Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 (8) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


В курсе дела (заголовок папки)2

Пространство

Теплое отношение
Созданная при помощи ВТБ тепломагистраль обогреет петербуржцев

ДО 300 ТОНН ВОДЫ В ЧАС ИСПАРЯЛА В АТМОСФЕРУ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ТЭЦ. РАНЬШЕ ВЫРАБАТЫВАЕМАЯ СТАНЦИЕЙ ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ РАСХОДОВАЛАСЬ ВПУСТУЮ. ОДНАКО С НАЧАЛОМ РАБОТЫ ТЕПЛОМАГИСТРАЛИ ОТ ТЭЦ ДО ГОРОДСКОЙ ПРИМОРСКОЙ КОТЕЛЬНОЙ ТЕПЛО ТРАТИТСЯ БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНО. ОНО НАПРАВЛЯЕТСЯ НА ОБОГРЕВ КВАРТИР В ОДНОМ ИЗ САМЫХ БЫСТРОРАСТУЩИХ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА — ПРИМОРСКОМ.

В начале отопительного сезона 2006/07, в конце ноября, в Санкт-Петербурге была введена в эксплуатацию новая, созданная при участии ВТБ тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной. Это событие получило большой общественный резонанс не случайно, ведь проект уникален сразу с нескольких точек зрения. Для энергетиков значимы новые инженерные технологии, примененные в процессе создания теплотрассы протяженностью свыше 11 км. Для города важно то, что магистраль — это первый объект подобного масштаба, реализованный в Санкт-Петербурге за последние десятилетия без привлечения бюджетных средств. Трубопровод и теплообменная станция построены на средства ВТБ (3 млрд руб.).

Для самого же банка, как и для всего города, ценен опыт адаптации кредитного продукта под нужды масштабного строительства, который позволил превратить социальный по сути проект в потенциально привлекательный бизнес. «Сфера энергетики, которая раньше считалась нерентабельной для инвесторов, становится интересной для частных инвестиций. Такие проекты не очень быстро окупаются, но вложения в них гарантируют надежный возврат средств», — заявила на церемонии открытия магистрали губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Бонусы по кругу

В регулярно публикуемых докладах правительства Санкт-Петербурга об итогах социально-экономического развития города Приморский район занимает одно из первых мест по показателям развития жилищно-коммунального хозяйства. Экологическая ситуация здесь достаточно благополучная: при отсутствии вредных производств почти четверть всей территории (по оценкам местной администрации) занимают зеленые насаждения. Поэтому Приморский является одним из наиболее динамично застраиваемых. По сведениям правительства города, почти четверть всего жилищного строительства Санкт-Петербурга приходится именно на этот район — в 2005 году здесь было введено в действие 476 000 кв. м жилья.

Тем не менее чиновники отмечают, что столь бурный рост жилищного фонда опережает развитие инфраструктуры района. Так, из-за слабой динамики увеличения мощности существующих сетей централизованного теплоснабжения подключение к ним ряда возводимых зданий является проблематичным. Но у проблемы теплоснабжения конечных потребителей нашлось решение.

В Приморском районе расположена, пожалуй, наиболее современная из российских теплоэлектростанций — Северо-Западная ТЭЦ. Правда, если электричество станция вырабатывает с декабря 2000 года, и все оно находит своих потребителей, то до недавних пор производимая на ТЭЦ тепловая энергия расходовалась лишь на обогрев и увлажнение атмосферы. При отводе тепла от рабочего оборудования часть воды испарялась, а затем конденсировалась в воздухе и выпадала снегом или дождем на построенный на болотах город. Так что вместо тепла жители района получали лишь дополнительную сырость. Улучшить климат и помочь обогреть дома могло бы строительство теплотрассы, по которой тепло от турбин напрямую передавалось бы в батареи квартир.

Владимир Малышев,
управляющий филиалом ВТБ в Санкт-Петербурге
В феврале 2005 года кредитный комитет банка принял решение о выделении кредитно-документарного лимита для реализации проекта по строительству теплотрассы в размере 3 млрд руб.

План, задуманный еще при разработке документации Северо-Западной ТЭЦ, был реализован к нынешнему отопительному сезону. Помимо улучшения ситуации с теплоснабжением района он позволял решить еще несколько задач. Электросети Санкт-Петербурга объединены в единую систему, однако по отношению к теплосетям подобное утверждение было бы несправедливым. Каждая котельная здесь имеет собственные теплопроводы, не связанные с трубами соседних котельных. Из-за этого горячее водоснабжение в городе регулярно прерывается для профилактики в межотопительный период и может нарушаться в холодное время года при возникновении непредвиденных ситуаций. Реализуемый в Петербурге глобальный городской проект по закольцовыванию котельных в единую систему должен помочь стабилизировать поставку тепла и горячей воды конечным потребителям. Важнейшим шагом в этом процессе является создание теплотрассы, связывающей мощную Северо-Западную ТЭЦ с системой городских теплосетей. Помимо всего прочего вырабатываемое станцией тепло дешевле того, что дают городу действующие котельные. Наконец, увеличение их мощности связано с ростом объемов потребления газа, а это болезненный вопрос во взаимоотношениях любых, даже питерских муниципалов и «Газпрома». Высвобождение же лимита газа позволяет городскому ГУП «ТЭК СПб» экономить бюджетные средства.

Одновременно сама станция может получать деньги за продукт, который раньше в прямом смысле улетал в воздух. А более эффективный отвод тепла от ее агрегатов помогает увеличить коэффициент полезного действия ТЭЦ. Год назад корреспондент «Энергии успеха» уточнил, что коэффициент полезного действия (КПД) станции, работающей на самом современном паро-газовом оборудовании, составляет 52%. По официальному сообщению, после перевода Северо-Западной ТЭЦ в теплофикационный режим (при котором она будет поставлять потребителям не только электроэнергию, но и тепло) ее КПД увеличится до 65%. Для сравнения: этот показатель для обычных паросиловых агрегатов (наиболее распространенный тип оборудования в тепловой энергетике России) не превышает 40%. Факт роста КПД не может не радовать энергетиков.

Питерское достижение

Старт проекту был дан в апреле 2004 года, когда Санкт-Петербург, владелец Северо-Западной ТЭЦ — РАО «ЕЭС России» и ВТБ подписали соответствующий договор. Еще одним рамочным документом стало дополнительное соглашение, которое стороны заключили в марте 2005 года. В соответствии с оформленными в них договоренностями город брал на себя обязательство выделить земельный участок под прокладку теплотрассы от ТЭЦ до Приморской котельной и подготовить теплосети района для приема тепловой энергии в объеме не менее 4 млн Гкал в год. РАО «ЕЭС» должно ввести в эксплуатацию второй энергоблок ТЭЦ в срок, согласованный со сроком ввода в эксплуатацию тепломагистрали. А ВТБ — обеспечить привлечение инвестиций для финансирования строительства объекта.

Для реализации проекта в июне 2004 года была создана компания ЗАО «Тепломагистраль». Ее учредителями стали ВТБ (50%), поставщик тепла городским потребителям — ГУП «ТЭК СПб» (25%) и близкий к администрации города банк «Санкт-Петербург» (25%). Схема бизнеса такова: энергоснабжающая организация в лице ГУП «ТЭК СПб» покупает тепло у Северо-Западной ТЭЦ, которое посредством новой теплотрассы передается в городские теплораспределительные сети. При этом отчисления за услуги по транспортировке тепла получает оператор трубопровода — «Тепломагистраль».

О том, как была структурирована сделка по финансированию строительства теплотрассы, рассказывает управляющий филиалом ВТБ в Санкт-Петербурге Владимир Малышев. «В феврале 2005 года кредитный комитет банка принял решение о выделении кредитно-документарного лимита для реализации проекта в размере 3 млрд руб. При определении условий кредитования была учтена социальная значимость возводимого объекта. Процентная ставка по данному девятилетнему лимиту составляет 13% годовых, в то время как для других промышленных предприятий она обычно выше. При этом на начальном этапе строительства в течение первых двух лет действовали льготные условия по уплате процентов. Источником погашения является тариф на теплопередачу, который ежегодно устанавливает Комитет по тарифам Санкт-Петербурга. Правда, вопрос о тарифах, от которого зависит срок окупаемости проекта, до сих пор является темой переговоров между представителями филиала и городскими властями».

Банкир объясняет роль филиала ВТБ в Санкт-Петербурге в реализации сделки. По его словам, структурное подразделение банка, на чьей территории ведется инвестпроект, приняло участие в подготовке и реализации операции, но в целом это проект головной организации ВТБ. По словам Владимира Малышева, в рамках лимита деньги осваивались траншами, получение которых привязывалось к продвижению основных этапов строительства теплотрассы и теплообменной станции.

Современное ускорение

Экономия средств — не единственное достижение создателей теплотрассы. Согласно нормативам ее строительство должно было продолжаться в течение восьми лет. В итоге же магистраль создана в заметно более короткие сроки: с сентября 2005-го по октябрь 2006 года. Представители заказчика — «Тепломагистрали» — утверждают, что этого удалось достичь благодаря своевременному финансированию строительства и его рациональной организации.

На стройке работали сразу два генподрядчика. Созданием собственно трубопровода занималась компания «Северные газовые магистрали», для которой данный вид деятельности является профильным (недавно она выиграла тендер «Газпрома» на строительство участка Северо-Европейского газопровода между Пикалевом и Тихвином). Специалисты «Тепломагистрали» совместно с проектным институтом «СевЗапВНИПИэнергопром» приняли решение возводить одновременно несколько участков трубы — с тем, чтобы впоследствии соединить их друг с другом в две замкнутые нитки трубопровода.

Интересно, что из различных вариантов прокладки был выбран надземный способ: проектировщики исходили из того, что эксплуатирующаяся на открытом воздухе труба меньше подвержена разрушению из-за отсутствия агрессивной среды, а потому долговечнее (срок ее службы определяется в 25 — 30 лет), отслеживать ее работоспособность и проводить ремонтные работы также становится проще. Кроме того, за счет снижения объемов земляных работ уменьшались стоимость проекта и сроки строительства.

Созданием теплообменной станции и отрезка теплотрассы на территории Приморской котельной занималась компания «Лонас Технология». Именно ее специалисты разработали и спроектировали схему реконструкции котельной и теплообменной станции, которая позволила приплюсовать к теплофикационной мощности оборудования котельной (500 Гкал/ч) дополнительные 700 Гкал/ч. Для справки: показатель теплофикационной мощности характеризует возможность электростанции организовывать теплоснабжение домов и промышленных объектов. Чем больше мощность теплоэлектростанции, тем выше показатель ее теплофикационной мощности, тем большее число потребителей она может обеспечить теплом. Так, запуск новой тепломагистрали позволяет обогреть дополнительные 1,5 млн кв. м жилья в Приморском районе — это эквивалентно суммарной площади всех жилых объектов, которые могут быть построены здесь в течение ближайших трех лет. «Еще год назад ввод в эксплуатацию любого нового здания в районе становился испытанием на прочность энергетических сетей, работавших на пределе. Отныне такой проблемы нет», — отмечает значимость проделанного Валентина Матвиенко.

Новая культура

На объекте применены продвинутые инженерные и финансовые решения. Например, оборудование для теплообменной станции нужно было размещать в уже существовавшем помещении, спроектированном под два так и не установленных водогрейных котла. Из-за стесненных условий монтажа инженерам пришлось искать новые способы обеспечения теплоизоляции труб. Заместитель гендиректора компании «Лонас Технология» Григорий Оганесян рассказывает о том, что в пределах главного корпуса теплоизоляцию выполнили с помощью материалов американской фирмы Mascoat. Обработанная ими труба выглядит так, будто она окрашена плотной белой матовой краской. По словам специалиста, для минимизации потерь в трубе с температурой воды, доходящей до 150 градусов на максимальной нагрузке станции, вместо десятка сантиметров привычной изоляции из минеральных матов и металлической оболочки оказывается достаточным нанести слой специального материала всего в 1,6 мм. При одинаковой степени тепловой защиты он еще и защищает материал трубы от коррозии. «Конечно, эксплуатация в таком случае требует более высокой культуры обращения: в грязных ботинках на трубу уже не залезешь. Это и дороже, и сложнее, и вообще, всегда есть риск, когда что-то делаешь первым. Но только так может быть достигнут прогресс», — убежден Григорий Оганесян.

Под словами специалиста-технаря могли бы подписаться и финансисты. Окупаемость проекта долгая, а сама сделка сложная. Однако она позволяет ВТБ освоиться на новом рынке, на котором при соответствующей культуре и применении современных банковских технологий можно делать хороший бизнес. Старший вице-президент, член правления ВТБ Василий Кирпичев заявляет: «Северо-Запад — это стратегически важный регион, в котором ВТБ активно расширяет свою деятельность. Строительство тепломагистрали — один из нескольких крупных бизнес-проектов ВТБ, реализуемых банком в Петербурге, который выполнен в полном объеме».

ТЕКСТ АНАТОЛИЙ ГРУЗАЕВ

Масштаб теплопровода

Длина свыше 11 км
Количество труб 2 (прямая и обратная)
Диаметр труб 1,42 м
Высота эстакады 1,5 — 2 м
Емкость системы 36 000 — 37 000 куб. м
Температура воды 150 градусов в подающей трубе,
70 градусов — в отводящей
Рабочее давление до 16 атмосфер
Нагрев внешней оболочки не выше 40 градусов
Потери тепла при транспортировке 2%
Стоимость проекта 3 млрд руб.

Валентина Матвиенко,
губернатор Санкт-Петербурга
«Тепломагистраль открывает большие перспективы градостроительного развития»
«Этого события давно ждали петербуржцы, жители Приморского и других северных районов города. Ввод в строй тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной позволит обеспечить надежное теплоснабжение жилого фонда. Приморский район — один из самых молодых, здесь ведется активное строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры. Мощная тепломагистраль открывает большие перспективы градостроительного развития. Кроме того, за счет принципиально новой системы теплоснабжения в жилых домах круглый год будет горячая вода — на время ремонтных работ ее не придется отключать, как это практиковалось ранее.
Особенность этого крупнейшего для города энергетического проекта заключается и в схеме его финансирования. Тепломагистраль построена в сжатые сроки, за счет средств инвестора, которым выступил ВТБ. Мы признательны руководству банка за проявленную инициативу и высокую социальную ответственность. Строительство магистрали — это первая ласточка, удачный пример частно-государственного партнерства в такой сложной сфере, как энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Ведущий коммерческий банк страны, совсем недавно прописавшийся в Петербурге, можно сказать, проложил путь частным инвестициям в энергетическую отрасль. Он показал, что инвестировать в энергетические проекты не только престижно, но и выгодно. Это успешный пример вложения средств в будущее нашего города, в улучшение качества жизни петербуржцев».

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП