Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 (14) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Мгновения триумфов
Превращения и парадоксы Тулуз-Лотрека

В ИНЖЕНЕРНОМ КОРПУСЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ДО 4 МАЯ ОТКРЫТА ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖНИКА АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА. В ОСНОВЕ ЭКСПОЗИЦИИ — ЛИТОГРАФИИ ИЗ УНИКАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ПАРИЖСКОГО КУТЮРЬЕ И КОЛЛЕКЦИОНЕРА ЖАКА ДУСЕ. БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ СОБЫТИЕ СТАЛО ВОЗМОЖНО БЛАГОДАРЯ УЧАСТИЮ БАНКА ВТБ.

Устроители выставки отметили на пресс-конференции, что своим обостренным чутьем на талант и стремлением помогать одаренным творцам Жак Дусе похож на Павла Третьякова. Французский меценат поощрял не только художников, но и писателей (среди них Андре Бретон и Луи Арагон), собирал научную библиотеку по искусству и археологии, которую в 1818 году подарил Парижскому университету. Это более 260 000 единиц хранения: книги, манускрипты, эстампы, гравюры, фотографии… 182 авторских оттиска Тулуз-Лотрека — ценнейший раздел этого огромного собрания. Если бы не Дусе, приобретавший литографии уже после смерти художника, многие шедевры, возможно, могли бы затеряться и навсегда исчезнуть. В начале ХХ века к литографии относились не так серьезно, как к живописи. Считалось, что по сравнению с живописными полотнами камерные эстампы не столь эффектны и зрелищны. Коллекция Жака Дусе (ныне — собрание Национального института истории искусства Франции) блестяще опровергает это заблуждение.

Экспозиция в Третьяковской галерее объединила 83 работы Анри де Тулуз-Лотрека (часть парижской сокровищницы литографий пополнил карандашный автопортрет художника из собрания швейцарского Фонда Пьера Джанадда и этюд «Дама у окна» из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Выставка, названная кураторами «Парижские удовольствия», — настоящее художественное приключение для зрителя. Фигуры и лица, случаи из жизни и сценки из спектаклей, запечатленные Тулуз-Лотреком, складываются в захватывающее повествование о блестящей стороне парижских удовольствий и их изнанке. Рассказывают не только о героях художника, но и о нем самом. Выдают его восторги, сокровенные мысли, его счастье и его боль.

В творчестве художника, как и в его биографии, немало парадоксов. Потомок знатного французского рода, Тулуз-Лотрек вырос в графских поместьях и получил хорошее воспитание. И вдруг — профессиональные занятия живописью…

Для аристократа весьма сомнительное увлечение. Любительство — другое дело. Живописцами-любителями были отец и дядя Анри. Зарабатывать на жизнь у богатого наследника не было необходимости. Но для Лотрека изобразительное искусство стало единственным способом реализовать себя. Травмы обеих ног, полученные в отрочестве, на всю жизнь лишили его возможности нормально ходить. Осужденный на бездействие, Тулуз-Лотрек не покорился судьбе, всерьез занявшись рисованием. Способности к этому виду творчества он проявлял еще в лицее, азартно изображая учителей и одноклассников. С 1881 года, с 17 лет, Анри живет в Париже, серьезно занимаясь в мастерских и студиях видных живописцев. Бурная художественная жизнь затягивает аристократа, приводит на богемный Монмартр. «Мне пришлось совершить над собой усилие, потому что — и Вам это так же хорошо известно, как и мне, — не по собственной воле веду я богемную жизнь и никогда не привыкну к этому окружению», — признается двадцатидвухлетний художник в письме матери. Глядя на литографии, созданные Лотреком в основном в девяностые годы позапрошлого столетия, видишь, насколько родной и близкой стала для художника «низменная» сторона жизни Парижа. Он обожает своих героинь, схватывая метким карандашом мгновения триумфов, восторгов и разочарований див «Мулен Руж» и «Фоли-Бержер». Певицы и танцовщицы на его литографиях удивительны, как редкие птицы. Пластичны, как змеи. Легки, словно бабочки. Но наделяя их фантастическими чертами, Тулуз-Лотрек не забывает о портретном сходстве. Убедиться в этом помогают фотографии постоянных моделей художника, также представленные на выставке.

Мир кажется ему театром, поделившим жизнь на сцену и закулисье. Он был вхож во все увеселительные заведения Парижа. Остроумно и тонко подмечал характеры обитательниц и завсегдатаев домов терпимости. Иронизировал над постоянными гостями позолоченных лож и тружениками оркестровых ям.

Литографии Тулуз-Лотрека напоминают то отражения в кривых зеркалах, то задумчивые кадры немых фильмов, то жесткие репортажи. Интересно разглядывать, как круговорот линий, лаконичных штрихов и пятен превращается в танец, шансонетку, притчу или анекдот. Увлеченный литографией, Лотрек экспериментирует с разными техниками. Работает не только литографским карандашом, но и кистью, набрызгом, делает оттиски в несколько цветов, использует различные виды бумаг. Отдельные стенды выставки знакомят с лабораторией художника. Пять листов с изображениями танцовщицы Лой Фуллер — пять попыток передать не только движение, но и фантастическое освещение номера авангардной артистки. Золотой, серебряный, бронзовый порошки, разные краски… Посетители могут не только удивиться впечатлению Лотрека от магии танца, но и проследить за прихотливыми изменениями поверхности бумажного листа. А портрет некоей Эльзы по прозвищу Венка сделан настолько нежно, что кажется не литографией, а пастелью. Увлеченность делом, сильная положительная энергия художника передаются зрителям его работ. В любом рисунке мастера чувствуется большая жизненная сила и оптимизм вопреки обстоятельствам. Лотрек иронизировал даже над своим уродством. В экспозиции есть несколько работ с его автошаржами, возникающими порой в самых неожиданных местах. На одной из литографий его маленькая фигурка в отчаянном арабеске стремится навстречу свирепому канкану, захлебнувшемуся в шелках и кружеве юбок («Труппа мадемуазель Эглантин»). На другой — граф Анри де Тулуз-Лотрек оказывается ленивым пастухом, выгуливающим корову с человеческими глазами («Приглашение на чашку молока»). Подобно своим моделям, актерам и актрисам, он проживал захватывающие биографии, играя множество ролей. Правда, не на сцене, а на листах бумаги и холстах, превращающих мгновения эфемерных удовольствий в вечные шедевры.

Но богемная среда, сотворившая великого художника, его же и сгубила. Пристрастия к спиртному и болезни сильно укоротили яркую, бурную жизнь. Анри де Тулуз-Лотрек умер в 1901 году, не дожив до 37 лет.

ТЕКСТ ЕЛЕНА ГУБАЙДУЛЛИНА ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЕВИЧ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП