Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 (13) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Музыкальный прием
Не оставляйте стараний, маэстро…

С 25 СЕНТЯБРЯ ПО 9 ОКТЯБРЯ В МОСКВЕ ПРОХОДИЛ IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВЛАДИМИР СПИВАКОВ ПРИГЛАШАЕТ…». В ПРОГРАММЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА — ЗНАМЕНИТЫЙ БАРИТОН ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ, ГОБОИСТ АЛЕКСЕЙ ОГРИНЧУК, БРИТАНСКИЙ ТЕНОР ЙЕН БОСТРИДЖ, НЕМЕЦКАЯ ПЕВИЦА УТЕ ЛЕМПЕР И ДРУГИЕ. НА ОТКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ ДЕНИС МАЦУЕВ ВИРТУОЗНО ИСПОЛНИЛ КОМБИНАЦИЮ ИЗ ДВУХ КОНЦЕРТОВ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО. МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ОРГАНИЗОВАНО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ БАНКА ВТБ.

IV Международный музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», как и в минувшие годы, приготовил зрителям немало сюрпризов. Позиция вдохновителя и организатора мероприятия музыканта Владимира Спивакова накануне открытия формулировалась просто и всеобъемлюще: «Признаюсь, для меня важно не количество фестивальных концертов, а возможность показать в Москве то, что я люблю сам: новое, разнообразное по жанрам и стилям, уникальное по таланту, мастерству и воздействию на слушательскую аудиторию. Думаю, мне это удавалось раньше и, надеюсь, удастся на этот раз».

Открывая фестиваль, Владимир Спиваков делал беспроигрышную ставку на солиста Дениса Мацуева и ставший в его исполнении хитом Первый фортепианный концерт Чайковского. Но молодой виртуоз начал не с ожидаемого бестселлера турне и фестивалей, а с гораздо более интригующего Второго концерта Чайковского. Исполненный эмоционально, с достоинством, мужественно и ярко, концерт в безупречном сопровождении Национального филармонического оркестра с Владимиром Спиваковым за дирижерским пультом задал тон всему фестивалю. Разнообразие нюансов, лиризм и драматизм частей концерта, фееричное финальное allegro con fuoco покорили публику. И даже беспрецедентное по мастерству исполнение Первого концерта, считающегося визитной карточкой пианиста, вынуждено было слегка уступить свои позиции.

Камерная музыка доминировала на фестивале в следующий вечер: в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» звучал концерт Иоганна Себастьяна Баха для скрипки и гобоя, солировали Владимир Спиваков и Алексей Уткин. Музыка Георга Генделя и Альбана Берга: три пьесы из «Лирической сюиты» для струнного оркестра, в которых зашифрованы имена композитора и его возлюбленной Ханны Фукс, вдохновившей Берга на создание первого масштабного сочинения в технике 12-тонового письма, перекинули мостик от Баха к Бриттену, чей вокальный цикл «Озарения» завершал программу вечера. Написанный для высокого голоса и струнного оркестра на стихи Артюра Рембо, в наше время он все чаще исполняется тенором, а не сопрано. В Москву для этой цели Владимир Спиваков пригласил «эстета и интеллектуала, феноменального тенора» Йена Бостриджа из Великобритании, считающегося непревзойденным интерпретатором кантат Баха и «Озарений» Бриттена. К сожалению, в Москве певец был не в лучшей своей форме, однако это не помешало слушателям приобщиться к исполнению страшных в своем новаторстве и захватывающей мощи «Озарений».

Страсть Владимира Спивакова к поддержке молодых талантов в полной мере проявились в концерте с участием победителей недавнего конкурса имени Чайковского. Виолончелист Александр Бузлов исполнил «Вариации на тему рококо», последовавшие за «Итальянским каприччио». После чего публику взяла в плен Альбина Шагимуратова, исполнявшая арии Семирамиды и Лючии де Ламмермур, болеро Елены из «Сицилийской вечерни», арию Маргариты де Валуа из «Гугенотов». Молодая певица, невзирая на скупые пластические и эмоциональные краски, добивалась яркого эффекта единственным средством — всеобъемлющей выразительностью своего голоса. Кульминацией фестиваля стал концерт с участием всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского — нечастого, но всегда желанного гостя на столичной сцене. Только что представивший на сцене Кремлевского Дворца свою новую программу «К России с любовью», для выступления с Владимиром Спиваковым певец остановился на элитарном репертуаре, выбрав вокальный цикл Дмитрия Шостаковича на стихи Микеланджело. Несколько сонетов и стихотворений — «Истина», «Утро», «Любовь», «Разлука», «Гнев», «Данте», «Изгнаннику», «Творчество», «Ночь», «Смерть», «Бессмертие» раскрывают тайны творчества, мудрость жизни, спокойствие смерти. Еще одна известная гостья фестиваля — актриса, танцовщица и певица Уте Лемпер, уникальная исполнительница песен в жанре берлинского кабаре — представила на сцене Светлановского зала Дома музыки «Семь смертных грехов» Курта Вайля на стихи Бертольда Брехта. Знакомая русским зрителям по фильмам «Книги Просперо» Питера Гринуэя и «Прорва» Ивана Дыховичного, звезда мюзиклов «Голубой ангел», «Кабаре» и «Чикаго», исполнительница балета Мориса Бежара «Мгновенная смерть» и программы «Вайль-ревю» в театре Пины Бауш, Уте Лемпер представляет собой редкий ныне тип синтетичного актера. Стильная, изысканная, изломанная, с неповторимым тембром голоса, она отражает эстетику шансона и кабаре и при этом везде остается странницей.

В дни фестиваля известный лондонский фотограф Саша Гусов открыл в Москве выставку «Семь смертных грехов», где моделями в весьма жесткой, абсолютно лишенной глянцевого лоска фотосессии выступили певица и маэстро, Уте Лемпер и Владимир Спиваков.

К финалу фестиваля на одном концерте соединились один из лучших гобоистов молодого поколения Алексей Огринчук и блистательный дирижер Ион Марин, исполнявшие концерт для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса. Сам же Владимир Спиваков, представил «Траурный концерт» для скрипки с оркестром Карла Амадеуса Хартмана.

Закрытие фестиваля прошло на энергичной и радостной ноте — джазовые исполнители Рэнди Кроуфорд и Джо Сэмпл играли джаз, что вполне соответствовало замыслу руководителя фестиваля — удивлять и радовать тем, что удивляет и приносит радость тебе самому.

ТЕКСТ НАТАЛИЯ КОЛЕСОВА

 
Открытие фестиваля состоялось в Светлановском зале Московского международного дома музыки   Джазовые исполнители Рэнди Кроуфорд и Джо Сэмпл играли джаз
Кульминацией фестиваля стал концерт с участием всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского
 
Актриса, танцовщица и певица Уте Лемпер, уникальная исполнительница песен в жанре берлинского кабаре   Вдохновитель и организатор фестиваля - музыкант Владимир Спиваков

Владимир Спиваков,
народный артист СССР, дирижер Национального филармонического оркестра России

«Наш следующий фестиваль состоится в 2009 году. Ждите сюрпризов!»
«Посмотрев на историю человечества, мы заметим постоянную борьбу между идеями и интересами. Часто кратковременная победа принадлежит интересам, а по истечении времени обычно выигрывают идеи, которые становятся отправными точками развития общества.
И лишь иногда идеи и интересы совпадают. Наш фестиваль — как раз тот редкий случай. Идея собрать людей, находящихся на вершине музыкального Олимпа, была поддержана банком ВТБ. Благодаря этой помощи фестиваль доказал: Москва не хуже других великих столиц мировой культуры. К нам приехали мегазвезды — Джесси Норман, Фанни Ардан, Кшиштоф Пендерецкий, Дмитрий Хворостовский, Уте Лемпер и другие. Это поднимает Россию на достойную высоту, ведь мощь государства заключается не в военной силе, а в силе духовной.
Наш фестиваль открывает новые, неизвестные россиянам имена и сочинения. Он достойно вписывается в общую мозаику мировой культуры самой высокой пробы.
Поскольку это очень концентрированное и многоплановое мероприятие, время его проведения оказалось для меня крайне напряженным. Этот фестиваль трудно сравнить с ежегодным летним фестивалем в Кольмаре и даже с долгим гастрольным турне с Национальным филармоническим оркестром или «Виртуозами Москвы». К счастью, с первого же фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» мы получаем поддержку московского правительства. Я всегда участвую в фестивальной программе в качестве солиста. И это принципиальный момент, имеющий значение не только для привлечения публики в концертные залы. Из-за занятости организацией фестиваля мне пришлось отказаться от очень престижных и выгодных личных ангажементов. В этом смысле московской публике повезло. Наш следующий фестиваль состоится в 2009 году, подготовка к нему уже идет. Ждите сюрпризов!»


Денис Мацуев,
музыкант, заслуженный артист России

«Для меня большая честь открывать фестиваль Владимира Спивакова»

Денис, вы открывали программу фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» исполнением самого популярного Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского и редко исполняемого — Второго. Почему вы выбрали именно эти произведения?
Эти концерты я уже исполнял с Владимиром Спиваковым на его фестивале в Кольмаре, а буквально за день до открытия программы в Москве мы играли Первый фортепианный концерт в Париже. Мне нравится исполнять Первый концерт в комбинации со Вторым. Возможно, в какой-то степени это связано с желанием популяризировать Второй концерт, так как в отличие от Первого он менее известен. У меня даже есть совместный проект с Пермским театром оперы и балета — балет Ballet Imperial на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, в хореографии Джорджа Баланчина. Эта постановка — воспоминания Баланчина о Петербурге, Петрограде, откуда он уехал в 1924 году, персонифицированные в образах императорского балета. Программу я исполнил буквально за день до открытия фестиваля Владимира Спивакова в Москве на своем фестивале «Крещендо» в Екатеринбурге.
Такую музыку, как концерты для фортепиано с оркестром Чайковского, Спиваков и его оркестр очень тонко и стильно аккомпанируют. На мой взгляд, это очень редкое качество великого дирижера: он умеет отыскать в музыке некие тонкие, ускользающие моменты, что для меня особенно ценно. Вообще наши отношения распространяются не только на сотрудничество на сцене, но и за ее пределами. Мы много играем вместе, а для меня человеческие качества наряду с профессиональными имеют немаловажное значение.

Что для вас значит участие в фестивале Владимира Спивакова?
Фестиваль Владимира Спивакова уже завоевал свою нишу в культурной жизни столицы. Его программы составлены очень тонко, их отличает изысканность и великолепный вкус. В выборе солистов маэстро всегда безупречен. В данный момент я говорю не о себе. Но то, что он представляет, всегда чрезвычайно интересно. Например, кто бы мог подумать, что для открытия своего фестиваля он выберет два концерта Чайковского, не симфонию или другие произведения, хотя такие аккомпанементы можно сравнить с двумя симфониями, это огромное полотно, где во второй части солистами помимо меня выступают скрипач и виолончелист. Я знаю, что в Национальном филармоническом оркестре России великолепные солисты — первая скрипка Еремей Цукерман и концертмейстер виолончелей Юрий Лоевский, в исполнении которых эти произведения звучат очень выразительно, это музыканты высочайшего класса. Для меня большая честь открывать такой фестиваль.

Раз в два года фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» представляет московской публике истинных звезд мирового музыкального искусства, сложилось впечатление, что программа задумана под конкретных исполнителей. Из музыкантов нынешнего фестиваля кого хотите отметить особенно?
Я не знаю всю программу фестиваля, так как мой собственный график — это семь концертов в неделю в разных городах мира и с различной программой, а то, что я видел, не нуждается в рекламе. Например, Дмитрий Хворостовский, публика и так прекрасно знает, что это невероятный музыкант с потрясающим голосом. Уверен, что на его концертах всегда аншлаг.
Также в программе принимал участие гобоист Алексей Огринчук, недавно он играл на моем фестивале «Крещендо». Алексей хорошо известен московской публике. Я думаю, что это первый гобой мира. Он солист Королевского оркестра Concertgebouw в Амстердаме. Такое случается крайне редко — чтобы русского гобоиста приняли на эту должность. Алексею удается добиваться уникального звучания инструмента. Думаю, что его концерты будут очень популярны в Москве.

Вы упомянули о своем ежегодном фестивале «Крещендо». С какими трудностями сталкивается художественный руководитель в процессе подготовки таких мероприятий?
Мы организовали фестиваль с Давидом Смелянским. Это достаточно тяжелая ноша, так как приходится решать массу вопросов, в том числе финансовых. Ежегодно фестиваль проходит в разных городах мира — в нынешнем году в Париже, в следующем поедем в Нью-Йорк. Наше музыкальное путешествие доказывает, что новая русская исполнительская школа «Крещендо» (дословно переводимая с итальянского как «нарастание звука») существует, что есть команда, за которую не стыдно. У Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Валерия Гергиева, Михаила Плетнева есть преемники. И в этом отношении за русскую школу не надо беспокоиться.
Нужно заботиться о следующем поколении. Если мы не будем удерживать педагогов музыкальных школ, они разъедутся на заработки — например, в Китай. У них сейчас нет выбора: ведь зарплата преподавателя в центральной музыкальной школе составляет 2500 рублей. Талантливые педагоги на грани нищеты. И если о них не позаботиться сейчас, завтра Россия потеряет молодое поколение музыкантов. И посмотрев на результаты международных конкурсов, среди победителей увидим уже не наших соотечественников, а в основном китайских воспитанников.

На ваш взгляд, как можно решить эту проблему?
Нужно учреждать гранты. Если в России талантливым музыкантам дадут возможность зарабатывать как на Западе, они будут работать дома. Необходимо создавать либо соответствующие правительственные программы, либо поощрять частные спонсорские инициативы и меценатство в искусство.

Беседовала Марина Александрова


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП