Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 (8) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Ретроспектива мифотворца
Художественный язык Михаила Врубеля

В ДЕКАБРЕ 2006 ГОДА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ ОТМЕЧАЛ 150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ. НА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ МАСТЕРА «МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. ИЗ СОБРАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ» БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЖИВОПИСНЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, СКУЛЬПТУРА, ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ «МАЙОЛИКА». ВСЕГО ЭКСПОЗИЦИЯ НАСЧИТЫВАЛА ОКОЛО 200 ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СОБРАНИЮ МУЗЕЯ. ГЕНЕРАЛЬНЫМ СПОНСОРОМ ВЫСТАВКИ ВЫСТУПИЛ ВТБ.

Первая персональная выставка Михаила Врубеля, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника, состоялась в Санкт-Петербурге в 1956 году. Эта выставка создавалась в спорах и научных дебатах по поводу названий произведений мастера и дат их создания. Именно тогда многие картины Михаила Врубеля обрели свои подлинные названия. Например, одна из четырех частей монументально-декоративного цикла «Времена дня», который мастер писал для дома предпринимателя Саввы Морозова на Спиридоновке, — панно «Утро» — с 1918 года было известно в Русском музее под названием «Русалка». И только почти полвека спустя эксперты смогли атрибутировать это произведение.

Впрочем, в 1956 году публике были показаны лишь избранные полотна полузапрещенного тогда мастера, да и то во многом это было обусловлено наступлением «хрущевской оттепели».

Однако если быть точным, первая выставка, по-настоящему открывшая публике творчество Михаила Врубеля, состоялась еще в 1903 году. Правда, это не было персональной выставкой — в рамках экспозиции «Мир искусства» помимо 36 работ Михаила Врубеля (среди которых — «Демон сидящий», «Сирень», эскиз «Надгробного плача» и т.д.) экспонировались произведения таких известных художников, как Александр Бенуа, Константин Сомов и других. Напомним, что на рубеже XIX — XX веков творчество Михаила Врубеля вызывало бурю негативных эмоций. При жизни его нередко обвиняли в отсутствии вкуса, в претензии на оригинальность. Так, уже упомянутый шедевр символистской живописи — картина «Утро» впервые экспонировалась на выставке русских и финляндских художников в 1898 году и вызвала бурную ярость у критика Владимира Стасова. В своей рецензии он написал: «Видано ли у самых отчаянных из французских декадентов что-нибудь гаже, нелепее и отвратительнее того, что нам тут подает г-н Врубель».

Скандальная известность

Сегодня Михаил Врубель относится к плеяде тех живописцев, которых любит и высоко ценит искусствоведческая общественность. Поэтому Русский музей решил отметить 150-летие со дня рождения художника новой выставкой работ мастера из своих фондов. Вниманию петербуржцев и гостей северной столицы была представлена комплексная ретроспектива, уникальность которой, по словам директора музея Владимира Гусева, заключается в том, что «здесь были сделаны акценты не только на большие живописные произведения художника, но и представлены работы в области прикладного искусства, майолики, графики и другие вещи». Многие знакомы с творчеством Михаила Врубеля по наиболее известным его работам, которые также были показаны в музее: «Гамлет и Офелия» (1884), панно «Утро» (1897), «Богатырь» (1898), «Летящий демон» (1899), «Шестикрылый Серафим» (1904), многочисленные портреты. Но вряд ли кто-то, кроме специалистов, мог видеть раньше карикатуры Врубеля на российских императоров.

Нынешняя персональная выставка художника также ознаменована серьезной научной работой. Большая часть картин Врубеля, но особенно рисунки, скульптурные и керамические произведения, были изучены специалистами и получили свои имена. Из 219 акварелей и рисунков, принадлежащих собранию музея, для экспозиции отобрали только 75 самых лучших. Посетителям Русского музея подарили уникальную возможность увидеть печатную графику Михаила Врубеля, которая ранее не была изучена: поздние графические циклы «Бессонница», «Кампанулы», «Раковины».

Своими ценностями с гостями выставки поделился и отдел рукописей музея, представивший редкие материалы — фотографии, письма, а также программы концертов с участием жены Михаила Врубеля Надежды Забелы-Врубель, которые были созданы по эскизам художника.

Узловые моменты

Благодаря точному сопоставлению хрестоматийных произведений Михаила Врубеля и впервые полноценно показанному графическому наследию художника, хранящемуся в Русском музее, организаторам выставки удалось создать многослойную ретроспективу мастера, удачно сделав акцент на основные этапы творчества живописца. Особое внимание уделили «академическому» периоду творчества Михаила Врубеля, когда он учился в петербургской Академии художеств (1880 — 1883). Занимаясь в классе известного художника-педагога Павла Чистякова, Врубель полностью разделил взгляды своего учителя, изучая пластику через цвет.

На выставке были представлены программные работы этой поры: анатомические штудии, акварели костюмного класса: «Обручение Девы Марии с Иосифом» (1881), «Гамлет и Офелия» (1883), «Пирующие римляне» (1883). Эти редко экспонируемые ранние работы художника отмечены особым лиризмом, оригинальностью замысла и изысканностью силуэтов. Так, в акварели «Обручение Девы Марии с Иосифом», в которой просматривается пристрастие художника к гармоничной классике, сложная пирамидальная композиция произведения решается мастером с рафаэлевской стройностью. Неоконченный рисунок «Пирующие римляне» завораживает сочетанием тонко выписанных лиц, разнообразием поз персонажей и недопроявленным сюжетом. Композиция рисунка разрасталась уже в процессе создания произведения, о чем свидетельствуют фрагменты, добавленные с разных сторон листа. Впоследствии подобная импровизация в ходе работы и незаконченность композиции станут характерными чертами творчества художника. Впрочем, некоторые исследователи наследия Михаила Врубеля объясняют это неусидчивостью автора, постоянно одолеваемого новыми идеями. Хотя в случае с Врубелем очевидно, что незаконченность является своеобразной особенностью эстетики мастера. Ему не требовалось завершать картину, достаточно было выразить свои мысли, зафиксировав лишь узловой момент сюжета.

Еще одним важным этапом жизни Михаила Врубеля, получившим яркое отражение в его творчестве, стало посещение Венеции (1884 — 1885), где художник познакомился с шедеврами итальянских мастеров эпохи Возрождения — Карпаччо, Чима де Конельяно, Джованни Беллини, а также изучал средневековые витражи и мозаики собора Сан Марко. Впечатления Врубеля от поездки и обаяние ренессансной Италии можно заметить в таких работах, как акварель «Итальянский рыбак» (1884 — 1885) и декоративное панно «Венеция» (1893) — они также были включены в ретроспективу выставки.

Демоническая серия

Профессиональная зрелость художника приходится на московский период его творчества, 1889 — 1904 годы. В это время он участвовал в организации гончарной мастерской в Абрамцеве. На выставке представлены работы Михаила Врубеля, выполненные в технике «майолика»: «Морская царевна (Волхова)», «Маска льва», «Морской царь», блюдо «Садко». Специально для экспозиции в Русском музее из 130 фрагментов вновь был собран знаменитый камин «Вольга и Микула» (1899 — 1900), созданный мастером для Всемирной выставки в Париже (1900).

На этом этапе возникает одна из центральных тем в творчестве Врубеля — образ Демона, являющегося, по словам самого мастера, «олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Так, на выставке можно было увидеть гипсовую «Голову Демона» (1890). Художник утверждал, что Демона обычно путают с чертом или дьяволом (хотя черт по-гречески — «рогатый», а дьявол — «клеветник»). Однако в понимании Врубеля Демон — это олицетворение души. Воплощением духовного, выразителем личных страданий и скорби художника стала «демоническая» серия картин. На выставке в Русском музее посетителям было представлено незаконченное полотно «Демон летящий» (1899). Обращенный в сторону зрителя темный лик Демона навевает лермонтовское «…а он, мятежный, просит бури…». Однако в своей работе художник предлагает новую трактовку литературного персонажа: дух Демона для него не столько злобный, сколько страдающий и мятущийся. Эта картина, как и некоторые другие работы Врубеля, относится к числу произведений, связанных с идеями символизма. Создание нового языка символов — характерная примета рубежа XIX — XX веков. Начав свой яркий и многотрудный творческий путь в конце XIX века, Михаил Врубель одним из первых попытался преодолеть отчуждение между русской и западной культурами. Истинный реформатор, он сумел синтезировать в своем искусстве национальное начало и западные идеи модернизма и символизма.

Сказочный лад

Как и многие другие мастера конца XIX века, Михаил Врубель в своем творчестве обращался не только к классическим литературным произведениям, но и к сказкам и былинам. Однако в своих работах он отходит от привычных трактовок этих мотивов: художник разрушает общепринятые понятия формы и композиции, характерные для XIX столетия. Так, например, гипертрофированно преувеличенная фигура богатыря в картине «Богатырь» (1898), декоративное изображение пейзажа и нетрадиционный формат выделяют это полотно среди работ других художников на сказочные сюжеты. Построение формы живописными мазками, похожими на мозаику, в «Шестикрылом Серафиме» (1904) выводит эту и прочие работы Михаила Врубеля в иную, чем было принято у его современников, художественную систему воплощения реального или воображаемого мира. Так, открывая ретроспективу в Русском музее, Владимир Гусев предположил, что «возможно, как когда-то художник Александр Иванов прятался за свое полотно «Явление Христа народу», Михаил Врубель уходил от не понимавшего его мира в свою художественную сферу, которую кто-то называет «ненормальной».

В трагические годы болезни, уже находясь в психиатрической клинике, Михаил Врубель создает свою последнюю работу «Видение пророка Иезекииля» (1906), в которой обращается к одной из самых волнующих его тем — религии.

Личную драму мастера поэт Валерий Брюсов описал так: «Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».

ТЕКСТ МАРИНА ХЛЕБУС ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЕВИЧ

Глиняная керамика

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури. В этой технике выполняются как декоративные панно, наличники, изразцы и т.п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Евгения Петрова,
заместитель директора Государственного Русского музея по научной части

«Мы решили, что каждый музей по-своему отметит день рождения художника»

Почему на новой выставке Михаила Врубеля в Русском музее вы отказались от идеи собрать большую ретроспективу, предоставив только работы из собственных фондов?
— Эта идея была отклонена нами в первую очередь по техническим причинам.
Действительно, Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) и киевский Музей русского искусства, которые наряду с Государственным Русским музеем являются основными держателями произведений Врубеля, располагают прекрасными коллекциями работ этого художника. Но практически все они находятся в постоянной экспозиции, и изымать их даже на короткое время невозможно. Кроме того, реализация такого замысла потребовала бы привлечения других музеев и частных собраний, что также сопряжено с рядом трудностей.
Поэтому мы решили, что каждый музей по-своему отметит день рождения художника. В Третьяковке, например, прошла выставка: «Михаил Врубель и Виктор Борисов-Мусатов. Графика из фондов ГТГ», на которой были показаны графические работы Врубеля от ранних акварелей до рисунков, сделанных уже в больнице. В галерее впервые экспонировались листы с изображением раковин, среди которых цветные пастели и рисунки углем.
В Русском музее мы открыли графическую выставку Врубеля, представив произведения из собственного собрания. Дело в том, что живописные полотна художника всегда доступны посетителям нашего музея, а вот что касается графики и керамики, то их публика еще не видела. Конечно, глядя на эти работы, трудно называть их «графикой» — это скорее живописные произведения. Почти каждый рисунок художника представляет собой полноценное произведение, даже если в действительности он незакончен. Подобное, как известно, у мастера бывало очень часто — такова своеобразная черта его эстетики.

Какая идея заложена в основу данного проекта?
— К сожалению, выставки работ Михаила Врубеля устраиваются крайне редко, поэтому мы стараемся использовать любой повод для того, чтобы показать произведения художника. В данном случае, это крайне приятное событие — 150-летие со дня рождения мастера.
Другая причина, по которой мы решились на такую масштабную выставку, это желание продемонстрировать зрителю многосторонний талант Врубеля. Ведь публика знает этого художника по пяти-шести живописным полотнам, которые всегда можно найти в постоянной экспозиции музея. И мы решили с максимальной полнотой представить творчество Михаила Врубеля, уделив особое внимание его графическим произведениям, скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, исполненным в технике «майолика».
Конечно, в собрании музея находится гораздо больше работ, чем мы показали в экспозиции. Во многом это обусловлено размерами выставочного пространства. Например, из рисунков, которых у нас 219, здесь поместилось только 75. Наши специалисты отобрали все самое лучшее и значительное, акцентируя внимание на наиболее ярких и значимых этапах творчества художника. Из произведений, созданных в технике «майолика», на выставке представлено почти все. Нет только одного блюда, но оно повторяет экспонат, который уже есть в экспозиции. Из живописных полотен нет нескольких работ. Но на них изображены натурщики, которых мы на совете сочли необязательными для показа.
Таким образом, отсутствие на выставке в Русском музее работ художника из Третьяковской галереи и других собраний ни в коем случае нельзя считать неполнотой ретроспективы. Напротив, такая организация экспозиции позволила в полной мере представить стилистические увлечения мастера.

Насколько трудно было организовать такую выставку, какую помощь вам оказал ВТБ?
— Главная помощь заключается в том, что ВТБ дает нам возможность реализовать наши проекты. Потому что, сколько бы у нас ни было идей, замыслов и желаний, без финансовой поддержки осуществить это практически нельзя. Для того чтобы подготовить залы музея к выставке, выстроить композицию и достойно представить работы художника, необходимы средства. Кроме того, благодаря помощи наших друзей к юбилею Михаила Врубеля мы издали каталог работ художника. Я очень не люблю слово «спонсор», поскольку ВТБ, и в частности его руководство, это в первую очередь наши единомышленники и друзья, без поддержки которых мы абсолютно ничего не смогли бы сделать.


Владимир Гусев,
директор Государственного Русского музея, искусствовед

«Михаил Врубель — художник удивительного нерва»

«Когда журналисты осматривали экспозицию Михаила Врубеля, кто-то заметил, что в зале осталась аура выставки Павла Филонова, недавно проходившая здесь же. А вообще, говоря о Михаиле Врубеле, мне приходят на память имена двух художников — Павла Федотова и Павла Филонова. Например, судьбы Михаила Врубеля и Павла Федотова очень похожи: болезнь глаз и как следствие слепота, психические заболевания и то, как оба закончили жизнь.

Что касается Павла Филонова, выставочный зал с его картинами размещался по соседству с работами Михаила Врубеля, представленными в постоянной экспозиции. В день, когда должна была открыться выставка, у большой картины Врубеля не выдержало одно крепление. Произведение не получило повреждения — просто трос чуть было не оборвался. Вот этот „натянутый нерв“ и присутствует во всем творчестве мастера. Можно сказать, что Михаил Врубель — художник удивительного нерва. Конечно, у этих двух мастеров совершенно разное мировоззрение. Но музейное пространство интересно именно такими соприкосновениями и незапланированными совпадениями.

Хотелось бы отметить, что организовать подобную выставку довольно сложно. Ведь для того, чтобы представить такую экспозицию, нужно проделать титаническую работу — привести в порядок работы, находящиеся в запасниках музея, собрать картины из других музеев страны и зарубежных собраний (к слову, к выставке Михаила Врубеля реставраторам пришлось собрать экспонат камин „Вольга и Микула“ из 130 фрагментов!).

Поэтому помощь спонсоров для нас крайне важна. Мы очень рады, что ВТБ поддержал именно выставку Врубеля — ведь нам нужно возвращаться к таким великим именам, как Михаил Врубель, Александр Иванов, Архип Куинджи. Выставки этих живописцев пройдут в Русском музее в ближайшее время. А ВТБ помогает нам в организации наших проектов. Кроме того, я очень благодарен банку за то, что он поддерживает не только выставки, но и проекты, связанные с реставрацией, реконструкцией наших зданий, интерьеров, и многие другие».


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП