Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 3 (9) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Подарок из Америки
Академическая эклектика

В МИНУВШЕМ СЕЗОНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ ПРЕДСТАВИЛ ВНИМАНИЮ ПУБЛИКИ ПРЕМЬЕРУ — «ВЕЧЕР АМЕРИКАНСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ». В ПРОГРАММЕ БЫЛО ЗАЯВЛЕНО ТРИ ПОСТАНОВКИ: ОДИН ИЗ САМЫХ ГЕНИАЛЬНЫХ И ТРУДНЫХ БАЛЕТОВ АМЕРИКАНСКОГО КЛАССИКА ДЖОРДЖА БАЛАНЧИНА «СЕРЕНАДА», ИНТРИГУЮЩИЙ СПЕКТАКЛЬ ЛЕГЕНДАРНОЙ АВАНГАРДИСТКИ ТВАЙЛЫ ТАРП «В КОМНАТЕ НАВЕРХУ» И МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА ЗНАМЕНИТОГО ХОРЕОГРАФА КРИСТОФЕРА УИЛДОНА «МИЛОСЕРДИЕ». МЕРОПРИЯТИЕ ПРОШЛО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВТБ.

Американская хореография — нечастая, и поэтому особенно дорогая гостья на сцене Большого театра. В разное время нам очень дозированно удавалось посмотреть в Москве лучшие постановки Джорджа Баланчина — «Моцартиану», «Блудного сына», «Драгоценности», «Симфонию до мажор», «Агон». Приятные воспоминания балетоманы сохранили и о гастролях Мариинского театра, привозившего в столицу то балет «Аполлон», то свою блистательную интерпретацию «Драгоценностей». С переносом этих произведений с одной сцены на другую всегда было связано множество нюансов — Фонд Джорджа Баланчина, строго следящий за чистотой стиля, контролировал каждую постановку с помощью своих специалистов из числа известных и авторитетных танцовщиков, знакомых с этой хореографией не понаслышке. Вот и на сей раз стандарты стиля и техники Баланчина, ревниво защищаемые и охраняемые международным авторским правом, утверждались на московской сцене столь же серьезно.

Рафинированный балет «Серенада» на музыку Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского в идеальном своем воплощении представляет неоклассическое сочинение, не имеющее равных по элегантности и кристальной чистоте. В нем удивительным образом соединяются отстраненность с одухотворенностью. В Большом театре спектакль приобрел необходимую изысканность и естественность в обращении к кажущейся простой хореографии, построенной не на эффектных трюках, а на лаконичных движениях. Солисты, занятые в «Серенаде» — Анастасия Яценко, Анна Антоничева, Анна Леонова, Артем Шпилевский, Карим Абдуллин, — наполнили эту на первый взгляд холодную красоту трепетом перед вечностью, отражением которой она, в сущности, является. Танцовщиками обозначаются лиризм и печаль «Серенады», благородство ее ансамблей, возвышенность адажио и трагизм финала. А последний медленный уход героини, в котором на нее падает прощальный луч, — одно из высших воплощений трагизма на балетной сцене. Может быть, это самая мудрая и пронзительная сцена смерти во всем хореографическом искусстве ХХ века…

Мировая премьера одноактного балета Misericors («Милосердные») Кристофера Уилдона на музыку Третьей симфонии Арво Пярта — самая интригующая в триаде американского вечера. Молодой хореограф, отмеченный всеми возможными профессиональными премиями, обласканный критиками, давно ожидаемый в Москве (ему предлагали здесь полнометражную постановку «Золушки», но он решил начать с более камерной формы), создал специально для русской труппы многозначительное зрелище. Силы, брошенные театром на этот опыт, довольно серьезные: Дмитрий Гуданов, Мария Александрова, Светлана Лунькина, Анастасия Яценко, Анна Ребецкая, Руслан Скворцов, Юрий Клевцов, Ян Годовский, Вячеслав Лопатин. Стилизованные под эпоху Ренессанса костюмы, вписанные в сумрак сцены, напоминают о том, что источником вдохновения для постановщика стал шекспировский «Гамлет». Солист Дмитрий Гуданов противопоставлен четырем дуэтам, у каждого из которых — своя линия, собственное развитие и на первый взгляд полная независимость от окружающих. Композиционные ансамбли, в которые складываются рисунки танца каждой из пар, впрочем, имеют весьма условное отношение к трагедии Шекспира. Когда знаменитый Хосе Лимон ставил в незапамятные времена свою версию «Отелло» на музыку Генри Перселла под прославившимся на весь мир названием «Павана-мавра», структура спектакля, построенного на лаконичной технике американского модерна, была идеально отшлифована. Логика сюжета воплощалась в логике танца — экспрессивного, яростного, незабываемого. Возможно, ассоциативный ряд Кристофера Уилдона слишком тонок, поэтому и драматизм, и логика происходящего остаются для зрителей неочевидными.

Что же касается третьего спектакля — энергичного балета Твайлы Тарп «В комнате наверху» на музыку Филиппа Гласса, — то он доставил явное удовольствие как публике, так и исполнителям. Это яркий, веселый танец в своем естественном выражении. Со всей неутраченной с 1992 года радостью и стремительностью балет Тарп олицетворяет победительную молодость — главное преимущество искусства танца перед временем. В нем свободно и бесшабашно соединены модерн, хип-хоп и брейк. Это не стиль академической сцены (хотя участники постановки — солисты первого уровня), это демократичное искусство, равно близкое элитарному зрителю и широкой публике. Ритмичные движения, быстрая смена эпизодов, невероятный темп, непринужденное и раскованное поведение артистов не могут не вызвать отклика в зрительном зале. Принимают спектакль «В комнате наверху» с таким энтузиазмом, что кажется, в Большой театр вернулись прежние времена, когда бешено аплодировать и кричать «браво!» не считалось странным.

ТЕКСТ НАТАЛИЯ КОЛЕСОВА


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП