Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 (13) 2008

| Корпоративные СМИ ВТБ


Национальный масштаб

Время обновления
Бизнес оценил лизинг по достоинству

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ПРОДОЛЖАЕТ АКТИВНО РАЗВИВАТЬСЯ. НА ФОНЕ РОСТА ПЕРЕД БИЗНЕСОМ ОСОБЕННО ОСТРО ВСТАЕТ ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ. РАНЬШЕ ЭТОМУ ВОПРОСУ ЛИБО УДЕЛЯЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ, ЛИБО НА ЕГО РЕШЕНИЕ НЕ НАХОДИЛОСЬ СРЕДСТВ. СЕГОДНЯ КОМПАНИИ НАКОНЕЦ ПОНЯЛИ, ЧТО БЕЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНО, А ТАКЖЕ У НИХ ПОЯВИЛИСЬ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ. В ТАКИХ УСЛОВИЯХ ЛИЗИНГ ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕ БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ. ПРИЗНАННЫМ ЛИДЕРОМ В ЭТОЙ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОМПАНИЯ «ВТБ-ЛИЗИНГ».

Еще десять лет назад у большинства отечественных компаний на повестке дня стоял лишь один вопрос — быть или не быть. После кризиса бизнес начал восстанавливаться и расширяться. Однако продолжительный рост невозможен без инвестиций, модернизации производства и инфраструктуры: бесконечно использовать то, что было создано 10 — 20 лет назад, нельзя. Впрочем, пока бизнес боролся за выживание, речи о масштабных вложениях в «перевооружение» не шло. В лучшем случае капиталов хватало на текущий ремонт. Но в последние годы ситуация изменилась. Во-первых, у российских предприятий, и не только у крупных, появились средства на развитие, а во-вторых, многие предприниматели столкнулись с тем, что устаревшее оборудование тормозит или вовсе останавливает рост бизнеса. Стало очевидно — пришло время обновления.

Лизинг или кредит

Модернизация основных фондов, если речь идет, скажем, об обновлении парка автомобилей, техники или замене оборудования на предприятии, — проект дорогостоящий. Его реализация невозможна без помощи финансово-кредитных институтов. В последнее время благодаря развитию рынка капитала у бизнеса появился достаточно широкий арсенал средств для привлечения денег — от банковских кредитов и облигационных займов до размещения акций в России и за рубежом. Однако если для самых крупных компаний привлечение кредита или проведение IPO является посильной задачей, для игроков среднего и малого бизнеса эти способы зачастую недоступны. Здесь и может оказаться полезным лизинг, или финансовая аренда. Впрочем, интересен лизинг также и крупным компаниям, ведь эта разновидность финансирования имеет целый ряд преимуществ.

Самый большой плюс — ряд налоговых послаблений, предусмотренных для лизингополучателя, то есть компании, закупающей оборудование по лизинговому соглашению. Во-первых, на сумму лизинговых платежей может быть сокращен налог на прибыль. Во-вторых, оборудование, полученное в лизинг, амортизируется с коэффициентом три, то есть его балансовая стоимость сокращается в три раза быстрее, а следовательно, снижается налог на имущество. В-третьих, компания платит НДС частями в составе лизинговых платежей — в отличие от обычной закупки, когда налог на добавленную стоимость взимается единовременно. Для многих клиентов подобная налоговая экономия делает лизинг более выгодным, чем кредит, даже несмотря на то, что ставки по лизинговым платежам традиционно выше, чем проценты по кредиту. Однако эта разница с лихвой компенсируется льготным налогообложением.

Есть у лизинга еще одно преимущество, особенно важное для среднего и малого бизнеса. Заключить крупное лизинговое соглашение для средней компании, не имеющей большой кредитной истории, может быть проще, чем получить заем. Ведь лизинговая организация рискует гораздо меньше, чем банк, так как предмет лизинга остается в ее собственности до тех пор, пока клиент полностью не закроет свои обязательства. Если учесть, что в лизинг приобретается преимущественно ликвидное оборудование и техника, спрос на которые в России только растет, то в случае невозможности вернуть деньги лизинговая фирма может быстро реализовать это оборудование. С точки зрения компании, претендующей на заключение соглашения, это означает, что получить финансирование таким способом ей будет значительно проще, чем в других формах. Таким образом, лизинг является мощным и гибким инструментом финансирования, который применим для широкого круга компаний — от корпораций государственного масштаба до сравнительно небольших предприятий.

Конечно, лизинг не является абсолютно универсальным, с его помощью невозможно привлечь средства, например, для капитального строительства, однако в области технического перевооружения эта форма близка к идеальной. Ведь для лизинга почти не существует ограничений по масштабу: в финансовую аренду можно взять несколько десятков коммерческих автомобилей или же приобрести современный пассажирский авиалайнер. Постепенно в России начинает развиваться и такой экзотический вид услуг, как лизинг недвижимости.

Десятикратный прыжок

Отечественный бизнес по достоинству оценил все плюсы лизинга. Подтверждение тому — бурный рост лизинговых сделок в РФ в последние четыре года. За 2003 год, по оценке агентства «Эксперт РА», лизинговые компании заключили контрактов на общую сумму в $3,2 млрд. В 2005-м объем новых соглашений достиг $8 млрд, а еще год спустя этот показатель увеличился до $14,7 млрд. В 2007-м лизинг прибавил еще больше, превзойдя самые смелые ожидания. Только за первые шесть месяцев текущего года объем новых сделок достиг $16 млрд, превысив уровень всего предыдущего года, при этом участники рынка не ожидают снижения темпов роста. Таким образом, прогноз в $35 млрд новых лизинговых соглашений за весь 2007 год уже не кажется фантастикой. Десятикратное увеличение объема новых заказов за четыре года — впечатляющие темпы роста.

В связи с этим появляется закономерный вопрос: $35 млрд в масштабах российской экономики это много или мало? Сохранится ли положительная динамика в будущем или рынок уже насыщен? С одной стороны, состояние лизинговой отрасли напрямую зависит от экономической ситуации в стране — сохранятся стабильные темпы роста, не ослабеет и спрос на услуги лизинговых компаний. Однако существует зарубежный опыт, опираясь на который можно сделать выводы о перспективах роста лизинга в России.

Один из главных показателей, характеризующих развитость национального рынка финансовой аренды, — доля лизинга в ВВП. По словам профессора Высшей школы экономики Валерия Газмана, в отдельных экономически развитых странах этот показатель в последние годы достигал двух и более процентов. Так, например, в 2005 году в Австрии он составлял 2,1%, в Германии — 1,85%, в Канаде — 1,84%, в США — 1,71%. В РФ показатель лизингоемкости ВВП в 2006 году вырос до 1,73%, то есть потенциал еще есть, и немалый. Особенно если учесть, что темпы роста ВВП в России в несколько раз превосходят скорость повышения валового внутреннего продукта в западных государствах. Еще один значимый индикатор рынка — доля лизинговых сделок в общем объеме инвестиций в основные средства. В среднем по всем отраслям российской экономики в 2006 году этот показатель был равен 8,7%, в то время как в странах Западной Европы удельный вес такого финансирования достигает 25%, в США — 30%, а в некоторых государствах Азии на лизинг приходится до половины всего объема инвестиций в основные средства. Так что отечественный рынок лизинга имеет все предпосылки к дальнейшему росту, причем российские участники этого финансового сектора говорят, что до предела еще очень далеко — в среднесрочной перспективе вполне возможно четырехкратное увеличение.

Работать с лидером

Несмотря на то что финансовая аренда в России — сегмент растущий, на рынке уже появился явный лидер. Это компания, входящая в группу ВТБ, 100-процентная «дочка» банка — «ВТБ-Лизинг». На рынке этот игрок уверенно удерживает первенство уже второй год подряд, что неудивительно: за спиной компании мощнейшая финансовая структура группы ВТБ. Благодаря ресурсам и опыту, деловой репутации и обширной клиентской базе материнской компании «ВТБ-Лизинг» смог всего за три года работы — с 2002 года — войти в тройку крупнейших лизинговых компаний страны. А уже в 2006-м компания заняла первое место как по объему лизингового портфеля (то есть сумме обязательств клиентов за вычетом уже оплаченных платежей), так и по стоимости новых подписанных контрактов. Ведущую позицию «ВТБ-Лизинг» продолжает удерживать и в нынешнем году. Это означает, что успех не был случайным, и лидерство обеспечено не только авторитетом бренда ВТБ, но и высококлассной работой команды «ВТБ-Лизинга». Об эффективности ее деятельности говорят опережающие рынок темпы роста компании.

Следует отметить, что функционирование лизингового бизнеса в России и СНГ обеспечивается коллективом менее 100 человек. Возглавляет команду «ВТБ-Лизинга» генеральный директор Антон Борисевич. Одна из главных задач, поставленных перед ним руководством ВТБ, — расширение лизингового бизнеса на всю территорию представленности банка. То есть лизинг должен стать «штатным» финансовым продуктом, доступным для всех клиентов группы в РФ и за рубежом. На сегодняшний день «ВТБ-Лизинг» имеет десять подразделений на территории от Хабаровска до Екатеринбурга и Краснодара и ведет бизнес более чем в 20 регионах России. Услуги клиентам из СНГ оказывают дочерние структуры «ВТБ-Лизинга» в Украине и Белоруссии. Универсальность компании проявляется также в отраслевой структуре лизингового портфеля. «Мы работаем везде, где есть бизнес, практически во всех отраслях, где это возможно и целесообразно. Мы должны обеспечить клиентов группы ВТБ качественными лизинговыми услугами во всех точках присутствия», — объясняет задачи компании Антон Борисевич.

К достижению этой цели в том, что касается отраслевой универсальности, «ВТБ-Лизинг» приблизился вплотную. Компания представлена почти во всех основных сегментах. В первом полугодии 2007-го «ВТБ-Лизинг» занял первое место по объему заключенных сделок по поставке оборудования для нефтедобычи и переработки, второе место — в сегментах железнодорожного транспорта, авиатехники, энергетического оборудования, третье — по дорожно-строительной технике и четвертое место — в области лизинга автобусов и микроавтобусов.

Что касается отраслевой структуры лизингового портфеля самой компании, то на сделки с железнодорожным транспортом, по данным за первые шесть месяцев 2007 года, приходится 53,6% объема портфеля, еще почти 15% — это энергетическое оборудование, 12% — автотранспорт и 5,7% — авиатехника. Вообще, в настоящий момент для российского рынка лизинга характерно преобладание сделок с компаниями транспортной отрасли. Крупнейшим клиентом «ВТБ-Лизинга» в данной сфере является компания «Российские железные дороги», проводящая обновление подвижного состава в том числе и с помощью лизинговых услуг. В области железнодорожного транспорта, по словам Борисевича, «ВТБ-Лизинг» планирует до конца года снова выйти в лидеры.

Не менее важна для компании авиационная отрасль. Здесь ее клиентами являются как производители, например, «Гражданские самолеты Сухого», которому «ВТБ-Лизинг» поставляет производственное оборудование, так и авиаперевозчики — такие как «Трансаэро» и «ЮТэйр», для них компания приобретает авиационные суда.

«ВТБ-Лизинг» активно финансирует предприятие «Гражданские самолеты Сухого», выделяя средства на поставки оборудования для производства самолетов Sukhoi Super Jet 100. Мы активно сотрудничаем с этой компанией и планируем в дальнейшем участвовать в продвижении самолета Sukhoi Super Jet 100 в России и за рубежом. Думаю, что контракты будут заключены с нами до конца 2007 года«, — говорит Борисевич.

Финансирование всерьез

Работа с крупными проектами и лидирующая позиция на рынке лизинга подразумевает наличие у самой компании мощных источников финансирования. На первоначальном этапе именно банки группы ВТБ были основными кредиторами компании, однако по мере развития у «дочки» ВТБ появились возможности для самостоятельного привлечения сторонних средств, хотя группа ВТБ по-прежнему остается ее главным финансовым партнером. Тем не менее, по оценке Антона Борисевича, на 1 октября 2007 года из сторонних источников было получено около 35% средств компании.

Кроме того, на сегодняшний день «ВТБ-Лизинг» единственная из крупных российских лизинговых организаций имеет кредитный рейтинг на уровне материнской компании и, соответственно, на уровне Российской Федерации. «Пошел второй год, как нам присвоен рейтинг агентства Fitch, а в этом году мы получили рейтинг Standard & Poors на уровне ВТБ. Для нас это означает возможность на приемлемых условиях занимать средства у международных финансовых институтов», — рассказывает Антон Борисевич. Кроме того, «ВТБ-Лизинг» в середине ноября успешно разместил на российском рынке облигаций заем на 8 млрд руб. Для отечественных лизинговых компаний эта сделка оказалась самой крупной за всю историю.

ТЕКСТ НИКОЛАЙ ОГАЙ

Как работает лизинг

В лизинговой сделке участвуют три стороны: клиент, получающий оборудование, то есть лизингополучатель, продавец оборудования и лизинговая компания — лизингодатель. При самом распространенном в России варианте работы — финансовом лизинге — взаимодействие происходит следующим образом: по заказу клиента лизинговая компания за свой счет приобретает у поставщика необходимое оборудование и затем передает его в пользование клиенту. Лизингополучатель выплачивает лизинговой компании аванс и в течение нескольких лет погашает оставшуюся стоимость оборудования, выплачивая определенные договором проценты. До тех пор, пока переданное в пользование оборудование не будет оплачено полностью, оно остается собственностью лизинговой компании. После полной уплаты стоимости оборудование переходит в собственность лизингополучателя. Существуют и другие, менее распространенные в нашей стране разновидности лизинга. Например, оперативный лизинг, при котором оборудование по истечении срока возвращается обратно к лизингодателю, однако последний берет на себя все расходы по обслуживанию оборудования. И возвратный лизинг, когда клиент сам за свой счет приобретает необходимое ему оборудование, затем продает его лизинговой компании и после берет это же оборудование на условиях финансового лизинга.

Абсолютный лидер рынка

Объем нового бизнеса в первой половине 2007 года, млрд руб.

1 ВТБ-Лизинг 36,4
2 Ильюшин Финанс 29,9
3 Русско-Германская лизинговая компания 24
4 Авангард-Лизинг 19,2
5 РТК-Лизинг 12

По данным «Эксперт РА»

Объем лизингового портфеля по итогам первой половины 2007 года, млрд руб.

1 ВТБ-Лизинг 64,5
2 Русско-Германская лизинговая компания 45,3
3 Бизнес Альянс 34,5
4 Росагролизинг 33,3
5 Ильюшин Финанс 31,8

По данным «Эксперт РА»


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП