Рейтинг@Mail.ru Сайт ВТБ В начало
 
  В номере

№ 6 (12) 2007

| Корпоративные СМИ ВТБ


Культура

Культура

Скульптурная летопись
Виртуальный обход произведений искусства

В ИЮНЕ ЭТОГО ГОДА В МИХАЙЛОВСКОМ (ИНЖЕНЕРНОМ) ЗАМКЕ РУССКОГО МУЗЕЯ ПУБЛИКЕ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ФОНДЫ МУЗЕЯ, ДОСТУПНЫЕ ЗРИТЕЛЮ, — ОТКРЫТЫЙ ФОНД СКУЛЬПТУРЫ ХХ ВЕКА». В ВИТРИНАХ И НА ПОСТАМЕНТАХ РАЗМЕСТИЛИСЬ ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЛАСТИКИ ХХ ВЕКА ОТ АВАНГАРДА 1920-Х ГОДОВ ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ. ЭТИ ЭКСПОНАТЫ НЕ ВОШЛИ В ПОСТОЯННУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ МУЗЕЯ. ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ БАНКА ВТБ.

Открытый фонд современной скульптуры — эксклюзивный в российской музейной практике проект. Метод, предложенный в экспозиции, используется впервые. Расположенный на третьем этаже Михайловского замка открытый фонд скульптуры ХХ века включает около 200 произведений — авангард и новое советское искусство послереволюционного периода, социалистический реализм, полотна художников конца ХХ века. Скульптуры больших размеров расположены на подиуме в центре зала, снабженном вращающимися платформами. Особо крупные работы стоят по периметру зала. Пластика средних размеров занимает стеклянные витрины по периметру первого уровня зала. На антресоли, занимающие второй уровень, ведут винтовые лестницы. В витринах собраны произведения современных скульпторов, не вошедшие в постоянную экспозицию музея.

Гибкая женская фигура «Березка» Анны Голубкиной, выполненная в 1927 году — в год смерти художницы, деревянная голова «Дружинника» — эскиз к композиции Сергея Коненкова «Степан Разин», гипсовый «Ангел» Петра Брамирского — проект надгробия Василия Сурикова. По строгим условиям хранения гипс и дерево располагаются в разных отделах шкафов-витрин, в каждом из которых поддерживается определенный режим температуры и влажности.

Завораживают скульптуры советского периода: голова знаменитой «Девушки с веслом» Ивана Шадра, мощная и витальная фигура обнаженной «Юлии» Веры Мухиной из тонированного гипса соседствует с портретом мужа художницы, врача Алексея Замкова. Удивительна скульптура «Мудрость» Иннокентия Суворова (члена общества «Мастера аналитического искусства» Павла Филонова) — подобная древнему деревянному идолу из Мексики или Перу, с расписной короной на ассиметричной голове. Портрет Владимира Маяковского Дмитрия Цаплина, выполненный словно в традициях египетского искусства, располагается по соседству с «Головой рабочего» Бориса Королева — чистым социалистическим реализмом. Динамичные эскизы Мухиной к легендарной скульптуре «Рабочий и колхозница» чрезвычайно отличаются от «Дискобола» Матвея Манизера и «Метательницы диска» Елены Янсон-Манизер.

В другой витрине собраны документальные свидетельства времени — натурные портреты Анатолия Луначарского и Владимира Ленина художника Натана Альтмана, образы Ленина в исполнении Николая Андреева, «Лениниана» Матвея Харламова. Скульптура Владимира Ленина из красного гранита художника Сергея Меркулова времен строительства канала «Москва — Волга» дает представление о стиле автора проекта стометровой статуи вождя для Дворца Советов в Москве. По замыслу художника, в голове статуи, теряющейся в облаках, должна была располагаться библиотека.

Экспозиция открытого фонда скульптуры — настоящая летопись времени. Военные скульптуры партизан, портреты Александра Твардовского Сары Лебедевой, автопортрет Александра Матвеева, Дмитрий Шостакович, выполненный с натуры Александром Черницким. Хранители экспозиции деликатно подчеркивают, где московская, а где ленинградская школа — их соперничество существовало всегда.

«Суровый стиль» Нины Жилинской в терракотовых работах «Кормящая» и «Строительница» сразу притягивает к себе взгляд, как и портрет самой художницы за работой, выполненный скульптором Дмитрием Шаховским. А рядом — гротескная, крутобедрая «Джульетта» Нинель Богушевской, скульптура 1970-х годов. Одна из самых интересных работ в экспозиции — «Слепой» Дмитрия Каминкера, стоящий в бронзе на улице Правды в Петербурге. Созданный буквально из подножных материалов — старого дерева, колеса от телеги, железных скоб, — он отражает оригинальный творческий стиль обитателей деревни художников «Озерки». Тут же «Балерина» работы Степана Эрьзи — тонкая, с нежными линиями, сохранившая тепло янтарного дерева.

Художница Пелагея Шурига долгие годы скрывала в своей мастерской яркую, расписную скульптуру «Мексика». Теперь эта удивительная работа нашла достойное место в зале Инженерного замка. После персональной выставки петербуржца Льва Ланеца в экспозиции остался двусторонний бронзовый рельеф «На музыку Шенберга «Лунный Пьеро» — изящная философская работа 1966 года. Одно из наиболее лаконичных и элегантных произведений — деревянные «Мальчишки» Аделаиды Пологовой — находится неподалеку от входа в зал, радуя посетителей легкими и простыми линиями. С ним соседствует самая авангардная и эксцентричная скульптура — портрет дочери Льва Сморгона, составленный из необработанных кусков гранита подобно некоему доисторическому конструктору.

Зал открытого фонда скульптуры оснащен специальным высокотехнологичным оборудованием, открывающим перед посетителем обширные возможности. Перед каждой группой витрин установлен информационный киоск с экраном. Он вращается на 180 градусов, и отсюда можно управлять подсветкой экспонатов, выделяя необходимые. На экране компьютера появляются сведения об интересующей посетителя скульптуре, а также о художнике. Нажатием кнопки можно вращать работу, увеличить ее, увидеть детали. Виртуальный обход произведения с помощью интерактивного экрана — занятие захватывающее. Иначе рассмотреть выставленные в витринах скульптуры невозможно.

Для крупных работ, расположенных на подиуме в центре зала, предусмотрено вращение отдельных экспонатов, осуществляемое с пульта соответствующего киоска.

В центре зала находится голографический экран, управляемый с компьютера. Он предназначен для демонстрации фильмов, слайдов, фотографий во время научных конференций и специальных экскурсий.

Экспозиция на антресоли зала используется для мелкой пластики, также расположенной в витринах. Причем витрины снабжены матовыми дверями и регулируемой подсветкой полок. Желание открыть дверцу как бы вовлекает посетителя в процесс взаимодействия с произведениями искусства. Наверху размещены специальные места для тех, кто пришел в залы фонда, как в читальный зал библиотеки.

Работа над открытым фондом скульптуры ХХ века в разгаре. Идет окончательная расстановка экспонатов, продолжается техническое оснащение антресоли. После того как к нему присоединится открытый фонд скульптуры ХIХ века, а в Мальтийской тронной расположится экспозиция нумизматики, новый и сложнейший проект Русского музея станет доступен широкой публике.

ТЕКСТ НАТАЛИЯ КОЛЕСОВА

Екатерина Селезнева,
главный хранитель Государственной Третьяковской галереи

«Cкульптура — это очень тонкая материя»

- Екатерина Леонидовна, Русский музей организовал экспозицию «Фонды музея, доступные зрителю, — открытый фонд скульптуры ХХ века». Какое значение имеет открытие запасников для развития музейного дела в России?
- Эта идея уже давно витает в воздухе, многие крупные музеи открыли свои запасники для посетителей — например, Эрмитаж.
Третьяковская галерея, в свою очередь, строит новое здание на Кадашевской набережной, где также планирует организовать выставки из фондов музея. Мы думаем про древнерусское искусство, думаем и про скульптуру. Мне кажется, это очень хорошая идея, которая действительно позволит интересующейся публике проникнуть в «глубь» музея, в его запасники.

- В чем заключается принципиальное отличие организации такой экспозиции от других выставочных проектов?
- Что касается сложности организации выставки скульптур, то для такой экспозиции крайне важен антураж. Мы знаем, как великолепно смотрится скульптура под открытым небом, на траве, в парках на фоне деревьев. В закрытых помещениях невозможно воссоздать нечто подобное, да и не нужно. Поэтому над выставкой скульптуры надо долго размышлять с хорошим профессиональным дизайнером, чтобы получившаяся экспозиция не стала монотонной, чтобы разглядывание произведений не оказалось утомительным для зрителя. Как ни странно, скульптура — очень тонкая материя. Когда проходила реконструкция нашей Третьяковской галереи, мои коллеги решили заказать за рубежом для обновленной постоянной экспозиции роскошные подиумы для скульптурных работ. И в каких-то случаях произошли, если можно так сказать, досадные неточности. Дело в том, что подиум не должен быть зрелищнее и ярче самого произведения.
А когда монохромная, однотонная скульптура размещена на ярком пятнистом мраморе, то подиум, естественно, отвлекает, он притягивает внимание посетителя больше, чем сама авторская вещь. Я понимаю, какую непростую задачу решали сейчас коллеги в Русском музее.
В этом и заключается принципиальное отличие данного проекта от других экспозиций — скульптуру чрезвычайно сложно экспонировать. Именно потому так популярны те музеи, которые имеют возможность показывать скульптурные шедевры на открытом пространстве. К примеру, французский фонд Мэг (Maehgt), расположившийся в уютном месте на Лазурном берегу в небольшом городке Сен Поль де Ванс, или находящийся в предгорьях швейцарских Альп фонд Пьера Джанадда (Pierre Gianadda), также известный своим превосходным парком скульптуры. Произведения круглый год стоят на открытом воздухе, там климат это позволяет. А у нас такого рода выставки создавать чрезвычайно трудно. Иногда они получаются случайно — как выставка демонтированных российских памятников, выставленных в парке около нового здания Третьяковской галереи на Крымском валу объединением «Музеон». Но это скорее любопытно, нежели музейно.
Я с большим интересом, как только попаду в Петербург, пойду в Русский музей посмотреть, что получилось у наших коллег.

- Главным новшеством проекта стал принципиально иной тип интерактивной экспозиции с использованием ИТ-технологий. Нужны ли музеям такие инновации?
- Андре Мальро сказал: «В каждом музее чего-нибудь не хватает». И если мы возьмем, к примеру, таких китов музейного дела, как Эрмитаж, Лувр, Прадо, то понимаем, что в каждой коллекции есть свой смысл, свое ядро, начало и конец, но какой бы цельной она ни была, она все равно не может дать полного представления обо всех без исключения сокровищах мира и процессах в искусстве. И когда музей готовит ту или иную выставку, с дидактической точки зрения ему иногда необходимо на что-то опереться. Это может быть образ или какой-либо исторический факт — пусть даже этот элемент не входит в сам проект «материально», но необходимая отсылка есть. И если зрителю интересно расширить горизонты собственного восприятия, он увидит и узнает об этом тут же, на выставке, благодаря новейшим музейным технологиям. Мне кажется, что это замечательная возможность, и все музеи должны ее быстрее освоить.


 

Добавить комментарий

Имя: *
Фамилия: *
E-mail: *
Текст: *
Введите код: *
 


21 октября 2016

ВТБ снижает ставки по ипотечным кредитам

20 октября 2016

ВТБ снижает ставки по кредитам для компаний малого и среднего бизнеса в рамках программы Корпорации МСП