Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 1 (7) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Синергетика

Чайная марка
Главный хранитель традиций русского чаепития

ЧАЙ — ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК БОЛЬШИНСТВА НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ. СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ ПОТРЕБЛЯЕТ ЕГО 2 — 3 РАЗА В ДЕНЬ, ЧТО ДЕЛАЕТ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРЕТЬИМ В МИРЕ ПО ОБЪЕМУ. КОМПАНИЯ «МАЙ» СМОГЛА ОРГАНИЗОВАТЬ САМОЕ КРУПНОЕ ЧАЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЕВРОПЕ. ОНО БЫЛО СОЗДАНО ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ВТБ.

Конечно, ВТБ не всегда помогал компании «Май» — в ее истории был долгий период развития за счет собственных ресурсов. Но достижение амбициозных задач оказалось возможным только при помощи солидных партнеров. Теперь чайная компания и банк работают вместе, и результаты их совместной работы явно приходятся по вкусу россиянам.

Первое чаепитие дня

Один из сегодняшних лидеров отечественного рынка чая — компания «Май» недавно отметила свой пятнадцатилетний юбилей. Она была создана в 1991 году бывшим военным переводчиком Игорем Лисиненко. Изначальный уставный капитал компании был совсем небольшим, однако ей удалось достаточно быстро найти уникальную нишу — фирма первой наладила поставки в РФ цейлонского чая.

В то время на мировом рынке сложилась удачная для россиян конъюнктура. Ирак, один из главных импортеров цейлонского чая, оказался в международной изоляции после оккупации соседнего Кувейта. Объявленное международным сообществом эмбарго привело к перепроизводству чайного листа в основных странах-производителях и закономерному снижению цен. А из-за развала советской системы снабжения в России возник дефицит практически всех продовольственных продуктов, в том числе и чая. Сложилась явно нетипичная маркетинговая ситуация — дешевизна товара при огромном спросе на него. Эти обстоятельства удачно использовал Игорь Лисиненко, сумевший организовать регулярные поставки в страну крупнолистового цейлонского чая, который на долгие годы стал лидером спроса на российском рынке и сформировал особый вкусовой профиль наших потребителей. Сегодня более 60% чая в Россию поставляется из Шри-Ланки, и во многом это заслуга «Мая».

В 1993 году в компании решили создать собственный чайный бренд. Так появился «Майский чай», в сжатые сроки ставший самой популярной маркой в стране. Активные усилия по строительству системы дистрибуции, предпринятые менеджментом, позволили быстро получить лояльных потребителей во всех уголках страны. В ту же пору в Шри-Ланке была зарегистрирована дочерняя фирма Maytea Export Co, представляющая интересы московской компании в странах-производителях чая. По сей день постоянно действующие представительства на плантациях — это эксклюзивное преимущество компании «Май»: иностранному капиталу теперь не позволяют контролировать чайный экспорт из Индии и Шри-Ланки.

Свои листья

Итак, «Май» обеспечил себя сырьем, но фасовалось оно за рубежом, что затрудняло оперативное реагирование на динамику потребительского спроса. Тогда в компании и приступили к строительству собственного производства. В 1999 году в городе Фрязино, в 25 км к северо-востоку от Москвы, на площади 5 га была построена первая в истории новой России частная чаеразвесочная фабрика. Кредит на строительство производственного комплекса мощностью 70 тонн листового и 16,5 тонн пакетированного чая в сутки чаепроизводители получили от Сбербанка, однако развивать свое производство они будут уже с новым финансовым партнером — ВТБ. Впрочем, до того как приступить к увеличению мощностей, предстояло решить еще несколько задач.

Ирина Лисиненко,
финансовый директор компании «Май»
«Хочется отметить высокий уровень профессионализма команды сотрудников ВТБ»

Первой целью стала диверсификация в другие сегменты рынка напитков. В 1997 году компания «Май» первой в стране вывела на рынок под собственной маркой растворимый кофе, приготовленный по технологии freeze dried (удаление влаги из настоя кофе путем замораживания), а также выпустила кофе в пакетиках «три в одном». Вскоре после этого был начат выпуск холодного чая (ice tea) с фруктовыми вкусами. Вторая маркетинговая задача, которую пришлось решать, — это преодоление последствий экономического кризиса. После дефолта 1998 года покупательная способность россиян резко упала. Большинство чайных компаний были вынуждены, жертвуя качеством, переориентироваться на поставки дешевых сортов. Производители «Майского чая», всегда делавшие ставку на качественное сырье, поступиться принципами не захотели. Для того чтобы соответствовать ограниченным возможностям потребителя, компанией «Май» на рынок был выведен новый чайный бренд — «Лисма». Очень скоро он стал одним из лидеров сегмента недорогих чаев.

В 2003 году и «Майский чай» дождался своего часа. К этому времени доходы россиян вернулись на прежний уровень, и качество вновь стало определяющим фактором при выборе покупателей. Потребители вернулись к проверенной марке. Под новым названием «Майский», в новой современной упаковке, с новыми коллекциями вкусов чай от компании «Май» вновь занял ведущие позиции в среднеценовом сегменте.

Заварка в пакетиках

Следующий этап в развитии компании начался около пяти лет назад. Анализируя структуру потребления и особенности рынка в европейских странах, аналитики предсказывали бурный рост сегмента пакетированного чая в России. Так, на Западе на пакетированный чай приходится до 90% рынка, тогда как у нас в то время наибольшим спросом пользовался листовой чай. В компании «Май», чьи мощности по производству чая в пакетиках обладали достаточным потенциалом, приняли решение еще более усилить это направление. Было произведено техническое переоборудование производства с привлечением финансирования по линии ВТБ. «Наше сотрудничество с банком началось, когда мы приняли решение о запуске нового этапа программы развития своего производственного комплекса, — рассказывает финансовый директор компании «Май» Ирина Лисиненко. — С тех пор было реализовано несколько проектов по связанному финансированию под страховое покрытие экспортного страхового агентства Euler Hermes. Это позволило нам осуществить дополнительные инвестиции в производство за счет собственных и заемных средств на сумму более $20 млн и значительно усилить наши позиции в отрасли. Благодаря совместной работе с ВТБ мы получили дополнительный импульс для развития, а наш комплекс в 2007 году станет крупнейшим чайным производством в Европе». Технологическим партнером и разработчиком инженерной концепции программы модернизации производства стала известная немецкая фирма Teepack. В итоге мощность производства во Фрязине составила более 30 000 тонн фасованного чая в год, а общая площадь производственных помещений достигла 30 000 кв. м. Фабрика стала самым крупным предприятием подобного профиля в России.

В декабре 2003-го была запущена новая очередь линий по производству пакетированного чая, одновременно проводились работы по модернизации существующего оборудования. Современное техническое оснащение и высокая производственная культура позволили компании «Май» в 2004 году первой из отечественных чайных компаний получить сертификат на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 от немецкой аудиторской фирмы TUV. В результате «Май» оказался производителем, наиболее подготовленным к взрывному спросу на современный формат потребления чая. Его чайный бренд «Лисма» в течение последнего года уверенно вышел на 1-е место по продажам пакетированного чая в своем сегменте. Всего же к концу 2005 года совокупный объем инвестиций компании «Май» в свое производство достиг $45 млн. Для сравнения: по оценкам ассоциации «Росчайкофе», начиная с 1997 года в чайную отрасль России было вложено около $200 млн.

«Чай по-русски»…

…Так почти во всем мире называют чай с лимоном. А многие россияне считают типично русским чаем именно напиток от компании «Май». Еще в 1996 году исследования группы КОМКОН показали, что наши соотечественники знают три сорта чая — «индийский», «цейлонский» и «Майский». По данным самого производителя, регулярными потребителями «Майского» являются 19% жителей России и 55% представителей среднего ценового сегмента. Кроме того, этот чай показывает самое высокое знание о марке — 96% любителей напитка знают о существовании данной торговой марки. За оригинальный вкус и высокое качество продукция предприятия удостоена десятков престижных наград — как российских, так и на международных продовольственных выставках. Успех можно выразить в цифрах. Объем продаж «Мая» в 2005 году составил $146,3 млн — на 17% больше, чем в 2004-м.

Компания все более уверенно чувствует себя на внешних рынках. Через разветвленную сеть филиалов и представительств «Май» экспортирует свою продукцию во многие страны СНГ, Германию, Израиль, Монголию, США и Болгарию. При этом представители компании уверяют, что объем экспорта в 2005 году вырос более чем в три раза. При столь бурном выходе за рубеж предприятие успевает расширять свою долю и на внутреннем рынке. По данным мониторингового агентства ACNielsen, в 2005 году на российском рынке чая в натуральном выражении продукция компании «Май» занимала 13,9-процентную долю (на 2% больше, чем в 2004 году — это самые высокие темпы роста в пятерке лидеров рынка чая). В стоимостном выражении доля производителя составляла 12,9% рынка (рост доли — 0,7% в течение года).

Сегодня «Май» входит в десятку ведущих производителей фасованного чая в мире. Но известно, что чем крупнее масштаб, тем серьезнее вызовы. Тяжелым испытанием для российских производителей чая может стать вступление России в ВТО: ввозные пошлины на фасованный чай могут быть снижены почти вдвое — с 20% до 10%. Отраслевые эксперты считают, что одним из главных инструментов в борьбе за рынок может стать эффективное и современное производство, способное гибко реагировать на колебания спроса. Впрочем, за один из аспектов чайная компания «Май» может быть спокойна: ее финансовые тылы надежно прикрыты хорошими взаимоотношениями с одним из крупнейших российских кредитно-финансовых учреждений — ВТБ.

ТЕКСТ АРКАДИЙ БУДОВНИКОВ. ФОТО ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП