Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 2 (8) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Синергетика

Движущая сила       
ВТБ строит эффективный бизнес с промышленным гигантом

ВНОВЬ И ВНОВЬ ЛОГОТИП ВТБ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИЯХ ИЗ АФРИКАНСКИХ ПУСТЫНЬ. БАНК ЯВЛЯЕТСЯ ТИТУЛЬНЫМ СПОНСОРОМ ГОНОЧНОЙ КОМАНДЫ «КАМАЗ-МАСТЕР» — НЕОДНОКРАТНОГО ПОБЕДИТЕЛЯ ПРЕСТИЖНЕЙШЕГО МАРАФОНА «ДАКАР» И МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭТАПОВ КУБКА МИРА FIA ПО ВНЕДОРОЖНЫМ РАЛЛИ. ВНЕ СФЕРЫ СПОРТА ЗАДАЧА КОМАНДЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕНОМЕ КАМСКОГО АВТОЗАВОДА КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НАДЕЖНЫХ РОССИЙСКИХ ГРУЗОВИКОВ, БОЛЕЕ 11 000 КОТОРЫХ ЕЖЕГОДНО ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ЭКСПОРТ. ПОМИМО СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЦЕЛЬ БАНКА — ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ВЕДУЩИМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ТАТАРСТАНА, ИЗВЕСТНЫМ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕГИОНА СВОЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ.

С ежегодной выручкой от реализации свыше 60 млрд руб., «КамАЗ» является одним из крупнейших производителей автомобилей в РФ: на несколько десятков модификаций автомобилей из Набережных Челнов приходится более трети российского рынка грузового автотранспорта. Кроме того, в линейку продукции более чем ста компаний группы «КамАЗ» входят автобусы марки «НефАЗ», прицепы, дизельные двигатели, автозапчасти. Важнейшим финансовым партнером этого промышленного гиганта давно стал ВТБ.

Доля участия

Светлана Кондакова, управляющий директор третьего управления ВТБ по работе с крупными клиентами, отвечающая за развитие корпоративного бизнеса банка с автомобильной отраслью, говорит о том, что работать с «КамАЗом» банк начал еще в середине 1990-х. Однако вскоре после кризиса 1998 года автомобилестроительное предприятие почувствовало негативные последствия дефолта: платежеспособный спрос на грузовики, как и на большинство товаров промышленного назначения, снизился до критического уровня. Лишенный значительной доли выручки «КамАЗ» оказался не в состоянии обслуживать кредиты на общую сумму порядка $155 млн, полученные от ВТБ еще в 1995 — 1996 годах.

Из этой, казалось бы, патовой ситуации стороны смогли найти выход: непогашенные долговые обязательства предприятия перед банком были обменены на пакет обыкновенных именных акций «КамАЗа» в размере 22,13% уставного капитала (общей номинальной стоимостью свыше 7,6 млрд руб.). Так ВТБ стал одним из ведущих акционеров третьей по величине автомобилестроительной компании страны. Впоследствии эта доля несколько уменьшилась из-за увеличения уставного капитала в ходе реструктуризации задолженности «КамАЗа» перед ЕБРР и другими банками, и с конца 2001 года доля ВТБ в УК «КамАЗ» составляла 19,4%.

Впрочем, Светлана Кондакова характеризует тот этап работы сторон как «отношения по необходимости». В течение первых нескольких лет банку не удавалось реализовать преимущества владения крупным пакетом предприятия. Завод стабильно работал «в минус»: в 1999 году его убытки составили 8,9 млрд руб., в 2000-м — 2,9 млрд руб. При этом дивидендная политика данного акционерного общества (к слову, одного из первых в нынешней России — оно было создано в июне 1990 года) не предполагает выплаты дивидендов до получения чистой прибыли в размере более 785 млн руб. В 2003 году чистая прибыль составила лишь 92 млн руб., в 2004-м — 208 млн руб., в 2005-м — 302 млн руб. Дивиденды акционерам «КамАЗа» могут быть начислены лишь по итогам 2006 года, когда компания, по предварительным данным, получила свыше 1,4 млрд руб. чистой прибыли.

Являясь акционером «КамАЗа», банк напрямую был заинтересован в его успешном развитии и как финансовый партнер начал активно содействовать этому процессу. Не случайно ВТБ стремился принимать непосредственное участие в управлении автопредприятием: до недавних пор 4 из 17 мест в его совете директоров было отдано представителям банка.

Лина Валиева,
начальник бюро долговых обязательств «КамАЗа»
«КамАЗ» и ВТБ связывают давние хорошие партнерские отношения. Мы ощущаем постоянную поддержку со стороны банка в решении своих финансовых вопросов и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество».

Прилив чувств

В ноябре 2002 года между сторонами была подписана комплексная Программа сотрудничества, в течение полугода разработан план необходимых мероприятий с четким разделением, кто, какие задачи и в какие сроки должен реализовать. В соответствии с этим планом уже в декабре 2003 года филиал ВТБ в Казани специально для обслуживания «КамАЗа» открыл дополнительный офис в Набережных Челнах. Результаты программы комментирует Лина Валиева, начальник бюро долговых обязательств автозавода: «КамАЗ» получил лимит краткосрочного кредитования со ставками ниже действующих на рынке на 1 — 2%. Это послужило основанием по снижению стоимости привлечения кредитных ресурсов и в работе с другими банками. Принимая во внимание реальные предпосылки дальнейшего развития взаимоотношений между компаниями, впоследствии ВТБ неоднократно пересматривал и устанавливал индивидуальные процентные ставки кредитования для группы организаций ОАО «КамАЗ» в рамках кредитно-документарного лимита, принятого на группу«.

В группу «КамАЗ» входит 14 дочерних заводов, объединяющих все технологические циклы автомобилестроения, ряд дилерских организаций, 224 техцентра по всей России (в последние годы их количество стабильно увеличивается). Сотрудничество банка с этими компаниями группы в рамках обычной хозяйственной деятельности организовано через корпоративный блок головной организации ВТБ и региональные филиалы банка.

Основным продуктом здесь традиционно является текущее кредитование. Светлана Кондакова рассказывает, что в конце 2003 года на Камский автозавод были установлены лимиты кредитных рисков на общую сумму, эквивалентную $100 млн. В мае 2005 года сумму лимитов увеличили: в рамках нынешних ограничений суммарный объем кредитно-документарных операций ВТБ может достичь 4,5 млрд руб. и операций с ценными бумагами — 1,3 млрд руб. Сегодня банк прорабатывает вопрос установления единого лимита на группу предприятий «КамАЗ» в размере 7 млрд руб.

Помимо этого ВТБ помогает автопредприятию аккумулировать деньги с финансового рынка. Для привлечения внешнего финансирования в июне 2003 года была создана компания «КамАЗ-Финанс», на которую были оформлены два выпуска «КамАЗовских» облигаций — объемом 1,2 млрд руб. в ноябре 2003 года и 1,5 млрд руб. в сентябре 2005-го. ВТБ выступил организатором этих двух размещений на торговой площадке ММВБ.

Среди востребованных «КамАЗом» банковских услуг следует выделить и расчетно-кассовое обслуживание. Около 40% совокупной выручки группы проводят через счета в ВТБ — ежемесячно это составляет около $100 млн. Также банкиры гордятся реализованным для автомобилестроительной группы зарплатным проектом: из более чем 50-тысячного персонала предприятий группы «КамАЗ» свыше 30 000 человек пользуются банковскими картами ВТБ, среднедневные остатки на всех карточных счетах составляют около 75 млн руб.

Созидание отношений

Одним из перспективных направлений сотрудничества является содействие ВТБ лизинговым программам завода. Конечно, автопроизводители и сами понимали важность для себя такого инструмента, как лизинг. В группе «КамАЗ» давно существуют собственные лизинговые структуры, предоставляющие потребителям возможность приобретения продукции в лизинг, в том числе и за счет средств, предоставленных ВТБ. Например, в 2004 году банк профинансировал лизинговый договор «КамАЗа» по поставке нескольких десятков нефтекамских автобусов «НефАЗ» для Кемеровской области. При этом лизинговая программа завода и ВТБ предполагала не только стимулирование продаж техники «КамАЗ», но и позволяла автозаводу использовать ее преимущества для обновления собственного парка оборудования. Так, в 2004 году через компанию «ВТБ-Лизинг» была проведена операция по закупке технологического оборудования для обновления производственных мощностей «КамАЗа» на сумму свыше 178 млн руб. По словам Светланы Кондаковой, в 2007 году банк планирует расширить свое участие в лизинговой программе автопредприятия, объем которой может составить до 1 млрд руб.

Новые пути

Сегодня растущий уже быстрее экономики России «КамАЗ» показывает неплохие результаты. Капитализация предприятия с конца 1990-х выросла в разы: в начале 2000 года она составляла $190 млн, в конце 2005-го достигла $670 млн, а в конце 2006-го приблизилась к $900 млн. Укреплению репутации «КамАЗа» способствует и соглашение о проведении международного аудита отчетности, подписанное в 2006 году с аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers.

Новый этап во взаимоотношениях «КамАЗа» и ВТБ начался в 2006-м, после того, как в начале года, реализуя стратегию выхода из непрофильных активов, банк продал на рынке принадлежащий ему пакет акций автопредприятия. Это ни в коей мере не повлияло на сложившийся стратегический характер взаимоотношений сторон, а только способствовало увеличению объемов и расширению сферы сотрудничества.

«Строить работу нужно не только исходя из уже имеющихся потребностей клиента. Следует формировать спрос на новые банковские продукты и услуги, а для этого надо понимать специфику отрасли в целом и каждого предприятия в отдельности, быть вовлеченным в происходящие в них процессы. Все, что банк делает для повышения эффективности деятельности клиента, он делает в конечном итоге и для собственной стабильности, получая надежного партнера и заемщика», — говорит Светлана Кондакова.

В 2006 году ВТБ начал финансирование нового проекта в интересах группы «КамАЗ» с использованием своих широких возможностей по привлечению внешнего финансирования и опыта работы с зарубежными экспортными страховыми агентствами. Предоставленные сроком на пять лет средства в рамках действующих кредитных линий на сумму около 1,9 млрд руб. были направлены на закупку промоборудования, необходимого для создания и модернизации нового семейства автомобилей «КамАЗ-6520II». «Схема финансирования данного проекта через ВТБ отличается низкой стоимостью кредитных ресурсов в сравнении с предложениями других финансовых структур, — поясняет Лина Валиева, — что закономерно, учитывая историческую специализацию, опыт и профессионализм команды ВТБ в работе на внешних рынках».

Светлана Кондакова,
управляющий директор третьего управления ВТБ по работе с крупными клиентами
«В 2007 году банк планирует расширить свое участие в лизинговой программе автопредприятия, объем которой может составить до 1 млрд. руб»

В развитие взаимодействия в октябре 2006 года банк совместно со своей лондонской «дочкой» (Моснарбанк, в настоящее время ВТБ Европа) выступили организаторами синдицированного бивалютного кредита для «КамАЗа» на $50 млн и 40 млн евро по выгодной ставке LIBOR + 1,5%, позволив автозаводу после долгого перерыва вновь выйти на международные рынки заимствований. Сегодня на долю группы ВТБ приходится до 30% кредитного портфеля автопредприятия, совокупный размер которого составляет порядка 11 млрд руб.

«Полученные средства «КамАЗ» направил на рефинансирование действовавших дорогостоящих кредитов других банков», — рассказывает Лина Валиева. Как считает Светлана Кондакова, напрямую сравнивать, насколько улучшились условия кредитования, не совсем корректно, однако, по ее оценкам, снижение ставки составило не менее 4 процентных пунктов.

Недавно генеральный директор предприятия Сергей Когогин объявил о готовящейся программе реинжиниринга «КамАЗа». На техническое переоснащение производства, обновление модельного ряда и смежные задачи завод намеревается направить 1,4 млрд евро до 2012 года. Не исключено, что в привлечении финансирования для этого комплекса мероприятий будет участвовать ВТБ. Но детали данной программы пока не раскрываются, так что и направления совместной работы в ее рамках еще не известны. Впрочем, их вектор можно предугадать хотя бы по факту создания группой «КамАЗ» совместного с американской компанией Cummins производства двигателей нового поколения с высокой степенью локализации. Как говорит Лина Валиева, «КамАЗ» уже представил в ВТБ материалы по этому проекту, потребность в финансировании которого составляет около 1,8 млрд руб. в 2007 году.

Пока же банк продолжает активно содействовать реализации экспортной программы автопредприятия. Четверть своей продукции завод сейчас продает за рубеж. На обслуживании в банке находится свыше 60% экспортных контрактов группы «КамАЗ».

Несмотря на то что автозавод достиг лишь четверти объема выпуска от показателя советского периода, ситуация стремительно улучшается. Стратегией развития предприятия предусматривается доведение выпуска грузовиков к 2010 году до 60 000. При этом не исключается, что программа будет реализована досрочно. Не в последнюю очередь такому успеху автозавод обязан своему финансовому партнеру. «В рамках стратегического сотрудничества с предприятиями группы «КамАЗ» ВТБ осуществил более 240 операций, с конца 2003 года объем операций превысил $650 млн, — утверждает Светлана Кондакова, — а в ближайшие два-три года мы будем готовы преодолеть рубеж в $1 млрд, что реально, учитывая рыночный потенциал «КамАЗа» и широкие возможности ВТБ по финансированию».

ТЕКСТ АНАТОЛИЙ ГРУЗАЕВ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП