Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 (7) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Опыт

Опыт

Единый стандарт
Координационное ядро группы ВТБ

СОЗДАНИЕ В МИНУВШЕМ ГОДУ МЕЖДУНАРОДНОЙ БАНКОВСКОЙ ГРУППЫ ВТБ СТАЛО ДЛЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА УНИКАЛЬНЫМ СОБЫТИЕМ. И, КАК ЛЮБОМУ ПЕРВОПРОХОДЦУ, ВТБ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ РЕШЕНИЯ МНОЖЕСТВА ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С СУЩЕСТВЕННЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ МЕЖДУ БАНКАМИ, ВХОДЯЩИМИ В ГРУППУ, ПРОБЛЕМАМИ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ, НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТЬЮ ВОПРОСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКИХ ГРУПП В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И Т.Д. ПРЕОДОЛЕВАТЬ ВСЕ ЭТИ ТРУДНОСТИ ВТБ ПОМОГАЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ПО ОБЩИМ СТАНДАРТАМ, ЭФФЕКТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ КОТОРЫХ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ПРАКТИКУ СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ СОЗДАНИЮ УПРАВЛЯЮЩЕГО КОМИТЕТА БАНКОВСКОЙ ГРУППЫ.

Создание банковской группы — процесс чрезвычайно сложный, требующий концентрации усилий многих специалистов и грамотной организации взаимодействия всех участников группы. Логично, что возникает необходимость в появлении некоего межбанковского координационного ядра, единого органа управления. Таким органом в группе ВТБ стал Управляющий комитет банковской группы (УКБГ).

Геннадий Солдатенков,
заместитель президента, председателя правления ВТБ, председатель комитета по банковским и информационным технологиям
«Нам предстоит в сжатые сроки максимально упростить и синхронизировать используемые банками различные информационные технологии, а затем перейти на новую единую информационно-технологическую систему, создать единое хранилище данных и автоматизировать основные процессы управления информацией о клиентах и операциях внутри банковской группы ВТБ»

Возглавляет комитет президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. В состав УКБГ входит ряд членов правления и топ-менеджеров головного банка, ряд руководителей дочерних структур.

Деятельность УКБГ направлена на повышение эффективности взаимодействия между кредитными организациями, образующими банковскую группу, ускорение ее роста и повышение рыночной стоимости за счет максимального использования потенциала каждого из ее членов, улучшения качества обслуживания клиентов группы. При этом обеспечивается соответствие деятельности комитета требованиям антимонопольного законодательства по защите конкуренции. По словам старшего вице-президента, члена правления ВТБ Юлии Чупиной, в настоящее время комитет сосредоточен на решении нескольких важных вопросов. Во-первых, это обеспечение эффективного развития банковской группы в рамках реализации единой стратегии, подготовленной на базе стратегий всех банков, входящих в группу ВТБ. Во-вторых, создание эффективного механизма управления банковской группой. В-третьих, развитие и координация взаимодействия банков на основе матричного подхода. «Согласно матричному подходу ВТБ одновременно является корпоративным банком и головной организацией группы, которая управляет дочерними структурами, — говорит Юлия Чупина. — Организационно-административное управление осуществляет департамент корпоративного развития и финансовых активов, а бизнес-блоки и департаменты ВТБ координируют соответствующие направления деятельности, отвечая за выполнение бизнес-показателей как в рамках головного банка, так и по группе в целом».

Наконец, еще одним направлением деятельности УКБГ является оптимизация внутренних процессов в банковской группе. Это нужно прежде всего для повышения качества обслуживания клиентов ВТБ, а также для получения максимального синергетического эффекта от комплексного использования ресурсов всех кредитных организаций группы. Ведь группа банков должна работать эффективнее, чем каждый из них по отдельности, так чтобы «2+2» было больше, чем «4», считает Ольга Грачева, секретарь УКБГ, директор отдела корпоративного управления и организационных проектов ВТБ.

Разговор на одном языке

Специалисты ВТБ отмечают, что за прошедший год удалось определить порядок разработки и внедрения общих стандартов группы, применимых для каждого направления деятельности. В настоящее время стандарты формируются созданными при УКБГ комиссиями, которые действуют по различным направлениям — таким, как развитие бизнеса с корпоративными клиентами, финансовыми учреждениями, бизнес-планирование, управление активами и пассивами, внутренний контроль и противодействие отмыванию незаконных денежных средств, управление брендом, кредитной деятельностью и рисками, формирование единой политики управления персоналом.

По мере возрастающей необходимости направления расширяются и дополняются.

Возглавляют комиссии руководители соответствующих функциональных подразделений головного банка. В состав комиссий, как правило, входят эксперты и специалисты каждого из банков группы. На первом этапе своей работы комиссии анализируют принципы и правила текущей деятельности всех банков группы, оценивают бизнес-процессы с точки зрения сильных и слабых сторон каждой кредитной организации, определяют риски, которые несут банки, а также возможности дальнейшего развития каждого из них. Оценив общий уровень работы банков, вникнув в специфику их деятельности, специалисты приступают к разработке единых стандартов группы.

«Этап разработки, согласования и утверждения единых стандартов, пожалуй, является ключевым с точки зрения поиска единого понимания того или иного вопроса членами группы, — говорит Юлия Чупина. — Ведь мы должны говорить на одном языке. Точнее, на двух — русском и английском, основных языках общения внутри группы».

После определения стандартов вырабатывается план их внедрения. Конечно же, он может иметь особенности для каждого конкретного банка, однако в нем должны быть четко установлены разумные, реалистичные и единые для всех сроки завершения тех или иных мероприятий.

Василий Титов,
старший вице-президент, член правления ВТБ
«Сейчас уже можно уверенно сказать, что внедрение нового бренда прошло успешно и, таким образом, мы смогли консолидировать наши банки и сформировать четкое и понятное рынку позиционирование группы»

Последний и самый интересный этап — непосредственное внедрение стандартов в жизнь. Этот период связан с разработкой различных внутренних корпоративных документов и инструкций. В то же время он характеризуется началом взаимопроникновения корпоративных культур и создания единой корпоративной культуры группы. И самое главное, именно на этом этапе начинается интенсивное рабочее взаимодействие участников группы.

Создание прецедента

В настоящее время Россия переживает активный период слияний, осуществляемых крупнейшими отечественными предприятиями. Цель создания таких компаний — желание бизнеса обеспечить себе возможность не только эффективно конкурировать на внутреннем рынке, но и выйти на рынки международные, которые в основном уже поделены между ведущими транснациональными структурами. К слову, российские компании накопили определенный опыт подобных сценариев развития. Правда, большинство таких организаций либо специализируются на промышленном производстве, либо относятся к предприятиям ТЭК.

В банковской отрасли также активно происходят сделки по слиянию и поглощению. На российском рынке существуют и другие банковские группы — например, Финансовая корпорация «УралСиб», «Альфа — Групп». Достаточно агрессивно выходят на наш рынок многочисленные представители зарубежных банковских холдингов. Однако ВТБ в развитии своей группы шагнул, пожалуй, дальше остальных представителей отечественного финансового рынка. Ведь группа ВТБ — первый опыт создания транснациональной корпорации такого уровня в банковской сфере РФ. Поэтому ВТБ оказался вовлечен и в процесс законотворчества — сейчас банк активно взаимодействует с органами государственной власти, Банком России и бизнес-сообществом по вопросам совершенствования регулирования деятельности банковских групп.

Первые результаты

Несмотря на то что с момента начала внедрения единых стандартов группы ВТБ прошло не так много времени — около года, уже удалось достичь определенных успехов в этой области. Здесь можно отметить и создание европейского холдинга группы на базе «ВТБ-Европа», и возрастающее количество совместных операций, проводимых банками группы, и выработку единых подходов по ряду направлений деятельности. В частности, большая работа проделана в части координации корпоративного бизнеса группы ВТБ, предприняты принципиальные шаги по созданию единой системы внутреннего контроля, подготовлен проект консолидированной политики банковской группы ВТБ по вопросам борьбы с легализацией преступных доходов и финансированию терроризма.

Чрезвычайно показательной является деятельность ВТБ в области внедрения единой системы брендов и маркетинговых коммуникаций. Так, к настоящему времени все основные банки группы перешли на единый бренд «ВТБ». «Сейчас уже можно уверенно сказать, что внедрение нового бренда прошло успешно и, таким образом, мы смогли консолидировать наши банки и сформировать четкое и понятное рынку позиционирование группы, — говорит старший вице-президент, член правления ВТБ Василий Титов. — В настоящее время всеми участниками группы ВТБ осуществляется скоординированная информационная, рекламная и маркетинговая политика с учетом особенностей стран присутствия, специфики распределения клиентской базы и потребностей в банковских продуктах».

Ольга Грачева,
секретарь УКБГ, директор отдела корпоративного управления и организационных проектов ВТБ
«Группа банков должна работать эффективнее, чем каждый из них по отдельности, так чтобы «2+2» было больше, чем «4»

Участники группы ВТБ стали более эффективно использовать потенциал и возможности друг друга. Ольга Грачева привела несколько примеров такого взаимодействия: «С вхождением в группу Банка ВТБ (Германия) клиенты группы получили возможность использования его клиринговой системы и широкой корреспондентской сети. В то же время Банк ВТБ (Франция) значительно увеличил объем своих операций за счет заключения новых сделок с клиентами головного банка».

Еще один положительный пример связан с присвоением ВТБ 24 высоких международных рейтингов, отражающих соответствующий уровень поддержки, которую в случае необходимости ВТБ 24 может получить от головного банка.

В свою очередь, являясь ключевым розничным банком группы, ВТБ 24 рассматривается как основной координатор и методолог развития розничного бизнеса группы в СНГ.

Банки такие разные…

Существует множество различий между банками, входящими в группу. Сюда можно отнести не только различные страны пребывания и соответственно разные юрисдикции и несовпадающие требования к кредитным организациям. Это также разные языки и менталитеты, отличающийся уровень развития инфраструктуры банков и их автоматизированных систем. И, наконец, непохожие бизнес-процессы и внутренние корпоративные культуры.

Банки группы ВТБ расположены в Европе, Азии, Африке, на территории государств СНГ. Европейские стандарты ставят перед ВТБ очень серьезные требования. Курировать работу банков на рынке стран СНГ проще, поскольку законодательство на территориях постсоветского пространства имеет много общего с российским. Однако если речь идет об Азии и Африке, то тут ВТБ вступает в совершенно новую зону, где многое еще придется изучить. Все это приходится учитывать при внедрении общегрупповых стандартов. Ключом к успеху в данном случае является построение взаимодействия таким образом, чтобы экономическую выгоду от него получали все банки. «Мы убеждены, что основным доказательством, подтверждающим положительные результаты внедрения единых стандартов, должно стать повышение эффективности деятельности как группы в целом, так и отдельных банков, — отмечает Ольга Грачева. — Надеемся, что очередные финансовые результаты подтвердят нашу уверенность».

ТЕКСТ ОКСАНА ЧЕРКАССКАЯ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП