Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (9) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Технологии

Технологии

Принцип «одного окна»
Координация бизнеса финансовых «дочек»

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗВИТИЯ СЕТИ В ГРУППЕ ВТБ ОСТРО ВСТАЛА ПРОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ ЕЕ УЧАСТНИКОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПРАВЛЕНИЕМ ВТБ РЕШЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТРИЧНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ БАНКАМИ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ КОРПОРАТИВНОГО БЛОКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛО СОЗДАНО НОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА ДОЧЕРНИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ.

За последние полтора года международная банковская группа ВТБ активно формировалась в качестве крупной финансовой структуры транснационального уровня. Развитие сети группы ведется как в интересах повышения ее общей капитализации, так и для увеличения объема и эффективности бизнеса.

Достигнутые результаты говорят сами за себя. Сегодня группа ВТБ присутствует на трех континентах — в Европе, Азии, Африке, объединяя шесть банков Западной Европы (Великобритания, Франция, Австрия, Германия, Швейцария, Кипр), четыре — в странах СНГ (Украина, Грузия, Армения и Белоруссия), совместный Вьетнамско-Российский банк (Вьетнам), банк в Анголе и финансовую компанию в Намибии, представительства в Милане (Италия), Пекине (Китай), Дели (Индия), а также сеть лизинговых компаний в России и Европе. Общие активы группы ВТБ на начало 2007 года превысили $50 млрд.

Процесс развития подразделений группы продолжается в том числе за счет расширения собственной сети филиалов и отделений банков в интересах бизнеса крупных клиентов. В марте 2007 года в Вунгтау, на юге Вьетнама, к обслуживанию крупнейших российских предприятий (в числе которых «Зарубежнефть», «Силовые Машины», компания «Сухой») приступил первый филиал Вьетнамско-Российского банка.

В соответствии с принятой правлением и наблюдательным советом банка «Стратегией развития группы ВТБ на период до 2010 года», а также в связи с успешно проведенным IPO перед корпоративным блоком поставлены задачи по увеличению объемов бизнеса и доли банковской группы на российском финансовом рынке. Ожидается, что объем кредитного портфеля к 2010 году должен превысить $100 млрд (сегодня этот показатель равен $29,7), при этом доля рынка корпоративных клиентов ВТБ составит 15 — 18%.

Владимир Осмоловский,
старший вице-президент ВТБ
«Использование матричного подхода к управлению банками группы ВТБ для корпоративного блока означает полную ответственность за результаты развития корпоративного бизнеса»

Значительная часть прироста выданных ВТБ кредитов будет приходиться на зарубежные структуры банковской группы. Уже в текущем году кредитный портфель группы ВТБ в странах Европы должен увеличиться по сравнению с 2006 годом на $1,87 млрд (на 64,7%), а кредитный портфель группы дочерних банков в СНГ — на $877 млн (на 110%). Таким образом, ВТБ становится транснациональной финансовой структурой.

Оптимизация управления

Сегодня в условиях стабильного развития национальной экономики и активной интеграции РФ в мировое экономическое пространство многие успешные компании выходят на западный рынок, развивают и формируют сеть своих отделений и дочерних структур за рубежом. Российские банки, не располагающие филиалами на международных рынках, не могут предоставить этим компаниям и их зарубежным представительствам комплексное банковское обслуживание. В этих условиях ВТБ обладает уникальным конкурентным преимуществом — сетью международных банков с многолетним опытом работы на западных рынках, оказывая финансово-банковские услуги российским клиентам по максимально широкой продуктовой линейке как в РФ, так и за рубежом. При этом группа ВТБ успешно конкурирует с зарубежными финансовыми институтами непосредственно в России, поскольку имеет представительство и доступ к мировым рынкам капитала, а также эффективный международный банковский инструментарий.

«В связи с развитием ВТБ на повестку дня встал вопрос о выборе оптимальной системы управления бизнесом банков — участников группы», — рассказывает Владимир Осмоловский, старший вице-президент ВТБ. Как известно, одной из самых распространенных и эффективных моделей управления в крупнейших западных финансово-банковских холдингах, объединяющих десятки, а иногда и сотни банковских учреждений во многих государствах различных континентов, является матричная модель. Эта модель предполагает создание службы хэд-офиса, которая формирует стратегию, курирует и координирует единое концептуальное и практическое развитие направлений профильного бизнеса и банковской работы во всех точках присутствия холдинга, а также несет полную ответственность за развитие своего функционального направления в целом. В итоге реализуются единые клиентская и банковская политика, принципы работы с клиентами, обеспечивается унификация продуктового ряда.

«Использование матричного подхода к управлению банками группы ВТБ для корпоративного блока означает полную ответственность за результаты развития корпоративного бизнеса и выполнение консолидированного бизнес-плана по группе в целом, а также в каждом банке группы ВТБ — не только в России, но и в Западной Европе, Грузии, на Украине, во Вьетнаме, Азии и Африке, — поясняет Владимир Осмоловский. — Одновременно матричный подход предполагает централизованную координацию корпоративного бизнеса во всех дочерних банках группы ВТБ и функциональное курирование корпоративных блоков дочерних банков со стороны корпоративного блока головного банка». При этом руководство «дочками» осуществляется управлением дочерних банков департамента корпоративного развития и финансовых активов с учетом потребностей профильных направлений бизнеса группы.

Необходимость комплексной реализации поставленных правлением и акционерами задач по развитию корпоративного бизнеса в ВТБ и дочерних банках привела к формированию в структуре банка специализированного подразделения — управления развития и координации корпоративного бизнеса дочерних финансовых институтов (УРККБ ДФИ). Новое подразделение призвано решить несколько ключевых задач. Во-первых, реализовать политику и стратегию группы ВТБ по развитию корпоративного бизнеса «дочек» — банков, лизинговых компаний и других финансовых организаций. Во-вторых, использовать возможности международных финансовых рынков для наиболее полного удовлетворения кредитного и инвестиционного спроса клиентов ВТБ. Другая важная цель — увеличение объема и прибыльности продаж продуктов и услуг корпоративным клиентам группы за счет оптимального вовлечения в этот процесс дочерних финансовых институтов.

Наконец, перед новым подразделением поставлены задачи по координации развития корпоративного бизнеса и структурированию сделок с участием дочерних банков группы ВТБ, содействию в обслуживании российских корпоративных клиентов в странах присутствия группы, развитию продуктового предложения дочерних финансовых институтов, а также координации и развитию лизинговых и факторинговых операций в банке и группе.

В состав УРККБ ДФИ входят служба развития бизнеса и координации обслуживания корпоративных клиентов дочерних банков (представлена тремя основными бизнес-направлениями — Европа, СНГ, Азия и Африка), служба планирования, методологии и поддержки продаж банковских продуктов, а также служба координации и развития лизинговых и факторинговых операций.

Первые шаги

«Нашими главными партнерами и контрагентами по развитию корпоративного бизнеса в группе ВТБ являются клиентские менеджеры управлений по работе с крупными клиентами, филиалов и дополнительных офисов корпоративного блока, руководство и корпоративные службы дочерних банков ВТБ, — рассказывает Владимир Осмоловский. — При этом УРККБ ДФИ выполняет функции „единого окна“, обеспечивая координацию взаимодействия с дочерними банками в ходе реализации сделок и в процессе развития бизнеса с участием дочерних финансовых институтов. Первичное инициирование сделок осуществляется УРККБ, филиалами ВТБ, другими заинтересованными службами и должностными лицами банка и группы ВТБ, а их структурирование и сопровождение вплоть до реализации на уровне группы происходит через УРККБ ДФИ».

В рамках реализации «Стратегии развития группы ВТБ на период до 2010 года» и в соответствии с бизнес-планом 2007 года с начала текущего года банками Западной Европы при участии УРККБ ДФИ уже инициированы и реализованы операции на сумму более $420 млн. В настоящее время в разработке находится несколько десятков крупных сделок — кредитов, импортных аккредитивов, гарантий — на сумму около $1,7 млрд. Эти средства будут выданы с балансов дочерних банков. Знаковыми операциями последних месяцев можно считать финансирование банком ВТБ Европа «Силовых Машин» на сумму $70 млн и организацию синдицированного кредита для «Мозырьского нефтеперерабатывающего завода» на сумму $50 млн, а также для АС «Амур» на $20 млн.

«Присутствие финансовых институтов группы ВТБ на рынках Европы, Азии и Африки и участие дочерних банков в развитии корпоративного бизнеса значительно расширяют возможности группы в удовлетворении потребностей клиентов, являются важнейшим конкурентным преимуществом, предоставляя уникальные условия для проведения банковских операций в интересах наших корпоративных клиентов на практически любых финансовых рынках мира», — подчеркивает Владимир Осмоловский.

ТЕКСТ МАРГАРИТА ВОРОНИНА

Знаковые операции ВТБ Европа

Организация финансирования для «Силовых Машин»
Сумма — $70 млн
Организация синдицированного кредита для «Мозырьского нефтеперерабатывающего завода»
Сумма — $50 млн
Организация синдицированного кредита для АС «Амур»
Сумма — $20 млн


Ключевые задачи

  1. Реализация политики и стратегии группы ВТБ по развитию корпоративного бизнеса «дочек» — банков, лизинговых компаний и других финансовых организаций.
  2. Использование возможностей международных финансовых рынков для наиболее полного удовлетворения кредитного и инвестиционного спроса клиентов ВТБ.
  3. Увеличение объема и прибыльности продаж продуктов и услуг корпоративным клиентам группы за счет оптимального вовлечения в этот процесс дочерних финансовых институтов.
  4. Координация развития корпоративного бизнеса и структурирование сделок с участием дочерних банков группы ВТБ.
  5. Содействие в обслуживании российских корпоративных клиентов в странах присутствия группы.
  6. Развитие продуктового предложения дочерних финансовых институтов.
  7. Координация и развитие лизинговых и факторинговых операций в банке и группе.

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП