Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 (7) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Объединяя стили          
Струнно-джазовый диалог

В ОКТЯБРЕ У МЕЛОМАНОВ ПОЯВИЛАСЬ УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОСЛУШАТЬ КОНЦЕРТ «CROSSOVER CONCERTO. КЛАССИКА КИНО». ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ, БЛАГОДАРЯ ВИРТУОЗНОМУ МАСТЕРСТВУ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ОБЪЕДИНИЛО МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КЛАССИКИ И ДЖАЗА.

Такое пересечение музыкальных стилей было представлено столичной публике в Московской государственной филармонии, Концертном зале имени П. И. Чайковского. В «Crossover concerto. Классика кино» приняли участие представители академической музыки — Юрий Башмет и его «Солисты Москвы» — и джаза — Борис Фрумкин и его джазовое трио.

Идея сыграть такой концерт, по словам Бориса Фрумкина, хорошо знакома музыкантам и публике. «Она принадлежит легендарному джазовому пианисту и композитору Оскару Питерсону. Когда-то очень давно он первым записал пластинку — концерт джазового трио со струнной группой. Этот эксперимент мне всегда очень нравился. Поэтому, когда Юрий Башмет предложил соединить оба музыкальных жанра в нашем выступлении на вечере в Московской филармонии, я с удовольствием поддержал идею», — рассказал музыкант.

В программу концерта организаторы включили произведения американского музыканта Джорджа Гершвина, сочинения «короля Бродвея» Ричарда Роджерса, композиции Джерома Керна в аранжировке Бориса Фрумкина и Юрия Якушева.

«Мы постарались сделать такие аранжировки, чтобы музыкальные произведения, уже знакомые слушателям, прозвучали по-новому», — отметил Борис Фрумкин.

На вечере в Московской филармонии прозвучали популярные мелодии из кинофильмов 1930 — 1960 годов: Аdagietto из Пятой симфонии Густава Малера, которую великий режиссер Лукино Висконти умело использовал в своем кинофильме «Смерть в Венеции», сочинения французского композитора, дирижера и пианиста Мишеля Леграна, сюита из мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди», в котором блистала миниатюрная Одри Хепберн. «Выбор произведения Густава Малера не случаен. На мой взгляд, этой музыке присуще неповторимой красоты общечеловеческое чувство мира, любви и ностальгии. И мне показалось, что оно идеально подходит для начала второго отделения концерта», — прокомментировал Борис Фрумкин.

Зал был почти полон, и каждую знакомую мелодию слушатели встречали овациями.

Самым эффектным исполнительским выступлением вечера стала виртуозная игра Бориса Фрумкина и его трио. Красота и интеллектуальность музыкальных трактовок произведений классического и романтического направлений покорили московскую публику.

Знаменитое трио

Имя Бориса Фрумкина хорошо известно поклонникам джаза. Начав свою музыкальную карьеру еще в 1959-м, он на протяжении многих лет выступал как пианист и аранжировщик, а позже приобрел популярность в качестве худрука и дирижера легендарного ансамбля «Мелодия». Гениальный коллектив выпустил не одну сотню пластинок, записав музыку к десяткам мультипликационных и художественных кинофильмов, среди которых — «Бременские музыканты», «Джентльмены удачи», «Военно-полевой роман», «Москва слезам не верит». В конце 1980-х виртуозный пианист Борис Фрумкин со своим ансамблем участвовал в совместной советско-американской постановке мюзикла Дюка Эллингтона «Настоящие леди». Огромным успехом этот спектакль пользовался в Москве, Ленинграде, Тбилиси и Вашингтоне. Эмигрировав в Германию еще в начале 1990-х, музыкант редко приезжал в Россию — лишь для коротких выступлений в трио. Борис Фрумкин написал музыку ко многим радиоспектаклям и нескольким художественным фильмам. Среди самых известных произведений маэстро — «Романтический вальс», «Ритмы большого города», «Самарская ярмарка», «Осенняя любовь», «Звезды над головой», «Счастливого пути», «Вспоминая друга».

Сегодня в джазовом трио Бориса Фрумкина играют голландские музыканты — контрабасист Мариус Бетц и барабанщик Йост Паточка. Выпускник Королевской консерватории в Гааге Йост Паточка — самый востребованный барабанщик Голландии. Он играет в различных группах: The Rik Mol Group, The Beets Brothers, Rita Reys. Кроме того, Паточка выступал с такими гуру джаза, как саксофонист Теодор Маркус Эдвардс (известен поклонникам по прозвищу «Тедди»), легендарный солист ансамбля «Квинтет Кэннонболла» Нэт Эддерлей, тромбонист и прославленный участник джаз-рок группы Херби Хенкока Джулиан Пристер и другими корифеями.

Мариус Бетц — известный контрабасист, аранжировщик и композитор, с 1999 года преподает в консерватории Роттердама. Играл на одной сцене со знаменитыми саксофонистами — Джеймсом Муди, Бадом Шэнком, Хербом Геллером, Джорджем Коулмэном и другими. Его композиции исполняют ведущие джазовые коллективы Нидерландов.

Солисты концерта исполнили не только популярные мелодии, но и представили на суд публики собственные сочинения. Борис Фрумкин сыграл пьесу «Романтический вальс», написанную маэстро еще в 1969 году и неоднократно транслировавшуюся радиостанциями России и Америки.

Соло художника

Одним из интереснейших событий вечера стала премьера Юрия Башмета в качестве композитора. Камерный ансамбль и джазовое трио исполнили произведение альтиста Dejave в аранжировке Бориса Фрумкина. Солировал сам маэстро.

В плеяде выдающихся музыкантов ХХ века Юрий Башмет занимает особое место. Справедливо заслужив репутацию самого экстравагантного художника современности, он открыл меломанам новый солирующий инструмент — альт. В 1996 году в Московской консерватории Юрий Башмет создал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара студенты изучают альтовые партии в камерной, оперной и симфонической музыке, а также постигают историю исполнительских стилей прошлого и современности. Маэстро основал единственный в России Международный конкурс альтистов в Москве и возглавил Международный конкурс альтистов им. Лайонела Тертиса (одного из крупнейших альтистов ХХ века) в Англии. Мировое композиторское сообщество по достоинству оценило заслуги мастера, написав специально для Юрия Башмета более пятидесяти произведений для альта с симфоническим оркестром.

Так, на вечере в Концертном зале имени П. И. Чайковского прозвучало адажио «Ностальгия» известного композитора Энри Лолашвили, созданное специально для маэстро и его ансамбля. Блестящая техника Юрия Башмета, его музыкальность, изумительной красоты звук и пластичность вновь покорили публику.

Благодаря искусству этого выдающегося музыканта альт, считавшийся прежде исключительно оркестровым инструментом, стал одним из лидеров современного концертного исполнительства. Московская публика в очередной раз отметила изысканность исполнения и необычность интерпретации классической музыки маэстро.

Впрочем, Юрий Башмет уже не в первый раз и с видимым удовольствием ломает музыкальные стереотипы. Всемирно известный альтист уже встречался на одной сцене с представителями джаза. Например, в нью-йоркском «Линкольн-центре» академист выступал с саксофонистом Игорем Бутманом. Музыканты исполнили «Сюиту для альта, саксофона, фортепиано и оркестра».

В одном из интервью Юрий Башмет отметил, что «классические музыканты часто играют «музейно» и таким образом отталкивают слушателя, особенно — молодежь. Если не заинтересуешь один или два раза молодого человека, он на всю жизнь от классической музыки отойдет, а это жаль».

В Crossover concerto музыкантам удалось использовать все возможности и красоту струнной группы. Ценителям этого искусства в Европе, Америке, Японии, Австралии и Новой Зеландии хорошо знакомы удивительная точность и изящество исполнения шедевров мировой классики оркестром Юрия Башмета «Солисты Москвы». На вечере в Москве оркестр играл пьесы из своего репертуара: коду из балета «Аполлон Мусагет» И. Стравинского и другие.

В сущности, получился отличный диалог струнного ансамбля и джазового трио, а договориться им помогли солисты вечера — альт Юрия Башмета и фортепиано Бориса Фрумкина. Концерт в Московской филармонии музыканты отыграли с непринужденностью, без нарочитой театральности, демонстрируя подлинный профессионализм, заставивший даже неискушенных в музыкальном искусстве слушателей глубже и тоньше проникнуть в сущность музыки.

ТЕКСТ МАРИНА ХЛЕБУС

Борис Фрумкин
заслуженный артист России, член Союза композиторов РФ
«Эксклюзивных джазовых проектов очень мало»
«Сегодня в концертных залах можно услышать джазовую музыку, классические произведения. Но эксклюзивных проектов очень мало. Такие программы, как Crossover concerto, требуют специальных аранжировок. Именно для этого были приглашены музыканты-профессионалы высочайшего уровня — оркестр Юрия Башмета «Солисты Москвы».
Осуществление подобных проектов во многом зависит от поддержки наших друзей, в том числе и финансовой. Я бесконечно благодарен ВТБ, который первым откликнулся на предложение Михаила Ефимовича Швыдкого и поддержал нас.
Я признателен московской публике за оказанный прием. Я уверен, что это самые благодарные слушатели, и на вечере Crossover concerto еще раз в этом убедился.
Я бы с удовольствием сыграл эту программу во всех городах, где есть оркестры. Но, к сожалению, это уже не в моей компетенции, этим должны заниматься продюсеры. А мы будем рады представить «Crossover concerto. Классика кино» и на других концертных площадках».

 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП