Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 (8) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Императорская сокровищница
Русское собрание живописи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ БОЛЬШЕ ЧЕМ ЗА СТОЛЕТИЕ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕВРАТИЛСЯ В ОДНУ ИЗ КРУПНЕЙШИХ КОЛЛЕКЦИЙ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. В МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА, РАЗВИВАВШЕГОСЯ В РОССИИ СО ВРЕМЕНИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА И ДО НАШИХ ДНЕЙ — ВСЕГО ОКОЛО 400 000 ЭКСПОНАТОВ. ЭТО УНИКАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СПОСОБНО ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТИЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА.

О необходимости образования в Санкт-Петербурге музея, в котором сосредоточились бы выдающиеся произведения русской живописи и ваяния, представители русской аристократии задумались еще в 60-е годы XIX века. Примерно в это же время постепенно начала складываться искусствоведческая наука как самостоятельная область.

Правда, поддержку со стороны государства идея о создании национального музея получила гораздо позже. По свидетельствам современников Александра III, мысль об учреждении всенародного музея впервые была высказана императором в связи с проходившей в 1889 году 17-ой выставкой передвижников (объединение художников, избравших реалистическое направление в живописи и устраивавших передвижные выставки своих работ). Тогда на экспозиции Александр III приобрел картину Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» для будущего собрания.

Осуществить задуманное удалось сыну великого реформатора — Николаю II, который в 1895 году подписал указ «Об учреждении особого установления под названием „Русского музея императора Александра III“ и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Русский музей был торжественно открыт в марте 1898 года и получил название «Русский музей императора Александра III».

Дворцовые интерьеры

Музей размещается в комплексе зданий, главным из которых является Михайловский дворец. Этот уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века был построен для младшего сына императора Павла I — великого князя Михаила Павловича — выдающимся зодчим Карлом Росси. В 1896 — 1897 годах, после смерти последней владелицы Михайловского дворца — великой княгини Екатерины Михайловны, правительство выкупило это здание, и спустя год двери дворца открылись перед первыми посетителями музея.

Сегодня в залах Михайловского дворца разместилась экспозиция русского дореволюционного искусства. А интерьеры дворца, даже после переоборудования великокняжеских апартаментов в музейные залы, представляют собой не менее ценные экспонаты, чем работы, составляющие постоянную экспозицию.

Проект другого выставочного здания музея — он получил название «корпус Бенуа» — в 1912 — 1916 годы создал академик архитектуры Леонтий Бенуа. Впоследствии в этом корпусе разместились отделы советского искусства и произведений искусства второй половины XIX — начала XX века, а также начали проводиться временные выставки.

Долгое время Государственный Русский музей располагался только в этих двух зданиях. Однако в начале 1990-х музею были переданы Мраморный и Строгановский дворцы, а также Михайловский (Инженерный) замок.

Августейшая коллекция

Несмотря на то что к моменту открытия музея в России уже существовала Русская картинная галерея Эрмитажа, Музей академии художеств, Третьяковская галерея и Московский Публичный Румянцевский музей, вопрос о собрании, которое давало бы полное представление о многовековой истории развития русского искусства, стоял крайне остро. Так, например, эрмитажные здания были заполнены работами иностранных мастеров, и для отечественной живописи отводился только один зал, что не могло дать достаточного представления об истории отечественной живописи.

Русский музей задумывался как историко-археологический и художественный, в структуре которого особое место отводилось мемориальному отделу, посвященному памяти императора Александра III. Кроме того, согласно первоначальному плану музей был призван дать полное представление о художественном и культурном состоянии России, поэтому особо отмечалась роль художественного отдела.

Правда, «Памятный отдел императора Александра III» так и не был открыт — вместо него сформировался историко-бытовой отдел, который в 1934 году передали Эрмитажу для создания отдела русской культуры. А за художественным отделом закрепилось название «Русский музей».

Коллекция нового музея формировалась благодаря поступлениям из русского отделения Картинной галереи императорского Эрмитажа. Так, среди работ, представленных на выставке по случаю открытия нового музея, оказались «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Девятый вал» Ивана Айвазовского. Полотна известных русских живописцев второй половины XIX века (Василия Сурикова, Василия Поленова и других) были доставлены в музей из Зимнего и Аничкова дворцов. Санкт-Петербургская академия художеств передала Русскому музею работы мастеров академической школы, произведения скульптуры и часть собрания рисунков и акварелей. Кроме того, благодаря вкладу Академии был сформирован отдел христианских древностей. В фонд музея перешли ценные новгородские памятники: иконы, деревянная скульптура, древние и средневековые образцы прикладного искусства, в основном — церковного. Частные собиратели и коллекционеры также участвовали в формировании коллекции.

Однако самым весомым вкладом в сокровищницу русского искусства стали картины русских живописцев, поступившие из царскосельского Александровского дворца (они находились в личной коллекции императора Александра III).

Таким образом, к моменту открытия нового музея его собрание живописи насчитывало около полутора тысяч произведений, а отдел христианских древностей — порядка 5000 экспонатов.

Музейное дело

Надо признать, что, несмотря на значимость источников поступления, сложившаяся таким образом коллекция носила в большей мере случайный характер. Она не была систематизирована, формировалась на основе личных предпочтений и не могла дать полного и последовательного представления об истории русского искусства.

Отбором произведений для нового музея занималась специальная комиссия, созданная при Академии художеств. Члены совета не отличались прогрессивными взглядами, поэтому зачастую средства, выделявшиеся государственной казной, тратились на приобретение работ, получивших «высочайшее одобрение», но незначительных с искусствоведческой точки зрения. К тому же при расположении экспонатов в музейных залах не придерживались стиля и хронологии, нередко уникальные произведения соседствовали с посредственными вещами.

Открывая музей, искусствоведы того времени только начинали работу над собранием. Например, значительная часть крупнейшей коллекции акварелей и рисунков русских художников, подаренная музею княгиней Марией Тенишевой, была собрана и систематизирована с помощью художника и искусствоведа Александра Бенуа.

В этом случае нельзя переоценить и вклад Петра Нерадовского — одного из ведущих профессоров Института истории искусств, занимавшего в период с 1910 — 1931 годов должность хранителя музея. С его приходом началась трудная работа по превращению разрозненной коллекции Русского музея в целостное и систематизированное собрание. А постоянная экспозиция организовывалась по историко-хронологическому принципу. Кроме того, музей начал активную выставочную деятельность.

Русская экспозиция

Музейное собрание постоянно пополнялось. Так, к 1917 году фонды музея увеличились почти вдвое. Следует отметить, что Русский музей благополучно пережил события революции 1917 года. Более того, послереволюционные годы отмечены значительным ростом музейного собрания за счет поступлений из великокняжеских дворцов. Происходило перераспределение фондов в соответствии со спецификой каждого музея. В 1922 году в залах Русского музея открылась первая в стране комплексная экспозиция русского искусства, последовательно выстроенная по художественно-историческому принципу. Картины разместились в хронологической последовательности, по эпохам, художественным школам и течениям. В то время это было большим достижением для русского музейного дела. Впервые наряду с произведениями традиционной живописи, скульптуры и графики экспонировались образцы декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время, пополняя ретроспективную часть собрания, параллельно с картинами современного искусства классической направленности музей собирает работы сегодняшних авангардистов — живописцев, мастеров фотографии, инсталляций, графиков, скульпторов.

Руководствуясь историко-художественным критерием, музей приобретает в свою коллекцию не только шедевры русской живописи XVIII — первой половины XIX века, но и произведения малоизвестных мастеров. Это позволяет глубже, шире и детальнее анализировать историю отечественного искусства.

Сегодня Русский музей представляет собой сложнейший музейный организм. Это крупный научно-исследовательский центр, основными задачами которого являются не только собирание и хранение художественных ценностей, но и их изучение и реставрация. Самый большой в мире музей русского искусства, в котором читают лекции, организовывают временные и передвижные выставки, ко многим из которых издаются каталоги, альбомы, буклеты.

ТЕКСТ МАРИНА ХЛЕБУС


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП