в проекте строительства нового терминала. Помимо участия в уставном капитале на финансирование строительных работ и закупку оборудования, банк открыл долгосрочную кредитную линию в объеме $264 млн. Рассматривается вопрос и о возможности дополнительного финансирования в сумме до $190 млн.

Как считает Денис Бирюков, проект важен не только с финансовой точки зрения: «Участие в строительстве терминала дает группе возможность приобрести уникальный опыт работы в этой сфере. В результате ВТБ сможет предложить профессиональную помощь компаниям, планирующим участие в строительстве и реконструкции аэропортов». Опыт финансирования подобных проектов окажется незаменимым и для подготовки сочинского аэропорта к Олимпийским играм 2014 года.

Таким образом, ВТБ помогает российским авиатранспортным компаниям, авиастроителям и операторам аэропортов соответствовать постоянно растущим требованиям рынка и выживать в конкурентной борьбе. Сам банк ВТБ всерьез претендует на звание «авиационного» и ставит перед собой амбициозные задачи. «Если говорить о целевых ориентирах, то идеальный для ВТБ вариант — занять лидирующие позиции на рынке крупных корпоративных клиентов, приняв на себя до 30 — 40% кредитного риска в данном сегменте», — говорит Денис Бирюков. В 2006 — 2007 годах этот показатель у ВТБ составлял приблизительно 5 — 7%, что соответствовало второму месту после Сбербанка. Однако в ВТБ уверены: опыт работы в отрасли и умение разрабатывать индивидуальные продукты для каждого клиента позволят группе уже в 2008 — 2009 годах выйти на уровень 15 — 20%.

ТЕКСТ НИКОЛАЙ ОГАЙ

Денис Бирюков,
управляющий директор первого управления по работе с крупными клиентами ВТБ, член общественного совета национальной авиационной премии «Крылья

«Более десяти лет премия «Крылья России», учрежденная журналом «Авиатранспортное обозрение», консультационной компанией Infomost и Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, является признанной отраслевой наградой, отмечающей успехи отечественных авиакомпаний в деле развития гражданской авиации страны. Эта награда — авиационный «Оскар». Уже несколько лет ВТБ является генеральным спонсором премии «Крылья России». В общественный совет премии входят представители разных сфер бизнеса, поэтому для отмеченных авиакомпаний это признание независимых экспертов. Также существует отдельная номинация — «Приз зрительских симпатий». Обладание такими наградами свидетельствует о том, насколько активно авиакомпания совершенствуется и развивается.
Группа ВТБ хорошо известна в авиабизнесе также как спонсор и активный участник форумов и конференций, посвященных авиационной тематике, проходящих как в России, так и за рубежом, что позволяет ей идти в ногу со временем и понимать тенденции развития авиационной отрасли».


Российская воздушная яма

Пассажирооборот — это произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние перелета. Например, пассажирооборот, равный 1000 пассажирокилометров, может быть получен при перевозке одного человека на 1000 км или же двух пассажиров на 500 км. Если учитывать, что в 2007 году пассажиропоток в России вырос до 45 млн человек, то можно сказать, что средняя дальность перелета в прошлом году составила около 2400 км.
На графике отчетливо видно, что 1999 — 2000 годы были для российских авиаперевозок худшими. Тогда пассажирооборот составлял всего 53,4 млрд пасс. км, что почти в три раза ниже уровня 1991 года. С тех пор этот показатель увеличивался в среднем более чем на 11%. Это как минимум вдвое превышает среднемировые показатели.

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП